О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

5 открытий и 1 закрытие к сезону

   На минувшей неделе, пожалуй, впервые официально и публично было признано: ежегодное падение туротрасли в Сочи составляет около 15 процентов. Именно такую цифру озвучили и после видеомоста Сочи — Санкт-Петербург на тему «Лето-2011: что российскому туристу по карману?» На фоне традиционно-оптимистических отчетов о непрекращающемся росте числа отдохнувших на сочинском побережье это заявление звучало явно поперек оркестра, но, в то же время, впервые официальные цифры отличаются от того, что мы видим на улицах, пляжах, ресторанах и проч., столь драматически, как это было в последние годы. В конце концов, чтобы проблему решать, необходимо знать ее в лицо и не пытаться сделать приличную мину, прикрывая провалы сезона словами «а еще есть отдыхающие одного дня». Так что «15 процентов» были открытием не приятным, но важным. Какие еще «открытия» делаются перед сезоном?

   Открытие 1. Египет (Тунис, Ливия и т.д.) нам …не поможет
   «Куй путевки, пока в Африке горячо» — сделали девизом подготовки к новому пляжному сезону наши «турецкие коллеги» по туристическому бизнесу. Хотя официальная позиция руководителя туристического и культурного департамента Турции Седата Гонуллуоглу, цитируемая российскими изданиями, полна византийской коварщины в этой изысканной вежливости к арабским соседям: «Мы знаем, что между нами и Египтом существует конкуренция, но нам не хотелось бы, чтобы они страдали от происходящего. Мы не будем поднимать цены на авиарейсы и размещение в отелях только потому, что в Египте имеются проблемы. Если люди выбирают наше туристическое направление, это хорошо. Но мы не будем наживаться на беспорядках, происходящих в Египте».
   И нам в этой борьбе места мало. С Египтом у Турции борьба за отдыхающего идет на правительственном уровне, а не на уровне «Большой Сочи — Турция».
   Воюют Турция и Египет большей частью именно за российского потребителя. У Туниса самыми популярными поставщиками отдыхающих были Германия и Италия. Марокко — популярное европейское направление пляжного отдыха, которое до магрибских переворотов было для россиян больше экзотикой, чем проторенной дорожкой. А Ливия и Алжир известны скорее как точки на нефтегазовой карте мира, чем как обладатели туристически благоустроенного побережья.
   Из стран, ведущих активные боевые действия (в какие бы политкорректные одежды ни рядили это СМИ), пожалуй, только Израилю удается держать стабильный туристический поток. В Египте же от революции первой пала именно туристическая отрасль. Египтяне остались без работы, а россияне — без пирамид, пляжа и бассейнов. Туристические отношения «Россия — Египет» были очень глубоки — до 3 млн россиян в год. В прошлом году Турция приняла на отдых 3,2 млн наших соотечественников и на грядущее лето имеет желание этот план перевыполнить и принять 4 млн.

   Открытие 2. Реклама — двигатель туристов
   «У нас разработана комплексная рекламная кампания, которая пройдет с апреля по июнь 2011 года как на федеральных каналах, так и в 8 регионах страны», — обещает и.о. начальника управления курортного дела и туризма А. Грачев. Этот тип рекламы Сочи используется не первый год, и ее эффект оценить не просто, так что целиком списывать провал на огрехи в рекламе не стоит: кризис все-таки.
   Открытие вообще касается не нашей рекламы. Рекламный экшн Турции стартовал в начале февраля, и по акциям раннего бронирования заявки есть уже даже на октябрь. При покупке в дореволюционном (в Африке) январе летних путевок вдвоем можно было отдохнуть неделю в «трех звездах» за 800 долларов. Но уже сейчас, когда, как и у нас, в Сиде и Аланье глубокое межсезонье, многие турецкие туроператоры рапортуют о 99-процентной загрузке рейсов (в том числе и из Европы). И рассчитывать на скидки не приходится.

   Открытие 3. Нефть в обмен на отдыхающих
   Возможно, не самое очевидное открытие, которое, меж тем, может существенно повлиять на туристический поток как в Сочи, так и из России, состоит в том, что уже сегодня нефть стоит 117 долл. за баррель. Казалось бы, при чем здесь отдыхающие в Сочи? С одной стороны, когда нефть в начале экономического кризиса рухнула до 50 долл. (а временами плескалась у 33 долл. за баррель), многим россиянам пришлось потуже затянуть финансовые пояса и их планы на отпуск существенно сократились. Но и дорогая нефть для нашего туристического бизнеса — не сладко. Основная причина роста цен на нефть — эмиссия американских долларов, которые теряют статус надежного убежища и средства сбережения. А это укрепляет рубль, что в переводе на нормальный язык означает: товары и услуги, которые можно купить за евро и доллары, получают фору в борьбе за потребителя. Так как в валюте зарубежный отдых не дорожает, то в глазах россиян он становится привлекательнее. Прибавляем к этому неизбежно растущие «топливные сборы» авиаперевозчиков и понимаем: кто от кризиса оправился и собирается отдохнуть у моря, будет «очень сильно думать» над перспективами зарубежной поездки.
   Кстати, туристический портал «Турдом» отмечает, что в этом году первыми раскупаются не «3 звезды» Анталии, а 4-5-звездочные отели Мраморного моря.

   Открытие 4. В Сочи не дорого
   Этим открытием поделился председатель Городского Собрания Сочи А. Луцык. По его данным, цены сезона-2011 изменились в пределах инфляционной корреляции. Например, «Адлер-Курорт» за место в двухместном номере брал 1900 руб., в этом году — 2190 в сутки. В сумму включено трехразовое питание и санаторно-курортное лечение. Этот курортный холдинг имеет емкость порядка 3,5 тысячи мест. В «Заполярье» было3750 руб. в сутки с человека в двухместном номере, стало 4200. «Спутник», имеющий «3 звезды» со времен «Интуриста», сейчас стоит 3340 руб., а прошлым летом — 3025. Место в двухкомнатном(!) номере «Южного взморья» стоит 4320 руб., против 3860 прошлогодних. Трехразовое питание, близкий пляж, санаторно-курортное лечение включены. И если против истины не грешить, то необходимо признать, что питание в сочинских отелях, как минимум, нормальное, санаторное лечение — хорошее, а про пляжи поговорим ниже.
   Для корректности открытия приведем следующие цифры. По данным управления по туризму комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Санкт-Петербурга, сейчас 3-звездочная гостиница в Питере на человека в двухместном номере начинается со 100 евро, а что будет в «белые ночи», когда весь центр города превращается в одну большую сдаваемую в наем коммуналку, — представить страшно. При этом Санкт-Петербург ориентируется, скорее, на европейского отдыхающего, а не на россиянина. И в цену не входит ни питание, ни, тем более, лечение. Вот что действительно тормозит турпоток в Сочи — это статья расходов на «добраться».

   Открытие 5. Сочи — это улетно дорого…
   Каждый сочинец с ходу назовет минимум трех мэров, которые объявляли о том, что обратятся в правительство с целью решить проблему дороговизны билетов в Сочи. Поэтому скепсис по поводу ниже изложенной информации будет понятен, но действия нынешней администрации Сочи по этому вопросу следующие. Муниципалитет действительно обратился с инициативой в Государственную Думу о снятии 18-процентного НДС на авиаперевозки внутри страны. Законопроект «лежит» в Думе, и о каком-то значительном лобби ничего не известно. Но и ожидать, что цены на билеты упадут на 18 процентов в случае принятия этого законопроекта, не стоит. Ведь топливные акцизы пока никто отменять не собирается.
   При этом, если кто-то попытается доказать, что чартерные авиаперевозки, позволяющие своей мизерной ценой завозить отдыхающих со всего мира, — дело рук частных компаний, не сильно этому верьте. Это планомерная и местами довольно жесткая политика государственного уровня. Именно она позволяет авиаперевозки «главных инвесторов» — отдыхающих — сделать доступными. В России потуги решить проблему недоступности авиасообщения для населения наблюдались: в прошлом году некоторым категориям граждан удалось по льготным тарифам совершить путешествия с Дальнего Востока «в Россию» (такой термин употребляют за Уралом). Цена на туры, однако, даже в страны с традиционно дотируемыми из бюджета перевозками отдыхающих, несколько выросли. И пока это связывают именно с ростом цен на топливо (см. выше) и, соответственно, на авиаперевозки.

   Закрытие 1. Пляжи будут недоступны
   Это открытие несколько выбивается из раннее заявленных стратегий развития хотя бы элементарного порядка в деле пользования пляжами. Так вот. Впервые в этом году признано, что акции по открытию пляжей провалились. Немного подробностей. Официально в Сочи 161 пляжная территория. Из них 35 — «городские». Муниципалитет проводит там конкурсы, разрабатывает единые стандарты и гарантирует, что на эти 35 пляжей будет свободный вход.
   Сейчас руководитель Городского Собрания, человек, имеющий солидный опыт работы в санаторно-курортной отрасли, призывает не пляжи открывать для местных и «дикарей», а «понимать санатории»: они «свои» пляжи и охраняют, и благоустраивают. Как же сочинцам и отдыхающим, снимающим квартиры, попасть при такой позиции городских властей к морю?
   А. Луцык предположил, что, возможно, тем санаториям, которые будут пускать «посторонних», надо предоставить налоговые льготы. Что в принципе равнозначно тому, что санатории в этом году будут «поняты».
   …Накануне грядущего сезона было сделано множество открытий помельче. Например, как новшество преподносится создание в городе… морского такси. Уже есть договоренность с санкт-петербургской верфью о поставке 4 катеров, которые будут курсировать вдоль всего побережья, развозя курортников по их курортным делам и разгружая транспортную систему Сочи. «Но ведь морское такси открывали и в прошлом, и в позапрошлом году», — скажет читатель, не страдающий амнезией, и будет прав. И пляжи открывали, и за отдыхающими по городам и весям с рекламой ездили, и с перевозчиками «отрабатывали вопросы». Наверное, не в последнюю очередь этим и объясняется результат — «минус 15 процентов». Вот как бы нам — с учетом «последних открытий» — в этом сезоне не потерять очередные 15 процентов.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT