О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Дырка от бублика

   Давно уже ни для кого не секрет, что Сочи — город нескончаемых пробок на дорогах. О них туристов теперь предупреждают даже в турагентствах. Но удивительная штука — сочинские водители согласны платить практически любые деньги, чтобы парковаться там, где удобно. В итоге случаются казусы. И виноватого порой не сыщешь…

   С Владиславом Амягиным приключилась неприятная история. Его дочь, отправившись в центр города на машине отца, поставила ее на платную стоянку на улице Горького возле железнодорожного вокзала. Вернувшись через некоторое время, девушка обнаружила, что капот машины пробит. Однако охранники уверяли, будто ничего не видели. Директор автостоянки приехавшему на место происшествия хозяину автомобиля заявил, что ответственности никакой не несет, потому как по документам у него — парковка. Однако ни документы на право деятельности, ни запись с камеры видеонаблюдения потерпевшие так и не увидели. Добились лишь того, чтобы денег с них за стоянку не брали, да оформили ДТП в ГАИ. В общем, за дырку в капоте получили дырку от бублика. А между тем экспертиза оценила ущерб в 15 тысяч рублей, тогда как реальные расходы на восстановление автомобиля с учетом нынешних цен, по оценкам знающих людей, могут составить более 20 тысяч.
   — Я хочу, чтобы жители и гости нашего города, прежде чем отдавать деньги, знали, что данная автостоянка (ООО «Динамо-Граница») ни за что не несет материальной ответственности, и это происходит у стратегически важного и с массовым пребыванием людей объекта — железнодорожного вокзала, — возмущается Владислав Амягин.
   Конечно, не в полномочиях газеты выявлять правых и наказывать виноватых. Однако проблема, с которой столкнулся наш читатель, стоит весьма остро, потому как схожие обращения в редакцию поступают нередко. И тут важно четко разделить два термина — «парковка» и «стоянка».

Постояли — в туалет

   Начнем с того, что в федеральном законодательстве сейчас нет слова «парковка». Оно было в Законе РФ № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Однако с 1 января 2004 года вступил в силу другой нормативный акт — Закон № 117-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ». В нем сбор за парковку автотранспорта как вид местного налога был отменен. И федеральное законодательство разрешает брать с автолюбителей деньги не за парковку, а только за стоянку. Однако стоянка — это уже не просто участок асфальта, а сооружение с определенными требованиями к безопасности, санитарно-эпидемиологическому состоянию и документам. Выражаясь проще, парковка — это отгороженный участок около проезжей части, расчерченный на прямоугольники, где оставить свой автомобиль может любой желающий. Стоянка — это специально отведенная и соответственно оборудованная территория, чаще всего — охраняемая, с полной ответственностью ее владельцев за сохранность вашего автомобиля. В том случае, если стоянка платная, разумеется.
   — Платные парковки сегодня можно назвать лишь «полузаконными»: федеральному законодательству они уже противоречат не так грубо, но оказанием полноценной услуги их деятельность считать нельзя, — цитирует кандидата юридических наук Виктора Похмелкина журнал «Авторевю». — Для этого необходимо в законодательном порядке четко оговорить права и обязанности владельцев парковки, парковщиков и водителей. Пока такого закона нет, автомобилисты платят фактически ни за что. Кстати, требования не ставить автомобили на проезжей части рядом с гостиницами, ресторанами или клубами тоже зачастую незаконны. Единственное, что может запретить парковку на проезжей части дороги общего пользования, — это соответствующие дорожные знаки или разметка.
   Вместе с этим при наличии около социально важного объекта платной парковки в обязательном порядке должна быть и альтернативная бесплатная — пусть даже менее удобная, поясняют в Гильдии российских адвокатов. В противном случае деятельность такой парковки идет вразрез с законодательством, которое вводит запрет на навязывание услуг. Да и вообще, ныне существующий закон чаще на стороне тех, кто платить не хочет. К примеру, вы имеете право не оплачивать парковку на вокзалах, если у вас есть билет и некоторое количество свободного времени в запасе. Билет в этом случае — гарантия пользования всей вокзальной инфраструктурой. При выезде с парковки, упершись бампером в шлагбаум, можно добиться того, чтобы вас беспрепятственно выпустили. К слову, при наличии билета можно бесплатно пользоваться и туалетами — за два часа до поезда и в течение тех же двух часов после его прибытия. Правда, здесь надо четко знать, что парковка или туалет расположены на территории, считающейся привокзальной.
   Кстати, некоторые юристы вообще склонны видеть в платных парковках заведомо незаконное предпринимательство, а взимаемые за возможность припарковаться деньги считают экзотической формой налога. Но поскольку такого налога как плата за парковку, законодательство нашей страны не предусматривает (это подтвердил Верховный суд, а с ним не поспоришь), заинтересованные лица часто называют платную парковку субарендой. Мол, некая фирма берет в аренду участок улицы или другого кусочка земли, расчерчивает на прямоугольники, затем сдает прямоугольники в субаренду и получает за это деньги. Между тем Закон «О защите прав потребителей» совершенно ясно говорит о том, что любой договор купли, продажи, дарения, аренды, субаренды носит исключительно добровольный характер.

Угнать? Запросто!

   Впрочем, если опираться на частный случай, описанный нашим читателем, то как бы ни была оформлена территория около железнодорожного вокзала и в чьем ведении ни находилась бы земля под ней, на въезде там крупными буквами написано: «Платная стоянка». Правда ниже, уже мельче, указано, что за вещи, оставленные в автомобиле, администрация ответственности не несет. С точки зрения закона это, мягко говоря, лукавство. Подобно тому, как лукавят в супермаркетах, вывешивая объявления, что уцененный товар возврату и обмену не подлежит. Не подлежат возврату лишь определенные виды товаров, независимо от их ценовой категории. Так же как и на стоянках ответственность их владельцев распространяется на все имущество клиента — и на магнитолу в автомобиле, и на бензин в баке, и на боковые зеркала, например.
   — Согласно постановлению правительства о платных стоянках, их администрация гарантирует сохранность и комплектность транспорта, принятого на хранение, и несет материальную ответственность в установленном законом порядке за ущерб, причиненный транспортным средствам по ее вине, — поясняют в юридической компании «Legitimus». — В случае приемки на хранение транспортного средства с повреждениями аварийного или некомплектного характера делается соответствующая запись в журнале учета, подтверждаемая подписью владельца. Поэтому, если такая запись сделана не была, вы имеете полное право взыскать ущерб с администрации стоянки в судебном порядке. Исключение составляют случаи, когда ущерб был причинен транспортным средствам при чрезвычайных обстоятельствах.
   — Автомобиль стоял в 10 метрах от КПП, — сокрушается Владислав Амягин, — и, как выяснилось потом со слов людей, которые отказались быть свидетелями, грузовая «Газель», сдавая назад, ударила мой автомобиль. Сработала сигнализация, но кассир даже не посмотрел, не записал номер и не передал охраннику на выезде. При этом директор стоянки заявил, будто моя машина была припаркована в неположенном месте.
   Понятно, что в данной ситуации чрезвычайными обстоятельствами пробитый капот вряд ли можно объяснить. И заявления сотрудников стоянки, что поставил водитель машину в неположенном месте, сомнительны. Поскольку именно они должны указать положенное место владельцу машины, если он ставит ее как-то не так, либо вовсе не впускать автомобиль на территорию при отсутствии свободных мест. И вообще, ситуация, когда сотрудники стоянки не обратили ни малейшего внимания на происшествие, просто удивляет.
   Стоит особо отметить, что у любой платной стоянки есть соответствующая лицензия на осуществление подобной деятельности, а для автолюбителей имеется Закон «О защите прав потребителей». И эти правовые документы четко регламентируют права и обязанности обеих сторон. Справедливости ради, стоит сказать, что ситуация ситуации рознь. Сотрудники многочисленных платных стоянок в спальных районах Сочи относятся к своей работе во много раз ответственнее. Возможно, потому, что клиентура у них не разовая, а в большинстве своем постоянная. Репутация — дорого стоит.

Максим БЕРЕЗИН

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT