О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Осторожно, город закрывается

   На прошлой неделе президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, которым установил особый порядок жизни города на время проведения в Сочи Олимпиады-2014. Указ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи», помимо предписаний собственно правоохранительным органам, подробно информирует, как будет складываться транспортная жизнь города. С 7 января по 21 марта 2014 года в Сочи запрещен въезд любого транспорта, кроме железнодорожного, транспорта экстренных служб и автомобилей, зарегистрированных в Сочи или имеющих аккредитацию. Заодно определен перечень мест, куда в олимпийском Сочи можно будет попасть только после общения с полицией и иными обеспечивающими безопасность структурами: вокруг олимпийских мест устанавливается так называемая «запретная зона», в которой, согласно указу, исключается всякое нахождение, кроме как по служебной надобности.

   Документики, пожалуйста
   По побережью запретная зона, установленная указом президента на период Игр, слабо растянута: гораздо увереннее она уходит вглубь, и на некотором своем протяжении граница зоны особого олимпийского контроля совпадает с границей Карачаево-Черкесии.
   Другая зона олимпийского спецрежима — зона ограничения на въезд — также получается внушительна: указом въезд запрещен на территорию всего муниципального образования город-курорт Сочи, что по площади сопоставимо с Москвой, хотя территория практически слабо заселена. Ограничивать въезд транспорта на эту территорию ответственным сотрудникам будет значительно легче, чем их коллегам по Олимпиаде-80. В Сочи по побережью ведет всего одна автодорога — трасса М27, и максимально приблизиться к Олимпиаде по ней можно только до поста ГАИ «Магри», что в 130 км от прибрежного кластера олимпийских объектов. С другой — абхазской — стороны движения не будет вообще.
   Собственно олимпийские объекты Сочи никогда не были сильно доступными. В частности, туристам, рискнувшим отправиться в тур «Сочи Олимпийский», а такой предлагается большинством турагентств курорта, — приходится довольствоваться снимками дворцовых строек из-за решетки, а КПП Олимпстроя перед Олимпийским парком уже с момента старта строительства поражали своей фундаментальностью и основательностью проверок.
   Повышенная забота о контроле за посетителями олимпийских объектов уже протестирована на зрителях тестовых соревнований этого года, в частности, было апробировано применение «Паспорта болельщика», моментально прозванного «фан-аусвайс». Необходимо признать, что особого раздражения у купивших билеты паспортизация не вызвала: ценность безопасности у нас все-таки достаточно высока.
   «Для меня это новшество — пропуск в цивилизованный мир болельщика. Получив паспорт болельщика, представляющий собой аккредитацию, человек получает право доступа на все олимпийские объекты через схемы покупки и обмена билетов, — президент Оргкомитета «Сочи 2014» Дмитрий Чернышенко нововведение объяснял не только вопросами безопасности. — Данная карта к тому же даст возможность получать дополнительные сервисы, и не просто навигационные».
   И хотя предполагалось, что болельщиков проверит ФСБ, проблем с получением «Паспортов болельщика» у обладателей билетов на соревнования практически не было никаких.

   Право на права
   Не совсем ясно из указа, что делать с транспортными средствами, уже находящимися на территории Сочи. Огромную проблему вызывает уже их количество. Курорт — самый автомобилизированный город России. На каждую тысячу жителей у нас приходится почти 450 единиц автотранспорта, сообщает местная ГИБДД.
   И это не весь моторный потенциал города. Масса людей, приезжающих в Сочи на работу, транспорт на учет здесь не ставит. Кроме того, сотни местных жителей ездят с «абхазскими номерами». До границы — рукой подать. Покупка огромного, объемистого внедорожника в стране, где «растаможка» обходится гораздо дешевле, чем на родине, — часто используемый вариант сэкономить у определенного круга наших сограждан. Еще один плюс абхазских номеров: даже если нарушение правил дорожного движения зафиксировано — сотрудником ДПС или видеорегистратором, не важно, — особой возможности взыскать штраф у российской полиции нет. Неудобство такого движимого имущества: время от времени необходимо пересечь границу с Абхазией. Единственная возможность это сделать предоставляется в Адлере, точнее в Веселом.
   Но президентский указ четко предписывает резко ограничить пользование этим КПП: Олимпиада слишком близко подошла к рубежам Родины. Сотни дорогих машин становятся вне закона. Оставить их на территории дружественного государства владельцы не решаются: нравы там слишком просты.

   К запретам готовы?
   Сочинцев готовят к ограничению возможности перемещаться по городу на личном автотранспорте уже как минимум год, с момента, когда глава города Анатолий Пахомов объявил о разработке новой схемы движения в Сочи. Муниципалитетом предложено практически весь центр города сделать пешеходным, опоясав его маршрутами общественного транспорта. Предполагается, что личные авто люди будут оставлять на перехватывающих парковках, а далее следовать на автобусах кольцевого маршрута.
   На прошлой неделе оперативным штабом по транспорту под председательством замминистра транспорта РФ Николая Асаула с участием генерального директора АНО «ТДОИ» Андрея Жукова утвержден комплексный план организации 13-ти перехватывающих парковок на олимпийский и постолимпийский периоды. Предполагается, что совокупно эти парковки дадут 6,5 тысячи машино-мест для отстоя. Правда, здесь посчитаны не только вновь создаваемые парковки, но и уже существующие стоянки торговых центров.
   Чтобы горожане активнее пересаживались в автобусы, глава города неоднократно подчеркивал, что сочинцам «необходимо менять ментальность». Однако к ментальности сочинское желание пользоваться личным транспортом имеет довольно опосредованное отношение. Если с курением за рулем автобусов или маршрутных такси городские власти поборолись — во всех салонах висит объявление, что о таких вопиющих случаях необходимо докладывать смс-кой по телефону одного из сотрудников управления транспорта города Сочи, то кондиционеры в сочинских «Богданах» и ЛиАЗах появиться не смогли. Для самого жаркого и влажного города страны это — не только транспортная проблема.
   Кроме того, в центре города сосредоточена практически вся деловая активность Сочи: от администрации до банков. Сложно представить, что сотрудники сочинской администрации — а в олимпийском городе соотношение чиновников к «простым жителям» намного выше, чем в других городах России, — массово пойдут на работу пешком или воспользуются автобусом. Не менее удивительно будут смотреться в маршрутках владельцы и руководители бизнеса — главные бизнес-центры попали в пешеходную зону.
   Дискредитирует идею автобусных пассажирских перевозок тот факт, что в Сочи в принципе отсутствует система срочных проездных билетов. Оплата идет только наличными и только водителю, что для пенсионеров — владельцев льготных проездных оборачивается до сих пор довольно регулярными нервотрепками.
   Но все же с ноября этого года, по планам Министерства транспорта России, в Сочи начнет вводиться новая транспортная схема, предполагающая передачу основного потока пассажиров железнодорожному транспорту и существенное увеличение числа автобусных маршрутов, подвозящих людей к вокзалам. Предполагается, что с 1 ноября 30 процентов общего объема пассажирских перевозок будет привязано к «околожелезнодорожным» схемам внутригородских перевозок, а к 7 февраля — открытию сочинских Игр — схема выйдет на полную мощность. Уже известны и цены поездок. Краевые структуры утвердили тариф на уровне 14 рублей за одну зону на маршруте Сочи — Адлер — Олимпийский парк — аэропорт — Красная Поляна.
   Ждут новшества и водителей личного автотранспорта. Вводятся специальные изменения в правила дорожного движения и повышенные штрафы за несоблюдение этих правил — об этом сообщил заместитель министра транспорта Николай Асаул. «Пять тысяч рублей — за выезд на олимпийские полосы, три тысячи рублей — за въезд в город (поскольку будет действовать запрет для иногороднего транспорта) и три тысячи рублей — за нарушение правил парковки», — разъяснил он. Новые дорожные знаки обозначения «олимпийских полос» движения уже утверждены.
   Тем же указом вводится фактический запрет на проведение в Сочи с 7 января по 21 марта 2014 года собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетов, не связанных с проведением Олимпийских и Параолимпийских игр. Все они, как подчеркивается в документе, «проводятся в иной период времени».

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT