Середина курортного сезона-2013 отметилась рекордом: 40 процентов. Таков уровень падения числа отдыхающих в этом году.
Трагичные для курорта показатели были озвучены во время отчетного доклада начальника управления курортного дела и туризма администрации Сочи А. Грачева председателем городской Думы А. Луцыком. Руководитель профильного ведомства эту информацию оспаривать не стал.
К этому падению город шел все семь лет предолимпийской стройки. Но только ли она повинна в столь серьезном спаде? Что не по душе нынешним курортникам и тем, кто в Сочи не поехал? И каковы перспективы переломить ситуацию и выбраться из провала?
Что им не нравится? Море.
Как мы докатились? Можно мантрой повторять, что Сочи необходимо разворачивать на путь всесезонности, что горнолыжные курорты пользуются любовью руководства страны и россиян, но лето и море по-прежнему — «наше все». Но его-то отдыхающим и не хватает.
Лазаревский район. Здесь, как и во многих других случаях, почетное исключение, очень однозначно подтверждающее правило: в Лазаревском, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, НЕ СНИЗИЛОСЬ не только число отдыхающих. По результатам прошлого года (провального, хоть и не столь глубоко для остальных районов города), Лазаревский район получил ощутимую прибавку в курортной массе.
А хватает в Лазаревском пляжей по одной причине: перегородить море забором здесь решается не каждый санаторий, и уж тем более не отваживаются рестораны отхватить себе кусочек пляжа.
«В 2013 году выделено 82 места массового отдыха людей на воде. Это на 12 больше, чем в прошлом. На всех пляжах проводится водолазное обследование. Если два года назад обследование проводилось только на 10 пляжах, то в этом — уже на всех», — рапортует руководитель курортной отрасли города
А. Грачев. Но у местных, знакомых с обычаями общения с охранниками санаториев, это прибавление вызывает лишь сарказм.
Перспективы подъема. На сегодняшний день перспектив очистить море от заборов нет никаких. «Мы не можем пускать всех подряд, мы же благоустраиваем пляж, содержим его», — вещают руководители прибрежных заведений, и в администрации города к ним прислушиваются. Сигнал отдыхающих, массово проголосовавших против отдыха без моря, остался за хором отелевладельцев не услышан. Почему-то аргумент: в городе слишком много приехавших рабочих, они приходят на наши пляжи, мешают отдыхающим своим видом — показался логичной основой для того, чтобы вообще не пускать на пляж никого из «посторонних». В посторонние попали и «дикари», и местные жители.
Что им не нравится? Реклама.
Как мы докатились? «Рекламный бюджет Турции на этот год — 45 млн долларов, а всей России — 10 млн долларов. Болгария выделила на свою рекламу 15 млн долларов, у нас — рекламный бюджет Сочи составил 200 млн рублей», — описывает финансовые трудности рекламы курорта руководитель санаторно-курортной отрасли Сочи
А. Грачев. Недостаточность средств издавна считается достойным оправданием провала любой работы. Но приведенные цифры, при всей своей кажущейся объективности, лукавят. Сочи сегодня замыкает тройку лидеров информационных поводов для сюжетов на ТВ и публикаций в газетах, в каждом магазине страны, продающем сувениры Сочи-2014, бренд нашего города заползает прямиком в подсознание. Но рекламы Сочи как курорта не встретить на перетяжках Москвы, Питера и сибирских городов-миллионников, не услышать на радиоволнах. По-прежнему на достойном уровне реклама отелей «4-5 звезд», не имеющая к деньгам, выделяемым на рекламу Сочи, никакого отношения.
Перспективы подъема. Довольно смутные. На местном, сочинском телевидении крутятся милейшие ролики с видами старого города, сам Сочи завешен рекламой гостиниц и слоганами о любви к городу, но если все это видят только местные жители, то какой прекрасной ни будет реклама, смыслом ее размещение в самом Сочи не наполнится.
Что им не нравится? Турпродукт.
Как мы докатились? Трудно представить, что в Турцию-Египет россияне в нынешних объемах — то есть самолетами, реально стоящими в очередь на взлетной полосе, поехали бы со смутной перспективой «снимем что-нибудь». У нас же поток надеющихся на счастливую встречу с маклером составляет половину отдыхающих. По большому счету, для многих гостей курорта придорожные «менеджеры по загрузке» — единственная возможность отдохнуть у моря семьей и не разориться. В Лазаревском районе стоимость «койки» у бабушек в этом году стартует с отметки 250 рублей с человека, за 500 рублей можно снять на двоих, а то и на троих, комнату или даже «бунгало» в Вардане.
Про турпродукты воюющего Туниса, революционного Египта и внезапно ставшей респектабельной при таких соседях Турции знают все, кто видел реальные(!) объявления турагентств: 400 долларов за неделю с перелетом по-прежнему открывают двери в восточные сказки отельных шведских столов.
Перспективы подъема. Пока выхода не видно. На сегодняшний день единственным полностью сформированным турпродуктом Сочи является «Открытый Юг»: программа, очень ограниченная по времени (действует только в межсезонье) и довольно специфичная по средствам размещения. Кроме того, у сочинского турпродукта (даже в его зачаточном состоянии — санаторных путевках) есть еще одна особенность. В наших санаториях запрещена реализация алкоголя. В трехзвездочных отелях «все включено» даже мусульманских стран напитки для взрослых включены в цену, а у нас — запрещены даже за деньги. Запретом не сильно пользуются, однако отдыхающие нет-нет, да и помянут добрым словом посиделки в лобби-баре зарубежных гостиниц.
В Лазаревском районе обычай наливать гостям без ограничений мутировал в забавный маркетинговый ход — редкий владелец мини-гостиниц не потчует «по дружбе» своих постояльцев «отличным местным вином». Недорогая акция дружелюбия приводит к тому, что в мини-отели к «щедрым» хозяевам друзья и знакомые отдохнувших едут до сентября нескончаемым потоком. Личные отношения по-прежнему ценятся.
Что им не нравится? Цены на билеты.
Как докатились? Авиаперевозки для подавляющего большинства россиян дороги, монополист железнодорожных перевозок к этому сезону в очередной раз поднял цены на плацкарты. На сегодняшний день, при попытках создать турпродукт «проживание-питание-трансфер», на билеты закладывается 40 процентов цены.
Перспективы подъема. Вылезти из сложившейся ситуации Сочи самостоятельно не сможет. Но так как туризм в общей экономике страны имеет ничтожные проценты, то особого внимания ждать не приходится. Время от времени проводятся переговоры с авиаперевозчиками, но с той же регулярностью в России прогорают «дискаунтеры», готовые предоставлять относительно дешевые билеты по всем направлениям, в том числе на курорты. А так как стоимость топлива растет, то и на рыночное урегулирование цены рассчитывать не приходится.
Что им не нравится? Цены размещения.
Как докатились? Сочи создавался как «курорт не для всех» и демократичностью цен не отличался никогда.
Перспективы подъема.Предпосылок к снижению цен в сочинских отелях, здравницах, пансионатах и гостевых домиках нет никаких. Можно было бы ожидать, что с окончанием предолимпийского строительства и реконструкции средств размещения, когда общий номерной фонд Сочи увеличится на 25 тысяч номеров (данные управления по курортному делу), цены поползут вниз под давлением увеличивающегося предложения.
Но, скорее всего, этого не будет: номера категории не ниже «3 звезды» (именно за счет них произойдет увеличение емкости курорта) дороговаты для подавляющего большинства приезжающих в Сочи сегодня. Но классу необходимо соответствовать, а значит, эксплуатационные расходы будут расти вместе с ценами на основные коммунальные услуги и налогами.
Что им не нравится? Цены общепита.
Как докатились? Слухи о дороговизне «покушать в Сочи» значительно масштабнее самих цен в общепите. Цены в кафе, ресторанах и на шаурму в городе вполне московские. На пляже в Дагомысе обед на двоих с десертом в виде макси-булки в столовой обойдется в 400 рублей, на центральной набережной такие места тоже есть, но их «надо знать», — «Синее море» действительно не годится для перекуса между заплывами.
Перспективы подъема. Цены и ассортимент общепита — это не причина, а следствие отсутствия отдыхающих. Сейчас, когда приезжих в городе очевидно мало, веранды прибрежных кафе массово заняли сочинцы. В самых популярных ресторанах даже в субботу вечером можно спокойно без предварительного заказа получить столик.
Что им не нравится? Стройка.
Как докатились? Роль стройки, накрывшей город, в деле отпугивания отдохнуть в Сочи преувеличивать не стоит. Самые трудные для отдыхающих годы предолимпийского строительства в Сочи уже прошли, хотя мы, горожане, этого почти не заметили. Пики, когда отдыхающие и строители мешали друг другу, пришлись на позапрошлый сезон и сезон трехлетней давности: тогда шло активное строительство второй линии железнодорожной ветки, и путь к морю из многих гостиничных корпусов шел через стройплощадки РЖД. Но сам путь бы отдыхающие выдержали. Они жаловались на круглосуточное ведение строительных работ и неизбежный при этом шум. От классических городских проблем «организованные» отдыхающие были ограждены автономными системами жизнеобеспечения, которыми обладают санатории с советских времен. Так что редкий гость пансионата знает такие привычные самим сочинцам «плановые отключения электроэнергии». Это выражение, кстати, практически невозможно объяснить ни одному иностранцу (а мы же претендуем на роль центра международного туризма), зато оно вполне понятно простому «советскому» отдыхающему. И гости готовы с пониманием относиться к происходящему. Хотя именно проблемы коммунальной инфраструктуры, помноженные на нескончаемые пробки, убили желание «дикарей» селиться в не таком уж и далеком от моря микрорайоне Макаренко. Но нет дикарей и в районе Виноградной: нет пляжа — нет отдыхающих.
Перспективы подъема. Стройки подходят к концу самым естественным образом, хотя, глядя на перерытый город, на вскрытый свежий асфальт, на буераки наших тротуаров, в это трудно поверить. Подходят к концу сроки подготовки города к Играм, а с ними кончатся деньги на работы (и горожан, здорово приморенных жизнью меж окопов, это радует). Даже главные копатели города — энергетики — обещают к ноябрю (хотя бы его концу) закопать все траншеи. Уже на следующий сезон редкий отдыхающий сможет поверить, что курорт может выглядеть так, как сегодня, что в нем может быть 3 тысячи единиц только строительной техники и больше пятисот активных стройплощадок.
Что им не нравится? Вид города.
Как докатились? Как город дошел до такого архитектурного состояния, в котором пребывает сегодня, по большому счету, неплохо было бы разобраться прокуратуре и судам. Широко объявленная кампания по сносу самостроев тихонько сошла на нет после пары телевизионных сюжетов о показательных демонтажах. «Сочи практически утратил свою идентичность и целостность как курорта. «Дух места» вымывается высотными зданиями, которые ныне возводятся повсеместно в разных городах, что и уравнивает их между собой», — хлестко, но верно прокомментировала ситуацию в городе
Н. Душкина, профессор МАРХИ, на конференции архитекторов в Сочи.
Перспективы подъема. Очень слабые. В реалиях созданной ситуации нам предстоит жить и пытаться выживать как курорту. Если бы люди хотели восхититься эстетикой высоток, купили бы билеты к берегам Дубая и Сингапура. Но убийство курорта, увы, не является уголовной статьей.
Светлана ВОЛОШИНА