Последняя перед депутатскими каникулами сессия Городского Собрания Сочи оказалась достаточно насыщенной по количеству вопросов повестки дня. Так, депутатам предстояло решить ряд вопросов, оставшихся и доработанных с предыдущего заседания, и разобраться с текущими проблемами города.
Первоочередные нужды
Традиционно в первых вопросах — изменения в бюджете Сочи. Вопрос довольно «технический»: руководитель финансового управления администрации Сочи докладывает о поступивших в городской бюджет средствах и о том, на что планируется их пустить. К этому заседанию сочинский бюджет получил 126-миллионное прибавление доходной части, из которых 83 млн рублей пришли в виде межбюджетных трансфертов из краевой казны.
Сразу за отчетом о поступлении средств последовало и уточнение расходной части бюджета. Так, в первую очередь, средства были направлены на приведение многоквартирных жилых домов в Адлере, Дагомысе и Центральном районе к единому архитектурному облику. На эти цели будет направлено 110 млн рублей. Также средства были выделены на продолжение работ по созданию безбарьерной среды, организацию учреждения по похоронным и ритуальным услугам и активизацию программы «Молодая семья».
«Нам необходимо было создать бюджетное учреждение, которое наведет порядок в похоронном деле Сочи. Проблемы, которые здесь существуют, требуют незамедлительного и очень четкого решения, — прокомментировал решение А. Луцык. — Второе важнейшее направление, на которое мы выделили средства, — это финансирование программы «Молодая семья». Пока удалось выделить всего 10 млн рублей, но есть основания полагать, что уже в 2014 году поступления из края на эту программу будут значительно больше. Но даже выделенная сумма фактически дает возможность хотя бы десятку семей обзавестись собственным жильем».
План для города
Какой бы напряженной ни была ситуация с собственными доходами города, а значит, и с возможностью вступать в краевые и федеральные программы софинансирования, к проблемам наполнения бюджета самым очевидным способом — приватизацией муниципального имущества, депутаты подошли строго. В план приватизации попал участок, на котором ранее располагался рынок «Авангард». «Продавать» или «не продавать» огромный по сочинским меркам кусок земли — вот в чем был вопрос. Он осложнялся тем, что приватизируется не земля, а строения, которые не так уж дороги и ценности практически никакой не имеют. Но оценить при продаже можно только их, а не земельный участок. «Наша задача — продать имущество по максимально выгодной для города цене, — обратился А. Луцык к руководителю департамента имущественных отношений, который представлял очередной план приватизации. — Разбираться с каждым объектом будем самым пристальным образом, и если адекватной оценки не получим, то будем снимать объекты с торгов». Для этого у депутатского корпуса всегда есть возможность собрать внеочередную сессию Городского Собрания и исключить спорные объекты из плана приватизации.
Доклад «О деятельности департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства», рассмотрение которого депутатами ожидалось еще на прошлой сессии Городского Собрания, в нашем городе вызвал много вопросов. «Обычные» претензии — переуплотненная высотная застройка, обилие пустующих «апартаментных комплексов», несоблюдение застройщиками элементарных правил застройки — упирались в вопрос, «что собирается делать администрация Сочи для выхода из создавшейся ситуации». Выход — в обновлении генерального плана города. Если взять текущий генплан и наложить на него существующие реалии, то радужной картины не получится. Выход один — необходимо принятие изменений в генеральный план (в новой редакции), которые бы отражали существующее положение дел и показывали вектор развития города на ближайшие 20-25 лет.
Заместитель руководителя департамента архитектуры и градостроительства, в свою очередь, довела до сведения депутатов проблемы самого ведомства. Так, в феврале этого года департаменту архитектуры от департамента имущественных отношений были переданы полномочия по формированию земельных участков под многоквартирными домами, участками для многодетных семей и под аварийным фондом. И сейчас уже потоком идут вопросы не только в департамент, но и в прокуратуру, по невыполнению этих функций. А причина проста: функции передали, а деньги не выделили. Цена вопроса на этот год — порядка 7 млн рублей. «Просто не ставьте эти вопросы прямо на сессии. Вносите за 2-3 недели. Мы поддержим», — порекомендовал А. Луцык чиновникам, демонстрируя готовность работать совместно по всем вопросам и решать городские проблемы. Причем, депутаты готовы активно подключать к решению и горожан.
Например, быть или не быть улице Навагинской пешеходной — вопрос не для сессии Городского Собрания. Но, тем не менее, использование этой улицы вызвало у депутатов вопросы к департаменту архитектуры: при имеющейся загруженности дорожной сети города, логично ли использование части Навагинской как пешеходной зоны? Красиво — безусловно. Но какой ценой? Перегруженность дорожной системы Сочи такова, что решением проблемы городская администрация видит уже не максимальное открытие артерий и капилляров этой системы, а ограничение на въезд в центр города. Депутатами было предложено горадминистрации провести всесторонние публичные слушания, выслушать мнение жителей города и принять обоснованное решение — что действительно необходимо: постоянно действующая пешеходная зона или стоит перенять опыт Краснодара, когда ул. Красная перекрывается только на выходные дни.
Плановые убытки
К вопросам застройки парков депутаты в своей работе возвращаются довольно часто. На этот раз к ним вернулись при рассмотрении проекта строительства питьевого бювета в районе Зимнего театра. Депутаты резко раскритиковали и проект, и саму идею построить на этом месте что бы то ни было, даже ротонду.
Не менее резкой и очень обоснованной критике подверглась деятельность департамента строительства администрации Сочи. Воплощение целого ряда проектов, которые должны были быть выполнены до Олимпиады, отнесены на следующие годы. Пример из очевидных: вместо 5 ранее запланированных в Сочи подземных переходов, строится всего 3. Заместитель председателя Городского Собрания Ю. Аринцев, в полном объеме изучивший к сессии деятельность управления, привел и менее заметные, на первый взгляд, примеры. «Управлением практически не выполняются решения Городского Собрания, не обеспечивается вовремя освоение выделяемых средств, нет ответов на запросы депутатов. По многим объектам имеется отставание от сроков, перенос сроков, в том числе по краевым целевым программам, не вовремя сдаются документы, нет системы извещения и предупреждения об изменении сроков и планов».
На этом фоне отчет руководителя департамента экономики и прогнозирования администрации города Л. Гандалоевой о работе муниципальных предприятий выглядел вполне оптимистично. За последние полгода с сочинскими МУПами разобрались серьезно, сократив их число с 83 до 29: это беспрецедентный случай в России. Из 29 действующих МУПов 22 в первом полугодии дали положительный финансовый результат. Среднекраевой показатель: убыточна половина. От 22 предприятий ежегодно в бюджет в виде отчислений прибыли попадает 3-4 млн рублей. «Это мизер, но унитарные предприятия создаются для решения государственных задач на коммерческой основе», — напомнила Л. Гандалоева и перешла к проблемам убыточных предприятий.
Таких в городе 7, но их убытки — 413 млн рублей. Практически 80 процентов из них приходится на МУП «Сочитеплоэнерго», которое было названо «планово убыточным». Причем убытки эти так же планово и растут из-за постоянно возрастающих издержек. Впрочем, ныне убыточное «Лазаревскоеавтотранс», планирует управление прогнозирования, к концу года выйдет на небольшую прибыль. Но «Сочиавтотранс» даже с учетом олимпийской нагрузки, тем не менее, планирует убыток. А вот «Озеленитель», созданный для того, чтобы при банкротстве МУП «Зеленстрой» не потерял хотя бы производственные базы, в этом году согласно производственному плану преподнес сюрприз: в конце 2013 года на предприятии ожидается прибыль.
Ситуация в МУП СТЭ стала предметом для обсуждения еще в одном вопросе сессии: Сочитеплоэнерго просило согласия на передачу в залог котельной № 3 в обеспечение кредита. Этот кредит необходим для установки общедомовых приборов учета: собственники должны были сами обеспечить многоквартирные дома общим счетчиком, таково требование федерального закона. Но так как самостоятельно эту работу практически не провел никто, теперь СТЭ будет ставить приборы за счет кредитных средств, а в платежки за горячую воду и отопление включать и средства на погашение кредита. При этом депутаты отметили, что при формировании бюджета на 2014 год необходимо будет в первоочередном порядке предусмотреть 210 млн для того, чтобы уже в первые месяцы 2014 года закрыть кредит СТЭ и вернуть из залога городскую котельную.
Вплотную к этим проблемам примыкает систематический срыв сроков исполнения наказов избирателей. На этой сессии были заслушаны практически все основные исполнители социально значимых поручений граждан. В первую очередь, это департаменты и управления администрации города, а также администрации районов. И если отрасли социальной сферы ведут планомерное освоение выделенных бюджетных средств, то особую озабоченность депутатов вызывают наказы в части исполнения поручений по проблемам городского хозяйства, благоустройства территорий и ремонту автомобильных дорог. Несмотря на то, что «бюджетные лимиты» — то есть финансирование по отраслям — в части наказов доводится до сведения исполнителей еще в декабре, по итогам полугодия, исполнители проблемных направлений все больше использовали малообещающие формулировки «документы находятся на согласовании», «готовятся торги», «исполнение запланировано на IV квартал этого года».
Социально значимые поручения требуют постоянного контроля, поэтому принято решение не просто его осуществлять силами депутатского корпуса, но и сделать максимально прозрачным. Решено ежемесячно публиковать в средствах массовой информации и на сайте Городского Собрания Сочи «срез» исполнения депутатских наказов, с указанием ответственных ведомств и конкретных лиц. Список наказов с информацией об их исполнении председатель Городского Собрания А. Луцык поручил подготовить к 10 августа. Так что обещанный депутатский отпуск будет вполне трудовым, даже если в августе депутатам не придется собираться на внеочередное заседание.
Софья ИВАНОВА