Единственное место в Сочи, где практически не встречаются местные жители, это экскурсионный автобус. Экскурсоводов появление в группе явного сочинца настораживает: недавно было объявлено о «заслушиваниях» — проверке экскурсоводов силами местных молодежных активистов из Молодежного парламента, и на экскурсионный бизнес сама возможность попасть под такую оказала серьезное влияние.
А вы давно были на экскурсии? Что там делать? Смотреть на любимый Сочи глазами отдыхающего и вспоминать, в каком все-таки интересном городе мы живем и с какой забавной точки можно глянуть на местные нюансы, нравы и обычаи.
Самая популярная экскурсия последних лет — «Сочи олимпийский», она в фундаментальных ценниках турфирм стоит на первом-третьем местах, не ниже. Это старые добрые экскурсии в Красную Поляну к одному из подъемников, снабженные крюком к стройплощадке Имеретинки.
Автобусами, микроавтобусами и легковушками, где водитель одновременно и гид, и советчик по медам и злачным местам, экскурсии тянутся туда вереницей. Лучшее время для тура в Красную Поляну — воскресенье. Как, впрочем, и для любой иной сочинской экскурсии. Так что аргумент местных — «да некогда мне» — не действует. Только воскресенье радует относительной свободой сочинских дорог, так что нет риска простоять в пробках до 8-9 вечера (вместо расчетных 5-6 часов), как это случается в будни сплошь и рядом.
Экскурсия начинается задолго до посадки в автобусы покупкой экскурсионных билетов. Примеры редкого артистизма показывают почти все реализаторы экскурсионных билетов, сватающие свой товар с истинно южной эмоциональностью. «Вы мне не верите? Да что я вам врать буду? Да это вообще лучшее! А то пойдете еще где-нибудь покупать, а вам там на плохой подъемник места продадут! У нас — прямо туда, где Путин катается. «Роза Хутор» вам нужна? Ну, будет вам, конечно, «Роза Хутор».
Для местных: если хотите конкретный подъемник, требуйте от реализатора четкого ответа на вопрос, на какую вершину будет подъем (подробности ниже). Стоимость экскурсионного билета — 650 руб. Детям скидки.
Утро экскурсии — это трепет ожидания экскурсионного автобуса. Отдыхающие массово опасаются, что «дадут какую-нибудь развалину», и облегченно вздыхают, увидев транспорт. Вообще-то экскурсионные фирмы Сочи за последние годы заменили автопарк практически полностью. Если это микроавтобус, то «Форд» или «Мерседес», если большой автобус, то не ветеран корейских автосвалок и не изделие дружественных бывших советских республик, а новенький, с панорамными окнами и широким расстоянием между креслами. Хотя отголоски сурового маршруточного прошлого у микроавтобусов могут проявиться в самых неожиданных формах, например, в складном кресле, увеличивающем емкость транспорта ровно на одного человека и перегораживающем выход из салона.
Если посадка в автобус будет с Платановой аллеи, то — поедете ли сами, отправите ли дорогих гостей — готовьтесь к тому, что ждать его придется стоя. С месяц назад лавочки на аллее демонтировали и вывезли якобы на ремонт. С тех пор лавочек здесь не видели.
Отдыхающие последних лет — об этом свидетельствуют многие экскурсоводы — люди в массе своей довольно спокойные. Если и случаются приступы неконтролируемого драйва, то на маршрутах типа «33 водопада», совмещенных с «кавказским застольем» или «адыгейской свадьбой» (проводятся два-три раза в неделю, о чем экскурсовод расскажет по пути следования любого тура неоднократно, приглашая прокатиться еще).
Для местных: возьмите с собой в Красную Поляну что-нибудь теплое, даже если градусник за вашим окном упорно гуляет вокруг отметки 30. Отдыхающим эту информацию можно не озвучивать: не верят, что на подъемниках можно ощутимо замерзнуть в конце июля.
От экскурсовода во многом зависит впечатление от экскурсии, но его не выбирают. Что в наших силах, так это поискать фирму, отправляющую туристов автобусами. Они выше, и окна побольше, так что даже сочинцы, ежедневно проезжающие по маршруту, откроют новые виды: за заборами все еще идут стройки, и из окон автобуса можно оценить их масштаб. Из таких окон видны проплешины среди эллингов на Малом Ахуне — следы кампании по борьбе с застройкой прибрежной зоны, и объявления о продаже многоэтажных благоустроенных лодочных гаражей на строениях рядом.
Но о проблемах экскурсовод не расскажет. О славных страницах сочинской истории 1930-х годов — довольно подробно, о новейшей истории — только в будущем времени. «Будет достроен и введен в эксплуатацию осенью 2013 года», — один из самых навязчивых рефренов экскурсии к олимпийским местам. Кстати, отдыхающим очень нравятся… единообразные заборы в Молдовке. А вот вид на совмещенную дорогу, то и дело показывающую свое строительство параллельно Краснополянской трассе, практически не впечатляет до тех пор, пока (местные, не упустите повод посмотреть за вытягивающимися лицами) кто-нибудь громко не вспомнит, что именно эта дорога кочует по Интернету, «украшенная» суммой, затраченной на ее строительство. Посмотреть на явно двухполосное шоссе вытягивает шеи вся группа.
Въезд в Красную Поляну отдыхающие практически не замечают. Грязные и пыльные поселки — вот первое впечатление, и с ним сложно не согласиться. Тут-то проявляется и один из минусов тура в выходной день. Дело в том, что на остановках поселков ждут рейсовые автобусы рабочие. В будние дни эти остановки будничны: местные едут на работы «вниз», а олимпийских строителей развозят на объекты вахты. Но в воскресенье — единственный выходной строителей Олимпиады — тысячи мужчин тянутся погулять на побережье. В горных поселках они оставляют на это время развешенное по балконам мини-гостиниц белье, четко маякующее, что в гостевых домиках Красной Поляны мест нет. Минимум половина такого номерного фонда занята рабочими и сотрудниками отелей классом повыше: отели массово снимают мини-гостинички для своего приглашенного со всей страны персонала.
Единственная ныне действующая дорога в поселке Красная Поляна сейчас ремонтируется в рабочем режиме: половина покрытия снята и пылит, по второй водители аккуратно объезжают ямы, восхищая отдыхающих, непривычных к сочинскому водительскому спокойствию и взаимной вежливости, взращенной в пробках.
Бытовые вопросы
Описанное ниже фактически относится только к одной экскурсионной фирме. Но у других ситуация такая же, только пасека находится в радиусе ста метров от описываемой, а место для еды — в трехсотметровом круге. На обычаи это практически не влияет.
«Сейчас мы пройдем на пасеку, там вас ждет санитарная комната и интересный рассказ про местную пчелку кавказянку, а потом пройдем в кафе, где сделаете заказ, чтобы покушать после подъемников. Экскурсия к пасечнику бесплатно!» — провозглашает экскурсовод, и автобус сворачивает с Защитников Кавказа в проулок со следами дорожного покрытия между совсем уж монументальными ямами.
Пасечник строг. Улыбки и заигрывания с клиентами — вообще не грех людей, с которыми придется столкнуться на маршруте. От водителя, который очень доходчиво объяснит, что у него в машине не пьют и не едят, до сотрудника канатной дороги, рассаживающего на кресла подъемника, — все очень серьезны. Только экскурсовод источает профессиональное дружелюбие.
Хотя жизнерадостный окрик, услышанный от сопровождающей другую группу (групп в Поляне не просто много, а несметно!): «Дорогуши мои! Дайте я вас посчитаю, чтобы никто не потерялся!» — наверное, можно считать перебором в сфере радушия.
Строгий пасечник уверенно раздает с ножа дегустационный мед в одноразовые микроложки и недрогнувшей рукой разливает в пластиковые стаканчики по пять грамм — это не преуменьшение, а доза, «местного вина из лучшего адыгейского сорта Изабелла» (привет Онищенко). Не менее сурово рассказывается о целебных свойствах медов, медовух, медовых кремов и пыльцы, маточном и краснополянском ноу-хау — трутневом молочке. Краткая продажная сессия товара, и, шелестя пакетиками и с шепотом «дорого», группа отправляется в соседний двор, где несколько часов спустя предстоит отобедать.
Не злоупотребляющий улыбкой хозяин заведения рассказывает усаженным в беседке-пристройке гостям о важности жареного сыра в кавказской кухне, о том, что уху здесь варят из форели, но на осетровом бульоне, что без шашлыка стол не полон, а без «адыгейской водки — чачи» — ни один житель Кавказа просто не сядет, а порции «большие, как дома». Женщины семейства хозяина беседки разносят меню. Отдыхающие начинают потихоньку удивляться, но, сочинцы, не бойтесь — цены чуть выше прибрежных ресторанов, то есть мы их выдержим. Порция шашлыка бараньего (заявляется 300 грамм, но в счете у автора этих строк барана продавали два раза: один раз в количестве «1», второй раз — в количестве «0,6») — 630 рублей, салат овощной с маслом — 260 рублей, поминаемая уха — 280 рублей. И жемчужина меню — «обслуживание» — 7 процентов. Спрятаться от этого сервиса негде, альтернатива невозможна в принципе.
Но даже если вы твердо намерены не отказаться от еды в рекомендованном ресторане, возьмите с собой бутерброды: сырок «в треугольничках» и нарезанная городская булка выдержат этот трип. И воду не забудьте. Особенно если выбираетесь в тур по окрестностям с детьми: свежий воздух и рассказы о шашлыках способствуют аппетиту.
После заказа — покупка билетов на подъемник у экскурсовода. До 10 лет дети на газпромовский подъемник идут за полцены, остальные — 600 рублей.
Сочинцы! На этой стадии не упустите свой шанс порадовать целый автобус отдыхающих! Напомните экскурсоводу, что при продаже билетов вам обещали «Розу Хутор». Скорее всего, этот заезд есть в утвержденном маршруте, но, по мнению некоторых экскурсоводов, отдыхающим хватает впечатлений и от увиденного ранее, поэтому о необходимости сделать этот крюк придется напомнить. Ведь нынешний «Хутор» в своей нижней части заслуживает того, чтобы сфотографироваться на его новеньких набережных или хотя бы глянуть на «Ратушу» и кукольные домики из окна автобуса. Этим местом в Сочи можно и нужно гордиться, так что вспышки фотоаппаратов, пытающихся запечатлеть прекрасное мгновение, можете записать на свой счет.
Если тур у вас на «Розу Хутор», билеты на подъемник будут немного дороже: экскурсионный (а других нет) — 850 рублей для тех, кто старше 14 лет, и 500 рублей — для детей от 6 лет.
Подъемники «Карусели» сейчас вообще закрыты для отдыхающих, а у нижней ее станции идет такое строительство, что впервые за экскурсию отдыхающие начинают издавать реплики: «Ого, сколько всего!» и вопрошать: «Неужели все достроят?»
Газпромовский комплекс встречает отдыхающих по отработанной схеме: переживший тестовые соревнования этой зимы, сданный в эксплуатацию не один год назад, он уже неплохо отлажен. Как сувенир, здесь каждый может взять бесплатную карту комплекса и отправиться к месту посадки. Число экскурсионных автобусов на стоянке исчисляется десятками, и ротация идет непрерывно. На посадке в гондолу подъемника можно повстречать второе улыбающееся лицо за всю поездку: девушку в синей фирменной флисовой курточке «Газпром», которая напомнит, что подъем-спуск занимают по 15 минут, так что на открытой канатке (вторая из двух веток, доступных экскурсантам) можно будет прокатиться несколько раз. За эту улыбку можно даже простить вполне «таможенное» лицо дамы, работающей в зоне доступа в центр на просвечивании сумочек отдыхающих. Проверки на входе вполне сопоставимы по строгости с пограничными и аэропортовскими, а обувь, похоже, не заставляют просвечивать только по причине массового ношения сандалий и шлепок.
Местным на заметку: шлепки — плохая идея для поездки в Красную Поляну. На верхних очередях «Розы Хутор» в них будет откровенно холодно, на открытой части Лауровских подъемников — риск потерять их с приличной высоты. Но об этом многие местные помнят со времен кресельных путешествий в горы на ныне закрытой «Альпике-Сервис». Добрым словом вспоминают опытные туристы и одеяла, которыми баловала «Альпика» отдыхающих, намеревающихся покорить вершины в майках и шортах.
Два часа, которые даются экскурсоводом на покорение канатки, это небольшая прогулка по окрестностям «Горного приюта» под зорким взглядом охранников и пара кругов на открытой лавочке второй линии подъемника. Виды открываются на привычные и ожидаемые стройки олимпийских деревень. Запах, кстати, стоит вполне строительный: свежий горный воздух даже на верхней станции «Лауры» щедро разбавлен пылью строек и привкусом расплавленного битума. Если душа просит повосхищаться природой, все-таки надо озаботиться туром на другой подъемник.
Чем занимаются люди, оставшиеся на два часа без подъемника, — трудно сказать. Особых мест для прогулок снизу «Лаура» не предоставляет.
Обед в рекомендованном месте, лишенном опознавательных знаков и тем более вывесок, съедается после прогулки быстро, хотя баранина отдает козликом, а уха осетром и не пахнет. Но фишка обеда — дорога к нему. Автобус останавливается на другой улице, и по щебенке, которой засыпана в честь ремонта дороги улица Возрождения, толпы туристов ковыляют метров триста, забавляя дорожных рабочих и убивая ноги. Своеобразные ощущения, по силе сравнимые только с безапелляционным заявлением сотрудницы точки питания: «Ну, если стакан вина -100 рублей, то полторашка — 750. Посчитать самому что ли трудно!»
Первая остановка на обратном пути — обязательное посещение нарзанного источника — Медвежьего угла. Вода Чвижепсе по вкусовым своим качествам сильно на любителя. Надо очень верить в ценность мышьяковистых вод, чтобы поглотить больше полстакана. Но не этим сражает Медвежий угол экскурсантов, а тем, как ловко нацпарк собирает «экологический сбор» по 80 рублей за проход к «бесплатной» воде. Стаканчик для нее надо купить, жаждущим взять немножко «мышьяка» с собой продадут бутылочку. Выходят с территории отдыхающие со словом «обдираловка» на устах. За периметром их ждут камень с дырками для загадывания желаний и магазины сувениров.
С сувенирами — беда. Китайские магнитики перемежаются изделиями из самшита, часть из которых сделана крайне топорно. Хит — не продаж, а попыток без покупки снять на камеры, под усталое сопротивление продавца, — это языческие венички-обереги, декорированные налепленными скотчем бумажечками с изображениями православных святых.
Следующая остановка — прибрежный кластер. Пять минут на фотографии у олимпийского забора с видом на БЛА (Большую ледовую арену), МЛА (малую) и стадион открытия-закрытия «Фишт» в строительных лесах. Если присмотреться, вдалеке уже угадываются башенки будущего русского Диснейленда. Еще — что редко бывает при объезде экскурсионных мест без гида — внимание обратят на плотные ряды растений (от пальм до сформированных стриженых самшитов), заявленных «проходящими акклиматизацию» перед высадкой на территории Олимпийского парка.
Воскресный вечер порадует местных, отправившихся на экскурсию, видом почти пустых дорог, при которых можно доехать в центр города из Адлера за неимоверные для буднего дня 25 минут.
Езжайте в этом году: в следующем будет все иначе.
Светлана ВОЛОШИНА