Транспортная проблема в Сочи существует долгое время. И решать ее нужно было давно. Но это как раз тот случай, когда нет денег — нет решений. Причем денег не было тоже давно: со времен предыдущего Генерального плана, в наследство от которого остался, например, «временный» подъем с поворотом к храму св. Михаила Архангела. И вот, деньги появились, а вместе с ними и возможность привести движение в Сочи к едущему состоянию.
С главой о главном
— Сегодня транспортная логистика города работает, быть может, только на двадцать процентов, — на общественном совете по подготовке города к Олимпийским играм глава города А. Пахомов подробно изложил мнение по вопросу транспорта в Сочи. Не завершено строительство транспортных развязок «Голубые дали» и «Аэропорт», не завершено строительство дороги по ул. Пластунской. Еще идет строительство дороги по ул. Донской. И практически вся дорожно-уличная сеть Центрального, Адлерского, Хостинского районов тоже находится в ремонте.
Естественно, затруднения огромны, но эти затруднения связаны с тем, что мы создаем логистику и новую инженерную инфраструктуру.
Дублер Курортного проспекта — дай бог, чтобы это произошло — с рисками введем в декабре. Он труден в строительстве, и чудес не бывает. Нынешние затруднения связаны еще и с ремонтом 150 км покрытия существующей дорожной сети. Но я думал, что будет еще хуже. Сейчас мы закрыли Красноармейскую — прокладывается канализация, и без этого не обойтись, закрыта ул. Юных ленинцев — там меняется теплотрасса. Плюс в городе необходимо переложить 700 км кабеля, это тоже разрытия.
Губернатор для решения проблем, ускорения ремонта предложил: каждое ДРСУ края берет в городе на себя ремонт отдельных улиц, и к 1 сентября мы получим отремонтированный город.
Но только когда железнодорожный транспорт станет городским, новая логистика заработает на 100 процентов, мы увидим эффект. А она заработает непременно!
— Вам не кажется идея пересадки на электрички и автобусы из личных авто слишком смелой?
— Я хочу сказать только одно: никакие вложения в строительство дорог, парковок не приведут к хорошему логистическому решению без административного вмешательства. Во всех городах — Москве, Лондоне, Ванкувере — есть деловые центры, куда все стремятся попасть и где, если даже все снести и построить парковки, и то всем места не хватит. Поэтому необходимо делать ограничения, и во многих городах они существуют. А по поводу железнодорожного транспорта: как москвичи пользуются метро, так же местные жители будут пользоваться электричками. Автобусы будут приходить из любого населенного пункта, из любого района города к железнодорожному вокзалу. Надо поменять ментальность, внедрить в сознание, что «надо пересесть на электричку». К такой мотивации мы подойдем, создав новую систему движения общественного транспорта. И как только мы это сделаем, будем жить очень комфортно, чисто, красиво, с хорошей транспортной логистикой.
— Об ограничениях на въезд говорится давно. Как это видят разработчики проекта?
— У нас существует квадрат скопления транспорта — деловой центр: Навагинская, Горького, Орджоникидзе, Конституции СССР. Что мы имеем сейчас? Кто захотел, на машине приехал — бросил ее где угодно, создал тем самым затруднение для других участников движения. Поэтому меры административного вмешательства будут следующими. Во-первых, на улицах будут определены парковки через аппараты. Это будет дороже, чем существующие, которые, кстати, стоят пустые. А те, кто не может пользоваться стоянкой, или если их нет поблизости, должны поставить свой автомобиль на перехватывающей парковке и пройти пешком.
Если вам надо пройти 100 метров — идите. Если неудобно — садитесь на автобус кольца общественного транспорта, его остановки будут везде. На этом кольце все будет доступно в 400 метрах. От ул. Конституции СССР до Орджоникидзе, далее по ул. Фабрициуса — там еще перехватывающая парковка. Обратно по Курортному проспекту, по ул. Горького и далее с выходом по ул. Конституции СССР.
Кроме того, внедрив эту логистику, мы получим пешеходную зону от железнодорожного вокзала до морского порта. Создание этих зон, кстати, запланировано КЦП. Еще будет восстановлен терренкур до Мацестинского моста и создана пешеходная зона Адлера — от набережной реки Мзымты до «Адлеркурорта». Для удобства пешеходов сейчас ремонтируются практически все переходы, еще 6 уже строятся, три — планируем построить. Если не успеем к 2014 году, будем достраивать в 2015.
— Впервые планы выходят за олимпийские сроки.
— Нам надо жить после Олимпиады, и все мероприятия, в том числе по подготовке к Играм, нацелены на то, как будет город развиваться потом, когда станет международным туристическим центром. Здесь все должно быть направлено на создание условий для туристов — и пешеходные зоны, и зоны отдыха, и очень удобная транспортная логистика на общественном транспорте. Когда все это будет сделано, когда мы закроем и рекультивируем очистные сооружения и на этом месте построим плоскостную парковку, когда построим стоянку на Фабрициуса, получится запустить кольцо общественного транспорта.
— Когда это будет?
— Это будет тогда, когда мы будем готовы. Кто-то говорит, что это надо делать к Олимпиаде. Нет. На Олимпиаду у нас есть схемы, которые будут работать.
— Если вы предлагаете делать кольцо с таким уровнем шаговой доступности, то остановок на нем должно быть очень много, также потребуется огромный профессиональный автопарк.
— Работа по созданию остановок уже идет, и не видеть этого нельзя. Сегодня задержка строительства есть только там, где пока ведутся ремонтные и строительные работы. И по поводу автопарка могу сказать: у нас уже совершен определенный прорыв. До начала Олимпийской программы в городе работало 136 муниципальных автобусов и 850 маршруток, выполнявших 10 тысяч рейсов в день. При этом к 2009 году муниципальным автобусам оказалось негде базироваться, они стояли буквально по дворам водителей. Сейчас в городе новая маршрутная сеть, и дополнительно уже поступило 108 автобусов. Еще 355 автобусов нам предстоит купить в лизинг. За лизинг необходимо платить, и только в первый год внедрения убытки могут составить 800 млн рублей. Но нам нужно менять идеологию общественного транспорта. Маршрутки должны перестать существовать вообще, и все идет к тому. Из поселков и районов автобусы должны двигаться только к хабам. Оптимизация должна сделать общественный транспорт бесперебойным. Маршрутов типа «Больница № 4 — больница № 6» быть не должно, это очень затратно для бюджета. И если мы не избавимся от нынешней схемы движения, вся маршрутная сеть не поедет.
— А для водителей, например, очевидно, что многие заторы можно было бы устранить менее глобальными методами. Например, всегда стоит участок дороги у «Мелодии»: постоянно идут пешеходы, а водители их пропускают. Включение светофора здесь сильно поправило бы ситуацию.
— Строительство подземного перехода от ул. Воровского под Курортным проспектом не прошло экспертизу. Действительно, там в 50 метрах — нормальный подземный переход. Сейчас он на реконструкции, но когда там будут завершены работы, нынешний переход мы загородим: пешеходов там быть не должно, и участок поедет быстрее.
— Разрабатывающие и принимающие подобные проекты понимают, что это будет крайне непопулярным решением?
— Задача властей: объяснить населению важность этих перемен и победить ситуацию. Нам отступать нельзя.
Схемы, которые будут…
Именно о капитальной реорганизации всей транспортной системы Сочи шла речь на очередном заседании Общественного совета по подготовке Сочи к Олимпийским играм.
Организационные работы по проблемам транспорта идут уже в режиме «штабов», что в мирной жизни все-таки используется не часто и служит косвенным признаком чрезвычайности ситуации. Де-юре руководит главным штабом министр транспорта. Но потом этот орган дробится на штабики поменьше. Но не так важно бюрократическое устройство, как эффект работы. А главный рабочий орган в олимпийском транспорте — АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр «Сочи-2014».
У дирекции главная задача чуть разнится с городскими. Олимпийское наследие, в том числе новая транспортная инфраструктура, — эффект побочный, главное — зрителей перевезти на соревнования.
Концепция АНО «Транспортная дирекция» сходна с общегородской: локомотивом зрительского перемещения назначен именно железнодорожный транспорт, в помощь которому планируется создание временных «подвозящих», именуемых специалистами АНО «фидерными», маршрутов и регулярного общественного транспорта. Главные хабы намечены в центре Сочи, на Мацесте, в Хостинском и Адлерском районах, Олимпийской деревне в прибрежном кластере и Эстосадке. Помимо основных хабов, запланирована организация 11 транспортно-пересадочных узлов. Для перемещения зрителей АНО «Транспортная дирекция» разрабатывает 14 «подвозящих» маршрутов, ну, а к самим олимпийским местам гостей Игр повезут электричками, которые будут ходить каждые 10 минут из центра в Адлерский район и каждые 20 минут — в Поляну. За рейс электричка берет в вагоны 2 тысячи человек, так что пассажирских пробок не ожидается. Автобусный фидерный парк планируют сделать сугубо отечественным: закупить изделия ГАЗ и «ВОЛГАБАСЫ» — всего их на Игры в город подтянут порядка тысячи. Заодно прикупят и 16 эвакуаторов — тоже для «олимпийских нужд». А сейчас, отметил гендиректор олимпийской Транспортной дирекции А. Жуков, идет обсуждение на высшем уровне приобретения в лизинг городом 108 автобусов большой вместимости. И вот они-то и будут нашим городским неоплатным наследием: перевозки во время Игр разобрали компании из Санкт-Петербурга, Москвы и Казани (первые два — ГУПы, а из Татарстана — ООО) и отправятся после Параолимпиады в родные города с олимпийскими автобусами вместе.
Чтобы олимпийские автобусы могли двигаться, а не застрять в традиционной сочинской пробке, на время Олимпиады для них будут организованы спецполосы. Заявляется, что по ним поедет исключительно аккредитованный транспорт, причем аккредитованными будут даже некоторые такси. Полосы пролягут между Адлерским районом и Веселым (многие автомобилисты сейчас тоже удивленно поднимают брови: где выделять-то?), «выделенной» станет вся авточасть совмещенной автодороги в Красную Поляну, и не миновать сей участи Курортному проспекту от железнодорожного вокзала Сочи до хаба «Адлер».
Организация полос, кстати, потребовала внесения в административный кодекс РФ изменений для легализации новых знаков с олимпийскими кольцами и параолимпийскими дугами. Шутки про то, что на выделенных полосах будут свои, олимпийские пробки из машин со спецсигналами, в городе уже пошли в ход.
Неолимпийские транспортные потоки организаторы движения планируют пустить на дублер. Показательны формулировки, которыми оперируют организаторы. Гендиректор Транспортной дирекции А. Жуков на общественном совете сообщил: «В наши планы не входит ограничение передвижения жителей по городу». Фраза, конечно, несколько вырвана из контекста, но даже в таком виде не удивляет безапелляционностью своего построения. Пример неограниченности дают планы организации движения: совмещенная дорога на время Игр будет предназначаться для олимпийского транспорта, а ныне действующая — для неаккредитованных транспортных средств. Подъезд к олимпийским объектам предусмотрен только для спецтранспорта.
Перехватывающих парковок, фигурирующих в планах АНО «Транспортная дирекция», насчитали аж 18. Крупнейшие из них — хаб «Сочи» и «Навагинский».
Параллельно, именно с подачи АНО «Транспортная дирекция», на общественном совете обсуждалось создание подземного перехода к запланированному пешеходному центру Сочи: прокол под железнодорожными путями выведет к запланированной стоянке на ул. Титова. Оттуда уже «пешком-пешком-пешком».
На время Игр в Сочи будет создано 8 автопарков, на что пойдут 2,4 млрд рублей. В наследие Сочи остается большой — на 230 автобусов — автопарк на ул. Голенева. Многие возмутятся, мол, какая ж она новая, когда там базировались автобусы с советских времен — ПАТП-6. Дело не сильно темное, но сопровождалось такими эпизодами, как приватизация, перепродажи и суды, а потом и обратным выкупом имущества за бюджетные средства. Что будет новым — оборудование для технического обслуживания автобусов. Так что повод старому автопарку порадоваться есть. Второй автопарк наследия останется в Адлерском районе.
Огромное здание логистического центра на ул. Пластунской отойдет по постолимпийскому завещанию Ространснадзору. Там планируется организовать диспетчерский центр по Южному и Кавказскому федеральным округам.
Личное. Оценочное. Суждение автора
Эти планы — пока проекты разной степени проработанности и готовности.
И, возможно, нервозность, которую они порождают, действительно из-за низкой информированности о происходящих в городе изменениях. Одно дело, что все мы знаем и объем вложений в Игры, и тот факт — именно факт, что львиная доля олимпийских вложений — это не спортивные объекты к Олимпиаде, а городская инфраструктура.
Но мы опираемся в своей жизни не на планы, а на то, что видим и переживаем каждый день.
Пример из маленьких — схема движения пешеходов у вокзала Адлер. Чтобы пройти к электричке, необходимо (иного пути просто нет) подняться на 4 этажа вверх, а потом пробежать с сумками 4 этажа вниз. Не слишком ли много таких же «простых» решений в городе?
Еще пример: закрыли поворот у Курортного городка в сторону Сочи, и в пробке встала даже Кудепста. Когда на соревнования привезли хоккеистов, поворот разрешили временно раскрыть — пробка рассосалась. Логика перекрытия осталась за гранью понимания.
Выехать из Блиново, Веселого, Имеретинки сейчас намного проблематичнее, чем три года назад, — таковы ощутимые плоды текущей оптимизации транспортной схемы. На Искру маршрутки, которые до борьбы с излишними макроавтобусами ходили раз в 15-20 минут, теперь ходят раз в час, чему если кто и рад, так это таксисты, предлагающие в горку прокатиться с ветерком за 150 рублей. Жесткое лобби железнодорожного транспорта привело к тому, что автотранспортом практически невозможно добраться до аэропорта, что тоже несказанно радует таксистов рублем.
А поздний маршрут в Дагомыс и Лоо радует не только таксистов, но и водителей микроавтобусов: двойной тариф, с которым «борются-борются — никак не поборются», или «не хочешь — не езжай» — дает пассажирам испытать все прелести альтернатив.
Удивляет простого жителя и аврал, который на внутригородские дороги навалился с двух взаимоисключающих концов. Разрытия энергетиками — здесь осталось начать и кончить, 700 км кабеля — это в любом случае пугающий объем. Необходимость заасфальтировать — второй «эверест» работ, который надо разровнять.
Безусловно, очень мала вероятность, что центральные улицы останутся без покрытия: уже практически завершены работы по ул. Горького, перестилается Виноградная, явно готовится к тотальному асфальтированию Донская. Но первое же стояние на этих улицах в пробках вызывает вопрос: а почему новое покрытие снабжено такими забавными впадинками для колодцев?
И все это — отнюдь не претензии водителей личного автотранспорта. Это вести из автобусов, маршруток и с тротуаров. При этом рискни кто из ответственных лиц внезапно проехаться в «среднем» автобусе (пусть и не в час пик, к чему экстремальные испытания), он может понять, почему люди до последнего будут сопротивляться ездить исключительно автобусами и в чем вранье часто используемого административными работниками выражения «автобусы моются каждый день». Снаружи — возможно. Внутри слой пыли таков, что оправдать его общей строительной запыленностью города просто не получится.
Ну и пара эмоций по перехватывающим парковкам. Именно они дают надежду, что планы могут и не осуществиться. Сроки строительства дублера Курортного проспекта уже сорваны, с Навагинскими очистными — заминочка, о парковке на Титова едва заговорили, а о проколе под железнодорожными путями вообще было сказано публично лишь на прошлой неделе.
А там Игры пройдут, и город перестанет лихорадить необходимостью сделать все «позавчера».
И уж точно не умиление вызывают жалобы из мэрии о том, что дома — и в центре города это особенно заметная проблема — строятся без парковок. Этому феномену дал объяснение глава города: «Разрешение на строительство выдается только при наличии в проекте парковочных мест. Но как только строение сдается в эксплуатацию, начинается переоборудование в торговые площади».
Может, все-таки надо менять ментальность ответственных за организацию движения, строительство, псевдокапитальность ремонта многоквартирных домов, а не людей, упорно называемых «нашим населением»? Люди — прекрасное русское слово, а от «нашего населения» — нет-нет, да и пахнет чем-то крепостным. А заодно вспомнить, что хоть мэрия и снабжена охраной и пропускной системой, а все же власть в городе — вопрос выбора горожан, нанимающих (да, именно так!) на работу себе служащих. А те, в свою очередь, обязаны делать все, чтобы людям было в городе удобно жить. Чтобы была вода, были свет и газ, дороги, удобный общественный транспорт и, если уж с общественным транспортом проблемы такие, что люди массово избегают им пользоваться, возможность использования транспорта личного. А пенять людям, что прямой автобус от больницы до больницы — дорого, — это, извините, никуда не едет. Таково личное оценочное суждение автора.
Светлана ВОЛОШИНА