Месяц назад при проходке тоннеля строящегося дублера Курортного проспекта произошел вывал 200 кубометров грунта. Обошлось без пострадавших — благо, людей и технику успели вовремя отвести на безопасное расстояние. Случай так и остался бы ЧП масштаба дорожно-строительной организации, его бы устранили (и устранили!), укрепили свод и пошли бы строить основную транспортную магистраль центра Сочи дальше, если бы не очевидный факт. Одновременно с просадкой в тоннеле на поверхности земли значительно накренилось почти достроенное четырехэтажное строение. Все работы по проходке тоннеля были немедленно приостановлены, началось расследование причин ЧП, опасная зона поверхности участка огорожена, а в тоннеле начались работы по закреплению грунта. Какова дальнейшая судьба проваливающегося дома, пока никто сказать не может, а вот причины произошедшего уже сомнений не вызывают.
Справка. Более 80 % сочинских склонов подвержены в своем естественном состоянии активным геологическим процессам. Обилие и ливневой характер выпадения осадков и сравнительно низкие температуры воздуха и почвы в осенне-зимний период служат причиной избыточного увлажнения, что активизирует оползневые процессы. Не менее широко развит в районе так называемый плоскостной смыв: рыхлый покров в период прохождения ливневых осадков интенсивно смывается, причем интенсивность такого смыва не только зависит от связности и плотности пород, но в большинстве своем связан с режимом осадков и рельефом (длина, крутизна, форма) склонов, а также с наличием активных гравитационных процессов, где наибольшее развитие имеют оползневые. Как известно, условием для их возникновения является нарушение равновесия пород, вызываемое увеличением крутизны склона в результате его подмыва, подреза, ослаблением прочности вследствие переувлажнения пород, воздействия сейсмотектонических процессов и, очень часто, нерадивой хозяйственной деятельностью человека. Чаще всего оползание незначительных по мощности рыхлых массивов служит толчком для прогрессирующего развития оползневых процессов вверх по склону, вследствие чего формируются значительных размеров оползни-потоки с периодической активностью. Склоны, пораженные такого рода оползнями, крайне неустойчивы, и освоение их без проведения серьезных противооползневых и противоэрозионных мероприятий недопустимо! Такие оползни характерны для бассейнов рек Сочи, Мацесты, Кудепсты, Мзымты, Псахе (Мамайка).
В условиях влажных субтропиков основным фактором, вызывающим механическое разрушение материнских или коренных пород, является их обнажение вследствие оползневых процессов и далее — попеременное переувлажнение и просушивание под воздействием солнца. При этом наиболее распространенный в бассейнах сочинских рек аргиллит (или сланцевая глина) при непосредственном намокании становится рыхлым, а затем и вовсе приобретает вид густой вязкой субстанции, напоминающей содержимое кратеров грязевых вулканов Тамани, что кардинальным образом меняет геологические свойства подпочвенных пластов (по материалам Сборника докладов Сочинского отдела Географического общества СССР, вып. II, стр. 123-167, Л., 1971 г.)
Одна из первых версий возникновения обвала, по итогам работы межведомственной комиссии, получила свое подтверждение: активный оползень вследствие избыточной обводненности склона, пригрузом дополнительным объемом грунта, при отсутствии удерживающих подпорных стен и эффективного водоотведения, привел к нарушению устойчивости не только поверхностных грунтов, но и залегающих под ними коренных аргиллитов, спровоцировал вывал в тоннеле и обусловил появление на поверхности теперь уже знаменитой на всю страну сочинской «пизанской башни». Конечно, людей, вложивших огромные средства в строительство четырехэтажного коттеджа, по-человечески жаль. Но искать предпосылки и причины произошедшего, возможно, стоит не только у природы, да и форс-мажор на поверку оказался делом рукотворным.
Участок, на котором располагается злосчастный дом, был взят в субаренду в потребительском жилищно-строительном кооперативе (ПЖСК) «Альфа» по договору, заключенному в марте 2010 года. Тогда как акт выбора трассы III очереди дублера, в соответствии с которым, согласно проекту, ведется проходка тоннеля, — согласованный и подписанный во всех инстанциях, — датируется еще августом 2008 г. Выдавая разрешение на застройку всего участка, принадлежащего «Альфе», тогдашний главный архитектор города О. Шевейко в своем заключении прямо, словами, не подразумевающими двоякого толкования, предписал: «Строительство квартала жилой застройки возможно при наличии согласования с Дирекцией по строительству дорог «Черноморье» (структурного подразделения Росавтодора, которое выступает в качестве госзаказчика центральной автомагистрали Сочи — дублера Курортного проспекта). Подписано это заключение было летом 2009 года. Практически одновременно, когда, согласно официальным документам, в частности договору субаренды, и речи о строительстве дома идти не могло, руководство ПЖСК «Альфа» получает от Росавтодора официальное письмо, в котором в случае начала строительства в так называемой «охранной зоне тоннеля» (неотчуждаемой территории, под поверхностью которой дорожники ведут проходку тоннеля) застройщики обязаны не только согласовать проект строительства с заказчиком дублера — ДСД «Черноморье», но и получить с последующей фиксацией их реализации целый перечень серьезных технических условий и предписаний проектировщиков олимпийского объекта транспортной инфраструктуры. И лишь затем приступать к строительству жилья, обеспечив серьезную противооползневую защиту и водоотведение на своих участках.
Субарендаторы участка уверяют, что узнали о трассе тоннеля только в 2010 году, когда «коробка» дома была практически готова. Более того, по их словам, бывший председатель кооператива до последнего уверял, что проект дублера не утвержден, олимпийские сроки срываются, что, скорее всего, трассу дублера перенесут (любопытно, как можно вносить изменения в утвержденный проект, прошедший госэкспертизу), а то и вообще отменят его строительство. Эти слова показались для мечтающих построить на побережье дом гораздо весомее, чем заключение департамента архитектуры, официальные напоминания о необходимости согласований строительства с заказчиком подземных работ, официальные письма головной проектной организации III очереди дублера Курортного проспекта ЗАО «Петербург-Дорстрой», предписывающие не просто укрепить участки кооператива, а «выполнить специальные меры по каждому строению отдельно».
Предпочел экс-председатель кооператива умолчать и о том, что по участку проходит русло, как обозначают специалисты, «древнего ручья». Ручей не был бы большой помехой: в Сочи ряд жилых массивов построено и на более проблемных в гидрологическом плане участках. Многие помнят, как ловили тритонов в Мусин-Пушкинской балке, ныне занятой коттеджами, любой экскурсовод покажет здания, стоящие там, где раньше река Сочи впадала в море. Но от участка «Альфы» они отличаются принципиально: там с соблюдением жестких, еще советских стандартов произведены склоноукрепительные работы и мероприятия по водоотведению.
В нынешнем случае ПЖСК было необходимо заняться серьезной инженерной подготовкой участка общей площадью 5,3 га под будущую индивидуальную застройку, чтобы превратить некогда заболоченный участок оползневого склона бассейна реки Мамайка в благоустроенный, террасированный коттеджный поселок из 108 жилых домов высотностью до 3-х этажей.
Причем, участки «Альфы», как следует из заключения департамента архитектуры, можно было выставлять на продажу (на передачу в субаренду) только после проведения хотя бы минимума мероприятий: строительства ливневых коллекторов и лотков, дренажных прорезов и т.п. Не стало ли произошедшее следствием качества подготовительных работ на всем участке кооператива? Или злую роль сыграли нарушения правил землепользования и строительства, предполагающих «коттеджную застройку высотой до трех этажей» (на снимке хорошо видна реальная этажность строений)?
Так или иначе, но «девелопер» — ПЖСК «Альфа» — начал продавать участки, едва разработав проект планировки и получив разрешение на выполнение подготовительных работ — организацию водоотведения, противооползневые мероприятия, устройство внутрипоселковых проездов и инженерных сетей. Желание ковать золото, пока цены на землю в Сочи запредельны, — вполне оправданно: что будет с ценами на недвижимость в Сочи после Игр, сейчас не берутся предсказать даже самые маститые игроки рынка. А в результате противооползневые и водоотводные мероприятия выполняются, по данным ДСД «Черноморье», по несогласованным проектам и при отсутствии какой-либо исполнительной документации. И индивидуальные застройщики торопятся: начинают строительство по несогласованным в установленном порядке проектам, заодно нарушая разрешенную этажность и зачастую не имея на руках даже разрешения на строительство. Уже к осени 2012 года очертания будущего поселка можно было видеть не только на бумаге, но и в натуре: возведено несколько жилых зданий, некоторые даже заселены.
Администрация Сочи сигналила: «Согласуйте!», проектировщики рекомендовали: «Укрепляйтесь!», ДСД «Черноморье» «Альфе» и писала, и маячки на оползневых участках выставляла, но стройки шли.
И вот, в ноябре 2012 года зазвонил колокол: обрушилась подпорная стена, формирующая террасу для строения 195/16 по ул. Виноградной (это соседний с накренившимся домом участок), увлекая за собой подпорную стену, удерживающую склон под ныне «падающим домом», к тому моменту уже законченным строительством. Прямым следствием активизировался оползневой процесс. И это неудивительно: подпорная стена держала гигантский объем привозного грунта (более 100 КамАЗов), использовавшегося для выравнивания достаточно крутого участка № 18. Ну а проснувшийся оползень, открыв доступ к коренным породам ручью, вышедшему из зачем-то залитого бетоном коллектора и обильно орошающему оставшийся без поддержки склон, изменил — понятно, не в лучшую сторону — естественное состояние породного массива в зоне прокладки тоннеля. А в начале марта вызревающая полгода ситуация взорвалась: увлекаемый оползнем дом дал осадку, выдавив около 200 кубометров грунта в забой тоннеля. Вода настолько пропитала участок под домом, что когда на глубине 23 метров от поверхности в строящемся тоннеле машины тронули размокший аргиллит, вся эта перенасыщенная водой «каша» подземным селем хлынула в новое приоткрывшееся русло. Итог: здание повреждено практически необратимо, на олимпийском объекте — задержка графика.
Дольщик-инвестор в результате остался со «скрытыми дефектами» субарендуемого участка, правовыми проблемами в связи с отсутствием разрешения на строительство и разрушенной мечтой о жизни в райском уголке один на один. А ведь если бы все было сделано технически грамотно и по закону, подобная ситуация не случилась…
Светлана ВОЛОШИНА