Лесное: вчера, сегодня, завтра…
Когда-то это село было большим и богатым. Но в последние десятилетия оно все больше и больше стало «задыхаться». И это несмотря на изумительной красоты природу и, казалось бы, все возможности для развития сельского хозяйства. Чем сегодня гордятся его жители, так это уникальным древним храмом Георгия Победоносца (ему, говорят, почти 200 лет) и женским монастырским комплексом. Именно в последнем побывал на недавнее Рождество президент России Владимир Путин. Случайностей в наше время бывает все меньше. Может, и адлерское село Лесное ждет впереди второе рождение. Но пока…
Вырвавшись из ухоженного села Галицыно, дорога петляет между лесистых склонов. А вот и поворот налево, о котором нас предупреждали. Впрочем, указателя «с. Лесное» мы не нашли ни здесь, ни потом. Это достаточно характерно. И вот почему.
…Селу этому, утверждают старожилы, почти 200 лет. Во всяком случае, на могучем стволе шелковицы, вросшей в землю рядом с церковью святого Георгия Победоносца, табличка с надписью: «На этом дереве 200 лет назад висел колокол, созывавший людей на службу». Звонницы на храме тогда еще не было. Поэтому и определили место колоколу на дереве. И не только на службу созывал он сельчан. Тревожным набатом сообщал, например, о пожаре или другом ЧП.
Именно здесь, в церкви, знакомимся с удивительной женщиной — Маргаритой Триандофиловой. Родилась она в Лесном семьдесят лет назад. Оба ее прадеда — Елисей Попандопуло и Полихрон Триандофилиди — были священниками, основателями этого храма. Но для начала немного истории. К 1905 году это село (тогда в официальных документах оно именовалось Кура-Менза) насчитывало около 60 жителей — в основном, греков и русских. Жили они дружно, как говорится, одной семьей. А село служило перевалочным пунктом для путников, следующих в Красную Поляну. Дорога от Адлера до Кура-Мензы на повозке, запряженной лошадьми, занимала тогда 2-2,5 часа. Здесь можно было дать отдохнуть лошадям, купить хлеб, молоко, вкусно и недорого поесть, попить чай за дощатым столом в тени дерева. И, естественно, помолиться в церкви святого Георгия Победоносца.
Но настал 1936 год, и храм не только закрыли, но и попытались снести. Не удалось это сделать только благодаря сельчанам, в полном смысле слова грудью вставшим на пути трактора, к которому уже прицепили тросы, опутавшие церковь. Прошло время, и храм снова ожил, а с 2000 года даже вошел в перечень охраняемых памятников истории и культуры Краснодарского края.
Село это когда-то было одним из богатейших и крупных в Адлерском районе Сочи. Жители его занимались животноводством, садоводством, виноградарством, выращивали табак… Выпекаемый здесь хлеб славился на всю округу, а за медом приезжали даже из других уголков Большого Сочи. И все это — благодаря изумительной природе и трудолюбивым рукам жителей Лесного. Были здесь кафе-столовая (редкий факт для горного села того времени), интернат, школа-семилетка и даже телефон… При воспоминаниях обо всем этом у Маргариты Елисеевны даже накатываются слезы на глаза. «Все закончилось в 37-м году, когда проживавших здесь греков выслали в Среднюю Азию, почти двести домов разом опустели», — горестно машет она рукой и спешит в храм — день воскресный, народ идет нескончаемой чередой, а в церковной лавке ее никто не заменит.
Сегодня в Лесном больше дач, чем жилых домов. Постоянно проживают не более пятидесяти человек, в основном — старики. Молодежь бежит в город. Нет здесь ни магазина, ни аптеки, ни фельдшерско-акушерского пункта. Впрочем, все это — относительно. Около находящегося чуть в стороне, за речкой(!) женского монастыря с недавних пор появились и кафе, и магазин, и прочая «инфраструктура». Формально монастырь располагается на территории Лесного. Но жилых домов там нет, и все эти торговые точки, естественно, рассчитаны на гостей.
Вокруг Лесного — заброшенные сады, вырубленные виноградники… Испуганно косит глазом привязанная к частоколу корова, по соседнему двору бродит пара кур. Дома-развалюхи можно использовать как «натуру» при съемках фильма о жизни деревни XIX века. Одному из них, уцепившемуся за склон невдалеке от церкви, как уверяют жители, уже лет 150.
Узнав, что мы из газеты, вокруг нас начинают собираться люди. Причем, по номерам автомашин, на которых большинство из них приехало, можно изучать не только карту юга России, но и, наверное, всей страны. И не только. Знакомимся с мужчиной, который, как нам показалось, особо внимательно прислушивается к нашему разговору. Каково же наше удивление, когда узнаем, что…
«Я приехал из Афин, буквально вчера, зовут меня Янис Спиридониди, — улыбается мужчина. — Здесь жили, работали, крестились мои отец и мать. Потом их выслали. Но и сегодня очень много у нас здесь родственников — Мойсовы и Спиридониди. На кладбище — могилы предков. Я с семьей, как уже говорил, живу в Афинах. Работаю на мебельной фабрике мастером. Сюда, в Лесное, приезжаем часто, помогаем, чем можем, восстанавливать храм. В последнее время добираться сюда стало легче — пустили даже два автобусных рейса из Афин непосредственно в Адлер через Румынию, Болгарию, Украину. Дорога занимает около двух с половиной суток».
Странное впечатление производит это село. Дома, в основном, кособокие полуразвалюхи. Но рядом — достаточно крепенькие и вполне радующие глаз — это дачи. По выходным или на праздники сюда «подтягиваются» сочинцы, убегая от городского шума, пыли, сутолоки. Есть здесь и третья категория строений — аккуратные, даже с некоторым шиком выстроенные желтобокие бревенчатые коттеджи «под старину». Кто-то надумал возвести их здесь несколько штук на продажу. Вот только захочет ли кто-нибудь из «новых русских» жить или хотя бы иметь дачу в этом месте в силу перечисленных выше причин? И ведь перечень их можно продолжить.
«Общественный транспорт в Лесное не ходит, — сетует глава Молдовского сельского округа Юрий Шеболта. — Уж больно дорога разбита. Нет здесь и централизованного водопровода. Воду люди берут из источников. Не дошел сюда еще и газопровод, но к концу года эта проблема будет решена».
Впрочем, как мы знаем, газовую трубу за госсчет тянут обычно к селу, а за разводку непосредственно по домам жители платят уже из своих средств. Вряд ли найдутся таковые в карманах «лесных» пенсионеров.
…Виляя среди ям, из которых практически и «состоит» дорога, пытаемся выбраться из центра села. Непрерывно осматриваемся по сторонам, надеясь все-таки увидеть надпись «Лесное». Увы. Ее мы так и не находим. А вот дорога, идущая в сторону женского монастыря, «сверкает» свежими заплатами. Ее обновили явно в канун недавнего приезда сюда президента. Перспективы развития монастыря его заинтересовали. Может, этот интерес эхом отзовется и в деле возрождения самого села.
Владимир ЦЕКВАВА
Фото Станислава ПАВЛОВА