О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Невидимая часть «Айсберга»

   Тестовых соревнований в этом сезоне нашему городу придется принять без малого пять десятков. До Игр всего год, и вот, взят очередной рубеж, проведены первые соревнования с настоящими зрителями. Не с теми, кого сняли с уроков и повезли радоваться в Красную Поляну, изображая болельщиков, а с теми, кто купил билеты (или добыл бесплатный пригласительный), кто хочет видеть и знать, ради чего город переживает семь лет самого масштабного строительства страны. Что увидели зрители, с чем столкнулись, почему спортсмены-участники Гран-при по фигурному катанию по версии ISU расстроились? Результаты «тестирования» тестовых соревнований сочинскими зрителями выглядят так.

   Билеты
   Результат теста: странно. Тем, кто с Интернетом на дружеской ноге, покупка билетов труда почти не составила. Фейсбук, Одноклассники, ВКонтакте, ПриветСочи с момента старта продаж пестрели ссылками на сайты. Электронные монстры Tickets и Parter открывались с официальных сайтов организаторов мероприятия. Все прелести компьютерных покупок, включая возможность расплатиться электронными деньгами, были брошены на службу продажи билетов.
   Небольшая и толковая форма заявки на электронный билет заполнялась недолго. Безымянный робот радушно предлагал лучшие из оставшихся мест на трибунах. Одно смущало: выкупить заказанный ваучер с многозначным кодом необходимо было в течение двух дней с момента заказа, после чего бронь снималась. За выкуп, предупреждали сайты, надо будет заплатить 50 рублей. Мелочь, а неприятно.
   Что ж, двое суток — приличный срок для того, чтобы дойти до кассы. Открываем окошко «ближайшие кассы», и оказывается, что выкупить билет можно в десятках мест. Но все они расположены неподалеку от станций московского метро, в Подмосковье, даже в городе с красивым названием Лыткарино, но только не в олимпийской столице.
   Телефонный разговор с оператором (номер указан на сайте) начинается со слов: «Читайте внимательно, на сайте все написано!», а заканчивается ни много ни мало предложением: «Ну пусть кто-нибудь вам в Москве выкупит и передаст». Судя по озадаченной интонации и множественным переговорам на заднем плане, вопрос был не част.
   Так где в Сочи купить билет? Ответ дал тот же Интернет. «Воровского, 6», — подсказал сайт «Российской газеты». Стоит ли говорить, что никаких указателей на здании Воровского, 6 не было.
   В кассе «Точки оплаты» (продажа осуществлялась именно там) в день покупки билетов было не особо людно, но пара передо мной хотела попасть именно на соревнования.
   На вопрос, где будут автобусы, продавец билетов ткнула в «простыню» объявлений. Там предписывалось взять с собой на соревнования паспорт, а о местах посадки на автобусы — справляться на отдельном сайте. Попытка купить билеты на команду юных баскетболистов их тренером с первого раза тоже не увенчалась успехом. «По 4 в одни руки», — посочувствовала продавец. Каждый входящий в помещение отзывался на просьбу тренера с пониманием и покупал билетики для детей.
   «Билеты идут, как пирожки», — улыбчивая дама за стойкой делилась радостью, словно своей личной. Сочинцы приобретали билеты по 110, 360 и 770 рублей.

   Автобус
   Результат теста: положительно. Вместимость «Айсберга» — 12 тысяч человек. Чтобы перевезти такое число людей автобусами по 40 мест каждый, необходимо сделать 3 сотни рейсов. Известный своими транспортными проблемами Сочи притих: устоит ли транспортная система, откуда появятся автобусы, на какое чудо надеются организаторы перевозок?
   Автоисполины по сочинским транспортным меркам, в сравнении с автобусами малой вместимости, «пришвартовались» у парадного подъезда Зимнего театра за сутки до открытия соревнований. По автобусам, собранным на площади, можно было изучать географию края. Динское ПАТП, автотранспортное предприятие Хадыженска, «Туапсетранс», автобусы из Новороссийска и, конечно же, из Краснодара — все здесь. Как минимум, у части этого автопарка, преодолевшего перевалы для того, чтобы обслужить желающих глянуть на первые «доступные» соревнования сочинского Олимпийского парка, интересная судьба. К примеру, автобусы из Динской в нашем городе гости частые, их специально купили в свое время для развоза участников Сочинского инвестиционного форума, и они долго колесили по станицам Динского района с форумской печатью на боку.
   Часть «олимпийских» автобусов после настоящих Игр отправится в Москву и Казань усиливать тамошние автопарки. Сочинские перевозчики остались не у дел. Хотя есть информация о 250 автобусах, которые к Играм купит край, и еще о 180, что приедут из городов и станиц Кубани временно.
   О том, что для купивших билет на соревнования доставка к парку будет бесплатна, было и написано на самом билете, и показано в местных новостях. На сайте, куда отсылала продавец билетов, точки сбора пассажиров обозначались очень жирно: «в районе театра», «в районе ТЦ «Новый Век». Но автобусов было столько, что даже пессимист, испуганный перспективой метаться в поисках бесплатного транспорта, не мог пройти мимо.
   То аккуратно выстаиваясь в очередь, то сминая ее стройный ряд в кучу, зрители рассаживаются по местам. Сводный портрет желающих глянуть на соревнования: человек немолод (лиц студенческого возраста совсем мало), позитивен, вооружен фотоаппаратом и готов радоваться празднику.
   Автобус заполняется быстро, девушка без опознавательных знаков проверяет, не пропущено ли кресло, и вот, под взмахи рук человека без знаков отличия, автобус «отчаливает» в сторону Приморского олимпийского парка.
   Хвала профессионализму человека за рулем: прохождение поворота на переполненной площади ювелирное. Первые пятьдесят метров идет по встречке, под равнодушными взглядами сотрудников ГИБДД, дежурящих на площади, и к удивлению, впрочем, не сильному, водителей. На повороте с Театральной автобус пропускает собрата по тестам с фирменной бумажкой на лобовом: «Тестовые соревнования 2012-2013», тот собирал пассажиров у остановки Сбербанк.

   Вид из окна
   Результат теста: пугающе. Из автобуса открывается ракурс, с которого мы, сочинцы, видим свой город крайне редко. Но именно из такого окна рассматривает наш город и турист, отправляющийся на экскурсии, и спортсмен, едущий на соревнования, и гость Олимпиады.
   Зима для Сочи — время довольно некрасивое. Нет зелени, с природным энтузиазмом прикрывающей все наши курортные огрехи. Красные крыши и светлая охра, предписанные «единым архитектурным обликом», конечно, несколько расцвечивают картинку. Но все же за оголенными деревьями видны и заросшие склоны, и узенькая серенькая полосочка пляжа, столь очевидно захламленная серыми же постройками, и небогатые дворы со свежепокрашенными, еще не облупившимися крышами домиков. Сверху, всего лишь из окон автобуса, открывается и вид на то, что делается за строительными заборами, которых на пути следования к парку немало, и безнадежность встречной пробки, и провинциальность обочин.
   Яркие пятна полицейских, разбросанные каждые пятьдесят метров вдоль дороги, тоже придают пейзажу вид своеобразный. И это не ощущение: «Большой брат смотрит на тебя», а нервозность и мысли о том, кто кого и от кого охраняет так рьяно.
   Обилие баннеров «Продается квартира» на новых высотках не столько радует масштабами строительства, сколько подчеркивает: до заявленного моратория на строительные работы осталось 20 дней, но реальность этой меры весьма сомнительна. Все сказанное здесь — очень добрый взгляд на город. Неделю назад глава Сочи провозил по этому маршруту руководителей ведомств администраций, его слова в адрес подчиненных были значительно жестче. Правда, главной претензией мэра была недоработка в деле перекраски крыш, а главный грозный окрик — «Кто разрешил здесь строить?!»
   Из всех строек неподдельный интерес с попытками сделать снимок из резво идущего автобуса вызвал только строящийся храм неподалеку от парка, вписанный в дорожный разворот.
   Но пока едем в сторону Адлерского района, водитель тихонько кроет федеральную трассу. То, что хотя бы к Играм здесь требуется совсем иной асфальт, очевидно. От разворота около ул. Энергетиков «тестовый автобус» движется по новенькой, закрытой для иного проезда дороге. Как пообещал перед стартом соревнований замглавы города А. Карандин, «доставка личным транспортом к объектам, на которых пройдут соревнования, будет исключена». И действительно, шлагбаум, в который бы уперлись все желающие попасть на личном авто к «Айсбергу», довольно далеко от КПП парка, и стоянок не предусмотрено.

   Волонтеры
   Результат теста: эталонно. Ребята в перьях от Боско улыбаются выходящим из автобуса так широко и весело, что стройплощадка вокруг перестает казаться бесконечной стройкой. «Ростов!», «Новочеркасск!», «А я из Е-бурга, только приехал с ростовскими!», «У нас в универе волонтерский центр!» — отвечают они на вопрос «Откуда?». «Добро пожаловать на соревнования», — слышно отовсюду, и только и того, что хлеба с солью не разносят.
   «Пройдите туда. Посмотрите сюда, вам вон туда, давайте я вас сниму на фоне стройки!» — задора столько, будто не третий день работают на свежем и влажном воздухе. Весело пугают друг друга: «Вот придут сейчас «зрители» (те, кто прибывает организованными группами по программе «Зритель» — С.В.).
   Перед КПП традиционная змейка загородки, а дальше — суровая будка проверки безопасности.Девушка в такой же волонтерской форме сканирует переносным приборчиком билеты. «Проходите, пожалуйста», — буквально поет она, и кажется, что ты не тысячный ее зритель, а только тебя она и встречала.
   В самом зале волонтеры доброжелательно, но жестко при попытке изменить положение на трибуне спрашивают билет и настоятельно рекомендуют сидеть на своих местах. Работа гораздо конфликтнее, чем у подающих руку выходящим из автобуса, но ребята держатся.

   И снова билеты
   Результат теста: организаторы издеваются? Часть приехавших из автобусов сразу же направляется к билетной кассе. Ведь везде русским языком было написано: купить билеты можно в самом «Айсберге». Вывод из этой простой русской фразы нормальный человек мог сделать только один: раз «Айсберг» априори находится на закрытой территории олимпийского строительства, значит, приехав туда на автобусе в день соревнований, билеты можно купить. Но… Билетов нет. Сотни людей щелкаются на фоне колючей проволоки, ограждающей главную стройку страны, на фоне толпы, выходящей в режиме нон-стоп из все прибывающих автобусов, и пристраиваются в хвост очереди на отъезд. Их путь в Сочи (или в Адлерский район, или на «Звездочку») грустен: люди ждали праздника, они к нему приехали и… ну почему на посадке не объявлять, что в «Айсберге» билетов нет? Особенно жалко было людей, приехавших с аккредитованными детьми, которых планировали привлечь к участию в церемонии открытия. Несмотря на то, что ребят на открытии «отменили», возможность посетить «Айсберг» по аккредитации у них осталась. Но у родителей билетика нет… А вход для несовершеннолетних — только в сопровождении взрослых. Таким образом, дети дважды не попали на соревнования…
   Впрочем, купить билеты было возможно, если долго стоять около подъезжающих автобусов с вопросом: лишнего билетика не найдется? Цена варьировалась от «да возьмите бесплатно, все равно пропадать» до полутора тысяч рублей.
   О том, что за перепродажу билетов на Игры будут карать, заявлялось на высшем олимпийском уровне. Автор этих строк продала свой лишний билет по номиналу полузнакомой девушке. На глазах у волонтеров и полицейских отсчитывали деньги и передавали билет. Была ли ситуация нормальной, как и реакция на нее? Не знаю.

   Хлеб-соль
   Результат теста: кисло. Вид «Айсберга» изнутри очень напоминает… аэропорт. Дорогой, большой, новый аэропорт. И цены в местах питания — вполне аэропортовские. Очереди — как на паспортный контроль. Эспрессо в пластиковом стаканчике — 80 рублей, бутербродик с семгой — 130. Напряженность с салфетками и недостаток персонала за стойкой — все темные дыры российского общепита налицо.
   Перед «Айсбергом» была развернута кубанская лавочка. Замерзшие девицы, закутанные в платки, подогрели бы в микроволновке немудреные колбаски, продали бы из холодильника французский сыр (куском), выдали бы бутерброд и вездесущую колу. Но аншлага среди подсолнухов не было.
   Безопасность
   Результат теста: без чего? «ЧС на тестовых соревнованиях не запланировано!» — пошутил на пресс-конференции А. Карандин. Безусловно, работа по безопасности была проведена колоссальная. Олимпиада вообще считается слишком привлекательным для террористов мероприятием, чтобы не быть готовыми к ЧС. Именно поэтому на выполненный в полицейском стиле пункт досмотра, особенно диссонирующий с улыбками волонтеров, можно было бы закрыть глаза…
   Сумка едет по транспортеру «на просвет», люди в форме нейтрально смотрят мимо проходящих под без умолку пищащей рамкой и отсылают к людям в перчатках, на личный досмотр с ощупыванием карманов и сканированием мобильным датчиком.
   Вываливаясь из пластиковой двери будки досмотра, понимаешь: паспорт (о необходимости его взять и при покупке билета напоминали, и на самом билете написали) никто и не спросил. Впрочем, дело было в субботу, когда В. Путин тестировал «Ласточку» и в «Айсберге» не ожидался. Именно железнодорожным перемещением первого лица, возможно, объясняется и тот факт, что в субботу автобусы тестовых соревнований не попали в пробку и ни разу не встали из-за спецпроезда на сколь-нибудь критичный срок. А вот посетившие соревнования в пятницу, и тем более в день их открытия, в четверг, действительно отстояли свое…

   Зрительское мнение
   Результат теста: отхлопали ладоши, но… Общее впечатление, если смотреть на происходящее добрыми зрительскими глазами, неплохое. Очень неплохое. Местами — отличное. Сами соревнования — высший класс. На лед вышли спортсмены мирового уровня, с трибун летели игрушки и цветы, а японцы разворачивали россиянке Кавагути российский флаг. Падения, слезы, медали…
   И лишь вранье по мелочам, на зрительский взгляд, сильно испортило впечатление от сочинских соревнований. Покупка билетов — на грани лукавства. Вид на «единый архитектурный облик» — с намеками на неединость и неархитектурность. Ну и апофеоз обмана: «Билеты проданы». За несколько дней до соревнований места оплаты украсились надписью: «Продажи временно приостановлены» в электронной версии (в Интернете) и прагматично-лаконичным «Все билеты проданы» — на точках продаж.
   В том, что это ложь, каждый, кто попал к арене, мог убедиться сам: зал был полупустым. И это расстроило не только тех, кто не попал на соревнования, хотя испорченный выходной — само по себе мерзко. Это сильно подкосило наш имидж как болельщиков в глазах спортсменов.
   Финская фигуристка Киира Корпи еще в пятницу сетовала: «На самом деле я надеялась, что будет намного больше зрителей, потому что кто-то сказал мне, что все билеты распроданы». Кто и зачем по этому поводу наврал, на зрительский взгляд, совершенно непонятно.
   Какой здесь результат теста? Очень простой. Остро требуется чуть-чуть больше… уважения, что ли, к тем, кто пять лет прожил в условиях бурной подготовки к Играм, радушия к тем, кто купит билеты и приедет на наши соревнования. А еще капельку понимания: болельщик выступающим спортсменам нужен как воздух, не зря же в хоккее матчи без зрителей — строгая дисциплинарная мера.
   А соревнования в «Айсберге» были достойны того, чтобы их увидеть.

Тестировала Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT