К концу календарного года сессии Городского Собрания Сочи проходят особенно часто: надо рассмотреть и утвердить бюджет города на следующий год и так называемый плановый период — до 2015 года. Первое чтение определяет общий объем средств, на которые может рассчитывать Сочи, и показывает, где эти средства планируется взять, — из налогов, краевых и федеральных субсидий или иных неналоговых источников. Главные параметры бюджета и были утверждены депутатами на последней осенней сессии: расходная часть — 14041266,2 тыс. рублей и доходная — 14311266,2 тыс. рублей. Впрочем, финансовые планы задавали тон всей сессии, так или иначе практически все вопросы упирались именно в них.
«В соответствии с федеральным законодательством в декабре 2012 года в Сочи должно быть приостановлено любое строительство, за исключением олимпийского. А значит, сократится объем выполняемых строительно-монтажных работ, уменьшится количество людей, задействованных в строительстве, а это огромный ресурс. Соответственно ожидается и снижение поступлений НДФЛ в бюджет города. Поэтому будем теснее работать с налоговыми органами и внимательно относиться ко всем обязательным налоговым и неналоговым поступлениям, которые призваны пополнять городской бюджет», — эти слова Анатолия Луцыка, председателя Городского Собрания Сочи, очень точно описывают настроение, с которым в этом году верстался и поступил на утверждение депутатами главный финансовый документ города.
По словам начальника управления по финансам, бюджету и контролю администрации Сочи Сергея Щербинина, бюджет сохранит традиционную социальную направленность, а все программы, которые уже утверждены в Сочи, и все бюджетные выплаты при принимаемом бюджете — реальны. Он же сообщил, что в Сочи впервые для бюджетных структур утвержден лимит на услуги связи и командировочные расходы, а также четко зафиксировано, в каком объеме бюджетные учреждения могут начислить зарплату и на какую сумму воспользоваться коммунальными услугами.
Основными источниками пополнения бюджета в 2013 году станут НДФЛ, арендные платежи по земельным участкам, а также ЕНВД и земельный налог. Еще одним изменением стало повышение ставки земельного налога для предприятий санаторно-курортной отрасли. В связи с изменением кадастровой стоимости земельных участков в Сочи в сторону их уменьшения такое повышение призвано компенсировать сумму выпадающих поступлений в бюджет города. Также не исключено привлечение кредитных средств в размере 400 млн рублей, такая возможность предусматривается бюджетом следующего года. Еще более надежный и объемный ресурс пополнения казны — программа приватизации муниципального имущества. Ее в первом чтении депутаты также приняли на минувшей сессии.
По мнению депутатов, перед окончательным принятием программы приватизации муниципального имущества необходимо будет еще раз посмотреть целесообразность включения тех или иных объектов в эту программу, а также внимательно подойти к вопросу оценки стоимости муниципального имущества и земельных участков, на которых располагаются объекты недвижимости.
Бюджет на следующий год еще довольно мягок, но политика сокращения расходов пригодится в 2014 году. Актуальности бережливость не утеряет и по причине резкого сокращения инвестиций в город и подкрепится ожидаемым падением поступления средств из бюджетов федерального и краевого уровней. Сегодня при общем бюджете свыше 14 млрд 311 млн рублей в городскую казну поступают 7,6 млрд в виде субсидий из краевого бюджета, а сам же Сочи, по прогнозам, в будущем году заработает чуть больше6,6 млрд рублей.
Светлана ВОЛОШИНА