Сочи стоит на пороге транспортной революции. Причем это тот редкий случай, когда никто не может, все хотят, а делают революцию «верхи». Впрочем, в связи с этим возникает много вопросов и без философской казуистики. Главный из практических: где и на каком транспорте поедут сочинцы? А основной из моральноэтических: революция произойдет для всех, или все же будет намечен круг избранных? Кому новые схемы движения (прежде всего ограничение на пользование личным транспортом для горожан и гостей курорта) будут только в радость?
О транспорте и проблемах в городе говорится немало, но вот что показательно: когда у сотрудников нашей редакции возникли вопросы по новой схеме движения в городе (прежде всего в его центральной части), внезапно образовался вакуум спикеров. Чтобы не быть голословными даже в такой ситуации, корреспонденты «Наш дом — Сочи» подробно изучили, кто и что говорил о проблеме транспортной логистики в последнее время.
Анатолий ПАХОМОВ, глава Сочи: «Мы попросили группу австрийских специалистов сделать обследование транспортной ситуации в городе. Вывод однозначен — сколько бы мы ни строили новых магистралей, увеличивающиеся потоки транспорта будут их сразу заполнять! В центральной части Сочи требуется жесткое регулирование автомобильных потоков. Поэтому на территории нынешних Навагинских очистных сооружений будет построена большая перехватывающая парковка. Закроется проезд для иногороднего транспорта в центр Сочи. Зато будет создано кольцо общественного транспорта, автобусы станут курсировать по улицам Горького, Конституции СССР, Орджоникидзе, Черноморской, Курортному проспекту. Если требуется проехать в центр, оставляем машину на перехватывающей парковке и садимся в автобус! Тогда появится возможность восстановить пешеходные зоны и проложить велосипедные дорожки. Вот я недавно купил себе велосипед, буду показывать пример, как пользоваться альтернативным видом транспорта. Эти меры позволят полностью исправить сложную ситуацию с загруженностью дорог и дворов припаркованными автомобилями. Важно, чтобы люди поняли, что если они не хотят оплачивать парковку, то тогда не надо приезжать в эту часть города на своем авто. При этом мы обеспечим жителям комфортный общественный транспорт, который доставит их на место за меньшие деньги, чем те, что человек потратил бы на бензин».
Австрийская компания «SMC» действительно разработала проект транспортной инфраструктуры, главная идея которого заключается в том, чтобы в центр города ограничить въезд автомобилей. Одновременно с этим планируется увеличение количества общественного транспорта и переход его на большие пассажирские автобусы. В их же планах и развитие железнодорожных перевозок.
Гернот ЛЯЙТЕР, представитель «SMC»: «Главное — это улучшить качество жизни местных жителей, гостей города, создать нормативную базу того, как должно быть устроено движение в Сочи. Похожая ситуация была в Европе в 80-е годы, когда количество машин приводило к коллапсам и руководству городов приходилось принимать серьезные, возможно, не очень популярные, но действенные меры. Во-первых, ограничивалось движение в центральной части городов, во-вторых, вводились новые правила для строительства объектов, например, бизнес-центров, где на два человека должно быть одно машиноместо, в жилых домах — на каждую квартиру одно парковочное место».
План отличен. Но прежде всего он отличен от ситуации в Европе 80-х годов: решение о выдаче разрешений на строительство при соблюдении «парковочных норм» было принято до того, как весь центр города застроен по самые красные линии высотками. И кстати, для того, чтобы подняться на Бытху, Светлану или уж совсем близкую к центру ул. Первомайскую, требуется физподготовка, причем довольно серьезная.
В случае запрета на въезд в центр города во весь рост встает такая проблема, как подвоз товара к магазинам. Власти Сочи планируют перевести торговые предприятия на ночной режим приема товаров.
Анатолий ПАХОМОВ: «Мы об этом говорили еще в августе. Предупредили, попросили всех руководителей оптовых предприятий, магазинов мелкорозничной сети, санаториев и муниципальных учреждений о том, чтобы была продумана правильная логистика».
По словам мэра, новая схема должна освободить курорт от грузового транспорта. Предполагается, что с вводом ночного режима, который планируется внедрять уже с ноября, автомобильный поток в дневные часы сократится на 20 %. Полностью перевести центр города на доставку товаров ночью планируют уже к 1 января 2013 года. Как отнесутся к ночной жизни водители, грузчики и владельцы магазинов?
Еще один из вопросов, который хотелось бы задать спикерам — организаторам движения, совсем прост: «Как давно вы лично ездили в общественном транспорте на работу и почему?» В смысле, почему так давно? В этом ответе, скорее всего, содержалась бы и разгадка мучающего транспортников вопроса: ну почему сочинцы с завидным постоянством стоят в пробках на личных авто и никак не хотят ехать в автобусах. Потому что неудобно. Но с введением новой схемы движения городские и олимпийские власти обещают ситуацию коренным образом поменять.
Алексей СМАГЛЮК, начальник управления транспорта и связи администрации Сочи: «Сейчас мы приступаем к серьезному проекту в части общественного транспорта, идет подписание контрактов на поставку автобусов большой вместимости. Мы получим их до конца года, и они будут обеспечивать новую логистику. Мы хотим дать общественному транспорту преимущество, чтобы обеспечить его привлекательность. Мы должны предоставить хорошее качество, а хорошее качество — это не только комфортные автобусы. Время движения должно сократиться. Приоритет общественного транспорта приведет к тому, что жителю, гостю будет выгодно и удобно пользоваться общественным транспортом. Мы говорим, прежде всего, о выделенных полосах для общественного транспорта».
Официальные источники: «В рамках краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического и бальнеологического курорта» бюджетом выделено порядка 608,4 млн рублей на приобретение новых автобусов. Автобусы класса «М3» не ниже экологического стандарта «Евро-4» прибудут на курорт в ближайшее время. В 2012 году в соответствии с Федеральным законом от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» более 500 сочинских автобусов оборудовано и подключено к спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС».
Анатолий ПАХОМОВ: «В ноябре планируется закупка 108 городских автобусов большой вместимости, оборудованных всеми устройствами для обеспечения их доступности для граждан с инвалидностью. В настоящее время на городских и пригородных маршрутах города Сочи работает 13 автобусов марки МАЗ-103 и МАЗ-106, оборудованных механическими аппарелями. Данные автобусы имеют соответствующие обозначения и места для крепления инвалидных колясок».
Реальность такова, что пока приоритет общественного транспорта у Поющих фонтанов (а на вид и не скажешь, что он там есть) привел к тому, что на выделенной полосе прекрасно чувствуют себя таксисты в ожидании клиентов, а автобусы протискиваются в оставшиеся две полосы основного потока. Есть в приоритетности и не столь очевидная проблема — водители. Кто поведет внутригородские автобусы, пока не ясно, но уже известно, что на олимпийских маршрутах работать будут отнюдь не сочинцы.
В соответствии с постановлением правительства определены три субъекта, ответственные за транспортное обслуживание Олимпиады, — Санкт-Петербург, Татарстан и Московская область. Для перевозки участников Игр 100 автобусов городского типа закупит Питер, Татарстан — 154 автобуса туристского типа, 963 автобуса — Московская область. Водители этих перевозчиков будут обслуживать клиентские группы и зрителей на Олимпиаде. Есть сведения, что после Игр ответственные перевозчики отгонят транспорт к себе, хотя ни F-1, ни ЧМ-2018 в Сочи никто не отменит. Пока разговор идет только об Олимпиаде.
Сергей МОКРОУСОВ, заместитель директора департамента организации дорожного движения АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр»: «Наша схема, которую мы разрабатываем и за которую отвечаем, призвана наладить движение во время Олимпийских игр. У нас будет значительно увеличено автобусное движение, частота будет доходить до 1 автобуса в 2 минуты. Чтобы обеспечить такой поток транспорта, мы планируем провести комплекс мер по изменению существующих схем движения. Наша основная задача — дать приоритет общественному транспорту. Эти Олимпийские игры должны быть на общественном транспорте».
Впрочем, проблемы транспорта существуют не только в Сочи, хотя, похоже, в деле их революционного разрешения сочинским властям ничего не остается, кроме как быть впереди. На минувшей неделе стало известно, что Минтранс подготовил проект закона «Об организации дорожного движения», который позволит, по замыслу авторов, устранить правовые пробелы, не позволяющие властям эффективно бороться с пробками. С помощью этого документа решить транспортные проблемы смогут, прежде всего, московские власти, которые также выбрали стратегию выдавливания машин из центра города и введения других ограничений для автомобилистов. Законопроект, в частности, позволяет городским властям вводить специальные зоны с платным проездом и запретом стоянки. Документ удобен: кроме собственно движения и парковок, он регламентирует возможность ограничения проезда во время оппозиционных массовых мероприятий, которые проводятся в столице.
Ожидается, что документ будет представлен в Госдуму до конца года. Однако ограничение на пользование личным транспортом в Москве все же не будет тотальным, здесь в планах парковочные карты оплаты и транспорт предполагается впускать, но строго тот, который заведомо останется на парковках. Карты будут двух видов: зеленого цвета (1 тысяча рублей) и оранжевого (500 рублей). Ситуация в Сочи с парковками от московской, как известно, отличается: и месячный абонемент стоит 4 тыс. рублей, и самих парковок не богато, и те, что строятся, удивительным образом меняют паспорта строек. К примеру, парковка на Гагарина, прямо перед Центром дополнительного образования и колледжем, с тех пор как получила разрешение вместо горизонтальной быть многоэтажной, заодно стала и «Многоуровневой парковкой со встроенными помещениями». Не магазины ли встроены?
Петр ШКУМАТОВ, координатор «Общества Синих Ведерок» (цитируется по Газета.Ру): «Не понимаю ни критериев, ни механизмов вообще. Подобного рода идеи дискредитируют депутатов, показывают, что они не очень представляют, как работает этот механизм. Это просто попытка решить проблемы не техническими способами, а командно-административными. Взять все и запретить. Но запретить не всем, а части людей. А другой части, у которой есть волшебная корочка, разрешить».
…28 октября Сочи вместе со всей страной отметил День работника автомобильного транспорта.
P.S. На 420 тысяч человек, проживающих в Сочи, количество зарегистрированных автомобилей составляет 180 тысяч. Когда в город придет «олимпийский транспорт», уровень автомобилизации надо будет признать самым высоким в стране.
На сегодняшний день в транспортной отрасли курорта трудится более 15 тысяч человек. Пассажирские перевозки в Сочи выполняют 12 перевозчиков, из которых два муниципальных унитарных предприятия — МУП «Сочиавтотранс», МУП «Лазаревскоеавтотранс» и 10 частных транспортных компаний. Общая протяженность маршрутной сети составляет более 3270 км (из них в городской черте — 904,7 км) и включает 199 автобусных маршрутов регулярного сообщения. Из них городских маршрутов — 77, пригородных — 86 и 36 — муниципальных социальной необходимости.
Ежедневно на маршруты курорта выходят 136 муниципальных автобусов и 850 автобусов, принадлежащих частным предприятиям-перевозчикам, которые выполняют более 10 тысяч рейсов в день. Перевозку пассажиров осуществляют 1027 единиц техники, за рулем которой — 2,5 тысячи водителей. За 9 месяцев текущего года услугами общественного транспорта курорта воспользовалось более 60 млн человек.
Светлана ВОЛОШИНА