Главный вопрос этого августа, касающийся всех детей от 7 до 17, — когда в школу? Так хочется, чтобы лето не кончалось еще хотя бы пару дней. Но нет, учебный год начнется 1 сентября, в субботу. И уроков в первый день будет сразу два — «Краю-75: помним, гордимся, наследуем» и «Лондон-2012 — Сочи-2014. Мы следующие». Первый раз зайдут в классы почти 5 тысяч первоклашек. Для 24 молодых специалистов, вчерашних выпускников вузов, выбравших профессией педагогику, этот День знаний станет первой рабочей субботой. О том, что нового для всех учеников и учителей готовит предстоящий учебный год и каковы итоги лета-2012, рассказала заместитель главы города Сочи Ирина РОМАНЕЦ.
— Ирина Васильевна, как прошли каникулы?
— Если коротко — «ударно». Но это для тех, кто занимался организацией летней кампании. А для ребят — интересно и полезно. Этим летом сразу несколько управлений участвовали в организации оздоровления и занятости наших детей, поэтому порядка 99 процентов школьников было охвачено различными формами летней занятости и отдыха. Это, например, дневные лагеря при школах, в которых отдохнуло гораздо больше детей, чем в прошлые годы. Подростки от 14 до 17 лет находились в лагерях труда и отдыха, тоже пришкольных. Прекрасно в этом году работали спортивные площадки, реализовывали этот проект управление молодежной политики (они отработали на придомовых площадках), управление по образованию и науке (на площадках при образовательных учреждениях) и департамент физкультуры и спорта. Работали и педагоги, и волонтеры, и студенты. На всех площадках города вечером — волейбол, футбол, баскетбол. По нашим подсчетам, на спортплощадки регулярно выходило не менее 20 тысяч человек. Отлично зарекомендовали себя туристские походы, они организовывались совместно управлениями по образованию и науке и молодежной политики. Самое ценное в этом проекте — нам удалось привлечь к походам детей, состоящих на всех формах учета, требующих социальной поддержки. То есть трудных подростков. Это ведь очень малозатратная форма отдыха, а эффект колоссальный. В походных условиях проявляются самые потайные качества — из какой-то ложной скромности спрятанные положительные или же отрицательные. И это дает шанс трудным детям раскрыться со стороны, неожиданной для них самих. Необходимо развивать эту форму, и сейчас принято принципиальное решение отремонтировать турбазы «Малышок» и «Ореховскую». Будем искать возможность, требуется порядка 18 млн рублей
— Кроме отдыха, лето — пора экзаменов. Что показали ЕГЭ в этом году?
— Начну с положительного, всегда приятнее начинать именно с побед, хотя и отрицательные моменты мы знаем и готовы изучать их причины, исправлять. В этом году в Сочи больше медалистов — 119, в прошлом году их было 88. Больше выпускников, которые получили максимальные баллы, то есть от 90 до 100. В прошлом году их было 177, а по результатам этих ЕГЭ — более 190. Увеличилось число общественных наблюдателей, то есть процесс стал намного более открытым. С другой стороны, в прошлом году было 30 человек, не получивших аттестаты, то есть тех, кто сдал оба обязательных предмета — русский язык и математику — на балл ниже порога успешности. На этот раз их 36. Кроме того, мы не скрываем, что хотя медалистов больше, средние результаты по обязательным предметам чуть ниже, чем были у нас в прошлом году. Они неплохие, мы в этом плане обошли многие муниципальные образования края, но все же ниже наших предыдущих успехов.
— В этом году ЕГЭ в 11-х классах будут сдавать более 2100 человек. Спал ли ажиотаж вокруг такой формы экзаменов?
— ЕГЭ проводится в школах уже 11-й год. Нормальная стрессовая ситуация — экзаменационная пора, нормальная жесткая, но эффективная процедура. И она никогда не будет «мягкой и пушистой» — экзамен, стресс, решается судьба человека. У одиннадцатиклассников есть еще учебный год, чтобы как следует подготовиться и поступить в те вузы, которые они для себя выбрали.
— Сколько детей уходит из школы после 9 класса и насколько среди них востребованы рабочие специальности?
— У нас в стране обязательное 11-летнее образование, но дети после 9 класса идут в учреждения начального и среднего профессионального образования и получают свой аттестат уже там. Почти половина выпускников 9 класса поступают в училища, колледжи и им подобные заведения. Интерес к рабочим специальностям велик. Но я бы отметила такую особенность профобразования. Там нет системы — назовем ее «наседка». Если в школах каждый день — внимание, звонки родителям, контроль за выполнением заданий, посещением уроков и даже моральным обликом и состоянием ребенка, то в образовательных учреждениях профобразования в большинстве случаев такого нет. Хорошо, что мы наладили контакт и теперь дети выгоняются не «в никуда». Если ребенок из училища отчислен, мы берем его обратно в 10 класс.
— Занимается ли современная школа профессиональной ориентацией? На что настраивают завтрашних выпускников?
— Традиционно крен среди выбираемых профессий — юриспруденция и экономика. Востребованы же в Сочи врачебные специальности, строительные профессии, и на традиционных олимпийских уроках, посвящаемых и профориентации, мы постоянно это показываем.
— Но олимпийское строительство заходит в завершающую стадию, не будет ли избытка строителей?
— У нас, к сожалению, практически все рабочие приезжие. Строительство олимпийских объектов заканчивается, но остаются городские нужды.
— А педагогов в Сочи хватает?
— На сегодняшний день порядка 50 вакансий. Прежде всего, нужны учителя младших классов, математики, русского и иностранных языков. Как показывает опыт, в сентябре часть вакансий будет закрыта.
— Вернемся к школьным вопросам. Как идет внедрение «школы полного дня» в Сочи?
— Вы имеете в виду новые образовательные стандарты? В этом году по ним будут учиться все первые и вторые классы — Сочи начал переходить на новые стандарты еще в прошлом году. В нескольких школах в виде пилотного проекта они применяются в третьих классах и в этом же году в школе № 9 вводим пилотирование ФГОСов в 5-х классах. Это очень интересный проект, в средних классах он по всей стране только начинает внедряться. Но называть это «школой полного дня» не совсем верно, наши «первачки» максимально находятся в школе до 15 часов. Причем, не просто пришел — время убил — поел. Новые стандарты — это уроки, стандартные и нестандартные. И хочется, чтобы они были нестандартные.
— Кстати, существует ли сейчас норма, когда ребенок, находясь в школе более четырех часов, обязан быть обеспечен питанием?
— Конечно! Более того, так как увеличивается количество часов, которые дети проводят в школе, питание уже двухразовое. И в этой связи надо отметить масштабную работу, которая проводится в Сочи. К концу этого календарного года в пищеблоках наших школ будет дополнительно установлено оборудование на сумму 27 млн рублей. Замена технологического оборудования и ремонт пищеблоков — важнейший шаг в масштабном федеральном проекте модернизации школьного образования. И это — плюсом к тем федеральным грантам, которые Сочи выигрывал два года подряд, и комплексному капитальному ремонту пищеблоков в школах № 2, 20 и 16.
— Как обстоят дела с ремонтом школ к этому учебному году?
— Косметический ремонт прошел практически во всех школах. Огромную помощь строителям оказали сами наши дети из трудовых лагерей. Такова обычная практика: подростки 14-17 лет принимаются на аттестуемые места, занимаются благоустройством территории, наводят порядок, проводят мелкие ремонтные работы. Средняя зарплата была невелика — 0,25 ставки, порядка полутора тысяч рублей. Капитальный комплексный ремонт этим летом проведен в школе № 4. Завершается капремонт в школе № 28, которая расположена непосредственно напротив прибрежного кластера олимпийских объектов. И сейчас это одна из самых красивых школ города. Такой же капремонт ведется в 20-й школе. Спортзал там уже был ранее отремонтирован по линии департамента физкультуры и спорта, пищеблок — за счет средств бюджетов всех уровней, и вот завершили ремонт фасада — за счет города. И еще — к 1 сентября в наших школах не останется ни одного старого окна, они заменены на современные оконные блоки.
Так что к 1 сентября готовы и школы, и учреждения внешкольной работы. Благодарим всех, кто провел эту работу, и от всей души поздравляем учеников с началом учебного года. Кроме труда и учебы, он обязательно принесет и радости, и победы.
Беседовала Софья ИВАНОВА