О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Рекордный рывок на Поляну

   Сочинский туристический бизнес ставит своеобразный рекорд. На экскурсионные маршруты нашего города ежедневно выезжает столько гостей курорта, что даже опытные реализаторы экскурсионных билетов удивляются: по популярным маршрутам ежедневно(!) отправляются каждой фирмой по два полных автобуса курортников. Хиты этого сезона — любимый «экологический» маршрут «33 водопада» и вырвавшийся в лидеры с позапрошлого лета «Сочи олимпийский».

    «С собой обязательно берите обувь удобную, ветровки — на высоте холодно», — напутствует ошалевших от сочинской прибрежной жары покупателей билетов «на Олимпиаду» реализатор. Тем, кто на водопады, прилагается наставление к удобной обуви брать такую одежду, чтобы при переезде через реку на открытых машинах не жалко забрызгать, и купальные принадлежности.
   Если тех, кто поедет к тринадцати водопадам (реально их столько, хотя красоты и интересности маршрута это не умаляет), ждет вечная красота южной природы, то поездка по олимпийским стройкам — это тур скорее для тех, кто ценит быстротечность момента и искренне хочет увидеть, как «все начиналось».
   Сочинец в экскурсионном автобусе — либо водитель, либо экскурсовод. Причем из остальных собравшихся «к Олимпиаде» не иссякающий в СМИ информационный поток о Сочи, о преобразованиях города к Играм уже сделал контролеров и инспекторов вместо готовых удивляться и восхищаться первооткрывателей. Так что строгий вопрос, будет ли в автобусе кондиционер, реализатор путевок слышит едва ли не при каждой продаже — отдыхающие к городу требовательны. И наш экскурсионный потенциал не подводит, сегодня практически все фирмы из полутора десятков игроков этого бизнеса имеют свой автопарк, современный и удобный — панорамные стекла, звуковая система, кондиционеры.
   …Утренняя компания экскурсантов в ожидании автобуса подчеркнуто вежлива и учтива. До того момента как начинается конкуренция за места у окна. К третьей остановке у очередной точки сбора экскурсантов конфликты начинаются и просто за места.
   «Городская» часть экскурсии наполнена фактами и щедро сдобрена легендами. Сквозь фамилии архитекторов прорываются забавные, пусть и небесспорные сообщения. «Под зданиями в центре города — насосы, потому что под городом течет подземная река», «гамбузия съедает до 300 личинок комара в минуту и до сих пор водится в сочинских озерах», «иконы в Художественном музее после реконструкции замироточили», «Магнолия» — место, где полностью представлена турецкая легкая промышленность. А само дерево магнолия — символ города и дерево Дружбы».
   Отдыхающие и сами высматривают сочинские «необычности». Огромный баннер над желтым забором «Реконструкция кафе «Сказка» под гостиницу апартаментного типа» вызывает у непривычных к столь «изящным» ходам бюрократической словесности отдыхающих взрыв здорового хохота и щелканья фотоаппаратами.
   Первое упоминание на олимпийском маршруте об Играх — на развязке «Стадион». В автобусе не впечатлены, развязка, да и развязка, какой и должна быть. И все же весь час, за который добирается из центра Сочи в Имеретинскую бухту автобус, экскурсовод не замолкает ни на минуту. Вид на будущий адлерский вокзал сегодня — вот что действительно удивляет и заставляет вставать с мест. По сравнению с «историческим» здание выглядит огромным и не по-сочински грандиозным. Как комментирует экскурсовод, «по требованиям МОК, пропускная способность вокзала будет 24 тысячи человек в час». Суммы инвестиций, отскакивающие от зубов профессионала экскурсионного дела, пролетели бы мимо ушей и у этой группы экскурсантов, если бы за сутки до этого в Интернете не смаковалась сравнительная стоимость дороги в Красную Поляну и полета на Марс. Возраст и статус нашего отдыхающего в основном «интернетовский» — этакий срез мидл-класса в одном салоне. Информация о том, что РЖД планирует построить в Сочи порядка 30 станций с целью организации в городе движения железнодорожного транспорта как внутригородского общественного — это действительно неместных, даже тех, кто с пробками столкнулся, не затрагивает.
   Хотя месседж им (точнее, будущим туристам) уже послан. «Благодаря новой транспортной логистике, сочинцы и туристы смогут ездить по железной дороге как в Красную Поляну, Олимпийский парк, на российско-абхазскую границу, так в другие районы города — Адлер, Хосту, Кудепсту, Дагомыс, Лоо и Лазаревское. А «совмещенка» позволит комфортно перемещаться туристам из Адлера на горнолыжные курорты Красной Поляны, что даст большую возможность для развития города как международного туристического центра», — неоднократно заявлял глава Сочи А. Пахомов.
   И вот, поворот к первому настоящему олимпийскому объекту, как это понимают отдыхающие, — въезд в Олимпийский парк прибрежного кластера. Стройплощадка с футуристическими фигурами будущих спортивных объектов — место показа, но не посещения. Остановки не предусмотрено, автобус наполняется вспышками (фотоаппараты в автоматическом режиме съемки реагируют на тонированные стекла) и сожалениями, что снимки смазываются. Уже действующий морской порт вообще обозначается только в виде фразы «вооон там расположен порт, который после Олимпиады станет самой крупной в России стоянкой яхт».
   Почему-то именно стройки в Олимпийском парке совпадают с текстом экскурсии о том, что «все олимпийские объекты возводятся с соблюдением зеленых стандартов». Глядя на совершенно не зеленую стройплощадку, экскурсанты с дальних мест начинают соревноваться в стебе по этому поводу.
   Три минуты на проезд олимпийского аппендицита, и движение в Поляну уже по прямой. Заборы вдоль трассы начинают казаться подозрительно знакомыми. Дворы скрываются за двуцветными (снизу под дикий камень, сверху — приглушенный зеленый) заборчиками и воротами из металлических листов. Но нет, это не массовое дежа вю, идет приведение домиков к единому архитектурному облику. На вопрос «За чей счет? Администрация что ли сделала такие заборы?» — заминка и рассказ о том, что до 60-х годов в Сочи их вообще не было, создавались зеленые изгороди. Потом пришла эпоха зеленых заборов, спрятанных в растительность, а сейчас желтые — это стройка, а такие двуцветные — для частных домов. Красоты природы радуют ровно до той поры, пока не открывается вид на застроенную Мзымту. Совместить картинку с тем, что говорит экскурсовод о серенькой речушке, плотненько заставленной техникой и бетонными конструкциями, очень непросто. Ведь рассказывается о судоходности, о том, что Мзымта — главный источник питьевой воды в Адлере, что нрава крутого и т.д.
   Первая остановка на маршруте — у источника Чвижепсе. Если вы были там пару лет назад, можете спрятать свои воспоминания в архив. Сейчас объект показа находится в другом месте, переехал вместе с медведиками и ларьком сувениров, обзаведясь павильоном с бюветом. Одну из самых странных достопримечательностей горной части Красной Поляны — санаторий-долгострой без коммуникаций — теперь не показывают, а минералка бежит в бювет по пластиковой трубе. Перенести источник пришлось из-за того, что после череды продаж и переходов от собственника к собственнику долгострой принадлежит теперь управлению делами президента, так что экскурсионные группы там точно не нужны (реакция на это сообщение у экскурсантов самая что ни на есть здоровая). Экскурсоводу необходимо обосновать 80-рублевый проход к бювету. Да, минеральная вода — бесплатно. Но огороженные около дороги 6 соток — де-юре территория национального парка. И на этом основании проход за забор извольте оплатить. Сумма невелика, тем более что отдыхающие едут в Сочи «тратить деньги», но абсолютно неприятна, о ней даже не предупреждают перед экскурсией. С территории нацпарка люди возвращаются нагруженные полторашками мутноватой воды, впечатлениями о довольно оригинальном вкусе и инструкциями по применению и хранению от экскурсовода.
   Следующая точка — пасека. Те, кто приезжал сюда на экскурсии 10 и 20 лет назад, знают, что здесь было, есть и будет. Средняя покупка на пасеке — тысяча рублей. Среднее состояние уборных — «ужас». И предупреждение экскурсовода о том, что большегрузы по дороге несутся со скоростью, вполне наплевательской к нарисованному пешеходному переходу, соответствует действительности на все сто. «А говорили же, что здесь австрийцы везде построили велосипедные дорожки», — демонстрирует завидную осведомленность почтенный отец семейства из отдыхающих. «Обещанного три года ждут», — весело и с пониманием отзывается попробовавшая медовухи толпа.
   Самое яркое впечатление от предолимпийских мест со стороны экскурсантов — не объемы строительства (в готовом виде оценить их может только профессионал), а… «дом волонтеров». Вообще-то, ожидается строительство 80 высоток для волонтеров и сотрудников правоохранительных органов. Квартиры в них после Игр планируется передать муниципалитету, что, как заявляет администрация Сочи, сильно проредит городскую очередь. Заявляется от 400 до 600 кв. метров жилья, так что резерв грозит быть грандиозным. Но в ожидании гостей курорта дом в Красной Поляне — этакая витрина волонтерства: вот, и разместят хорошо, и соревнования увидят, и… Самое же активное строительство этих домов будет в Раздольном — там расположится 26 домов по 10- 16 этажей, еще полсотни — в Веселом, самой Поляне и Эстосадке. Но это уже сообщение администрации города, а не экскурсовода.
   Меж тем автобус движется по местам уникальным — где-то здесь снимается сразу два ремейка фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Точнее, основные съемки в горах Сочи ведет М. Шевчук, снимает фильм «Лучшая девушка Кавказа» по заказу государственной компании «Курорты Северного Кавказа». А фильм М. Воронкова с незамысловатым названием «Кавказская пленница-2» и Анастасией Задорожной в роли спортсменки и красавицы Сочи будет иметь только видовые планы. Тем временем в автобусе решаются жизненные вопросы: кто закажет в кафе (посещение запланировано после канаток, перед отъездом) форель по-царски (залог 500 рублей), а кто — шашлык. Заодно выясняется, есть ли желающие поехать на «невысокий» подъемник «Лауры», который дешевле на 100 рублей. И, как ни странно, это становится решающим фактором — желающих оказалось совсем мало. Так что основная часть экскурсантов высаживается у «Карусели». Тут-то и становится актуально предупреждение на билете о том, что экскурсия состоится при любой погоде, потому как в то время, когда в Сочи все плавится от жары и нещадно палящего солнца, горы — в тучах и срывается дождь. Более того, подъемник «Карусели» время от времени закрывают «по погодным условиям», видимость падает метров до тридцати. Тех, кто поехал на «Лауру» в гондольном подъемнике, поднимают на одну очередь, а потом катают на открытой, очень медленной, но явно «европейской» канатке. «Карусель» пока открытых подъемников не имеет. Здесь, на высоте за 1000 метров становится очевидно: Сочи экскурсионный и Сочи, готовящийся к Играм, — параллельные вселенные.
   …Город встречает экскурсию маленьким затором. «А вот в прошлом году мы здесь вставали в трехчасовую пробку!» — говорит экскурсовод и по подтверждающему гулу выясняется, что большинство — ну половина как минимум — экскурсантов в Красную Поляну уже ездили, а некоторые — и не однажды. «Понравилось в олимпийских местах?» — «Очень», — отзывается автобус благодарными аплодисментами. Еще одну ежедневную проверку — самую строгую проверку гостями — Сочи выдержал.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT