О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

За что платим?

   В начале июня тема автотранспортных пассажирских перевозок по Сочи неожиданно выбилась в лидеры среди обсуждаемых в городе. Проблем в отрасли столько, что поток претензий к перевозчикам не затихает, но мощным толчком к широкому и бурному обсуждению нашего общественного транспорта стало неожиданное повышение стоимости проезда на пригородных маршрутах. Сам факт разделения в пределах Большого Сочи на «городской» и «пригородный» транспорт парадоксален с точки зрения логики, но экономически для самого протяженного в России города вполне оправдан. А вот кто и чем обосновал «тихое» повышение цен — не ясно. Официально в одной из газет было опубликовано постановление РЭК об изменении стоимости проезда по тарифным зонам, но все равно прямую линию управления автотранспорта администрации Сочи охватила горячка. Люди спрашивали, насколько правомерны требования водителей маршрутных такси заплатить больше на рубль — пять (в зависимости от протяженности маршрута).

   Повышение цены проезда в очередной раз подняло вопрос: за что платим? Водители в один голос объясняют: ездить становится невыгодно, бензин и запчасти «горят» в пробках и неумолимо дорожают. Но разве это объяснение элементарному хамству водителей маршрутных такси, с которым не сталкивался лишь редкий сочинец, да и гость курорта. Курение за рулем — одно из самых раздражающих и при этом часто встречающихся ненаказуемых нарушений. Но самое кощунственное — отношение к льготникам. Сочинская администрация поспешила отчитаться, что в нашем городе, первом в крае, льготные проездные действуют на всех видах автотранспорта. В конце концов, ветераны, давно пользующиеся бесплатным проездом, как и все иные льготники Сочи с проездным за 180 рублей, это право заслужили. Прекрасно, что, в отличие от, к примеру, краевой столицы, в Сочи нет чисто коммерческих рейсов, на которых льготный билет не действует. Там, правда, ситуация другая — микроавтобусы не являются основным видом общественного транспорта, удобны и трамваи, и троллейбусы, и автобусы. А вот перед сочинским пенсионером, который при выходе покажет проездной билет, водитель может просто закрыть дверь. Предъявив проездной вместо денег, можно услышать с водительского кресла и шипение, и ругань. Да пассажиры и сами, особенно в нервной обстановке часа пик, могут нагрубить льготнику, мол, ждал бы автобуса, а не в переполненную маршрутку лез. Хотя каждый знает, что с Мацесты, к примеру, маршрутное такси, и тем более автобус, можно и не дождаться, а уж на расписание точно никто не надеется — пробки. Конечно, не каждый водитель так поступит, и большинство сочинцев уступит место человеку постарше в маршрутке, но отрицать существование таких фактов невозможно, мы все им ежедневные очевидцы.
   В Сочи льготников очень много. Если в Анапе, откуда вышла немалая часть команды, работающей в нашей администрации сегодня, продавалось до сотни проездных, то у нас право на льготу имеют порядка 10 тысяч человек. При этом распределение денежных компенсаций «за льготников» идет по линии краевых органов соцзащиты, а работа с транспортными предприятиями, чтобы все же возили пенсионеров-ветеранов-инвалидов, взвалена на местное городское руководство.
   Обратившихся на горячую линию понять можно: случаи, когда водители маршрутных такси, особенно в часы пик и позднее время, требуют с пассажиров полторы-две цены, все еще не редкость. Но логику администрации, позволившей себе не предупредить людей, понять трудно.
   Личную раздраженность водителей обилием пассажиров с льготными проездными документами объяснить еще проще. Практически все водители сегодня официально трудоустраиваются в автотранспортных предприятиях. Но нравы со времен работы по договорам не изменились: им в любом случае необходимо сдать в кассу после смены план, так что льготники, по их мнению, ездят чуть ли не за их, водителей, счет, в то время как и план — «хозяину», и компенсации туда же.
   При этом замена «Газелей» на более современные микроавтобусы, которой так гордится Сочи, также прошла не без финансового участия этих водителей — им или из бизнеса уходить, или машины покупать. В результате, по данным администрации Сочи, 90 процентов автопарка сегодня соответствует современным нормам. Однако невозможно не заметить, что даже новые автомобили не балуют пассажиров такими «изысками», как кондиционеры или элементарные кнопки сигнала водителю о требовании остановки. И проблемный автопарк, как ни странно это на первый взгляд, принадлежит муниципальным предприятиям.
   Сегодня 80(!!!!) процентов общественного муниципального транспорта требуют замены. Покупка новых автомобилей для МУПов, аргументируют транспортники, станет тяжелым бременем для предприятий, обновление автобусного парка придется ввести в тариф, а значит, проезд будет еще дороже. Хотя дешево и так невозможно перевозить пассажиров: собственная муниципальная база для АТП в Сочи одна, остальные приходится арендовать. Причем на ныне арендованную под общественный автотранспорт часть территорий имеет планы Транспортная дирекция, которой необходимо подготовить специализированные автопарки для нужд Олимпиады.
   «Обиженность» водителей на хозяев, пассажиров, пробки и соответствующее поведение на дорогах (кого не «подрезали» маршрутные такси, кто не падал в маршрутке во время очередного «маневра»?) и в салоне (услышать ругань можно даже при попытке расплатиться 500-рублевой купюрой, а уж «приколы» вроде «хлопнешь дверью — станешь льготником» и за хамство не считаются) может сыграть в их трудовой судьбе роль роковую. Так, на минувшей неделе после многочисленных жалоб приостанавливалась деятельность предприятия «Фортуна», такой неприятный подарок к началу сезона сделали водители работодателю. Сами водители, особенно имеющие транспорт в собственности, без работы не останутся. Возможно, с их хамством и запахом сигарет пассажиры столкнутся на других маршрутах. Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд. В этом году автотранспортным предприятиям предстоит бороться разными методами за маршрутную сеть на ближайшие 5 лет — прошлый конкурс, в котором победили 2 муниципальных и 10 частных перевозчиков, прошел в 2007 году. «Фортуне» не раз аукнется это приостановление.
   Есть транспортные проблемы, с перевозчиками не связанные, например, из-за состояния полотна на маршруте Хоста-Кудепста, непригодности дороги в Блиново, полутора десятков оползневых участков на федеральной трассе до Лазаревского, по которым пассажирские перевозки проходят с ограничениями. Это, конечно, не столько стихия, сколько непродуманная политика. Кто будет ремонтировать дороги, повреждаемые тяжелой техникой самого масштабного строительства России, последствия которого нам еще предстоит расхлебывать?
   Для пользования общественным транспортом не создано нормальных условий, и это загоняет город в прокрустово ложе. Все больше сочинцев предпочитают личные автомобили, соответственно, все загруженнее становятся улицы, плотнее забиты обочины, безжалостнее разбивается асфальт городских дорог под возросшей нагрузкой, все напряженнее обстановка в общественном транспорте…

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT