На минувшей неделе жители сел Барановка и Русская Мамайка выставили «кордон», не пропускающий большегрузы к месту сваливания породы, выработанной в результате проходки тоннелей. На этот отчаянный шаг их подтолкнула ситуация, которая сложилась в Сочи с утилизацией строительных отходов и мусора. По мнению жителей этих сел, именно перегруженность отвала стала причиной оползня. А накануне был порван водопровод Барановки, и жители опять винят строительные организации, которые вывозом породы провоцируют усиление оползневого процесса.
В Сочи существует четыре отвала, но только один из них, в районе ул. Джапаридзе, официально действующий.
У села Барановка два отвала. Один расположен в его верхней части, второй, спровоцировавший оползневые процессы, — в Русской Мамайке, в глубине леса. Кроме того, он перекрыл русло ручья, вода не пошла в построенный здесь коллектор. Отвал рядом с барановским кладбищем разросся по обеим сторонам оврага. Захламлен склон между кладбищем и дорогой на отвал. Причем, кроме строительного мусора, сюда попадает много «бытовых» вещей — от покрышек до диванов.
Еще один отвал дислоцируется на стыке Центрального и Хостинского районов, между улицами Вишневая, Тепличная и Фундучная. Он также официально не работает, но туда явно производится вывоз: рядом свежие следы шин, свежий грунт, «свежий» мусор. По всем признакам видно, что отвалом пользуются, и пользуются активно. Только в прошлом году было залатано дорожное полотно улицы Макаренко, а к этой весне дорога снова мало пригодна для проезда.
Необходимо отметить, что эксплуатация этих отвалов приводит де-факто к тому, что в черте города образуются несанкционированные свалки, подмываемые ручьями, а это уже прямой удар по экологии.
Отвалы, безусловно, необходимы строительным организациям. Но мы вынуждены констатировать, что, создавая необходимую инфраструктуру, строители попутно уничтожают местные муниципальные дороги. Возможности восстанавливать их за счет средств городского бюджета нет.
«В Сочи 1200 муниципальных дорог. Их протяженность — порядка 4,5 тыс. км. В 2012 году управлению автомобильных дорог администрации города выделено 105 млн рублей на текущий ремонт, разметку и содержание светофоров. Это мизерная сумма», — с инженерной точностью описывает состояние дорожного городского хозяйства руководитель профильного управления В. Моргун. Ему же приходится работать и с руководством строительных организаций, которые доводят сочинские дороги до непригодного для проезда состояния. — Понимания, что дороги, разбитые техникой, необходимо восстанавливать, у строительных организаций практически нет. Выплат за использование муниципальных дорог или средств на восстановление в их сметах не предусмотрено. Приходится фотографировать перегруженную технику, делать запросы в ГАИ, с которой мы тесно сотрудничаем, фиксировать факты того, что организации не брали разрешение на эксплуатацию автотранспорта с нагрузкой на ось свыше норматива, доказывать, что лучше принять участие в работе по восстановлению дорог. Ведь повреждение дорог, порча муниципального имущества — повод для обращения в прокуратуру».
Но, по большому счету, город остался один на один с проблемой. Чтобы соблюдать норматив по нагрузке на ось, 20-тонный КамАЗ надо загружать лишь наполовину. А ведь китайская техника имеет грузоподъемность 30 тонн! Строителям невыгодно соблюдать нормативы и совершать лишние рейсы. Естественно, городские дороги такой нагрузки не выдерживают.
Кроме того, сочинские сети таковы, что при их перекладке и аварийном ремонте также постоянно необходимы разрытия. Согласование планового разрытия требует участия полутора десятков организаций. Но сплошь и рядом нарушается технология работ: обратно засыпаются траншеи переувлажненным грунтом, который уже через несколько часов проседает и дает поперечные ямы на дорогах.
Одной из самых проблемных муниципальных дорог Сочи сегодня остается ул. Краснодонская, по которой большегрузы едут к официально работающему отвалу. Недавно ямы здесь засыпали, но на асфальтирование нет средств. А ведь поселок из-за состояния дорожного полотна на какое-то время даже оставался без общественного транспорта. Это же катастрофическая ситуация!
Мы выявили 92 строительные организации и определили им для восстановления 112 дорог. Насколько это обременительно для застройщиков? К примеру, Краснодонская выделена в зону ответственности девяти строительных компаний. На ее ремонт требуется порядка 17 млн рублей. То есть на восстановление нужно менее 2 млн рублей с каждой организации. Эти цифры также привел руководитель управления автомобильных дорог Сочи В. Моргун. Но компромисс искали более двух месяцев.
По словам же О. Вронского, заместителя главы Сочи, восстановление дорог — только первый этап. Уже начаты работы по заключению соглашений на эксплуатацию наших городских дорог со строительными организациями. Кроме того, есть соглашение с ГК «Олимпстрой» на поддержание в рабочем состоянии на время строительства и восстановление по его завершении тридцати дорог к олимпийским объектам в Адлерском районе.
Недавно беседовал с водителем с двенадцатилетним стажем Кристиной Янаевой, описывал ситуацию с муниципальными дорогами, подъездами к селам. «Да что Леселидзе-Джапаридзе, — сказала она в ответ, — Курортный посмотрите в каком состоянии!»
Действительно, после зимы главная трасса курорта в неприглядном состоянии. Проблема еще и в том, что Курортный проспект целиком находится в ведении федеральных структур. Мы рассматривали проблему с заместителем главы города О. Вронским, который сообщил, что этим структурам приходится постоянно указывать на необходимость приведения в порядок полотна, покраски моста, нанесения разметки. Ситуация такова, что администрация Сочи уже готова выйти с официальным обращением к министру транспорта И. Левитину.
В Сочи строится серьезная дорожная инфраструктура. Но какова эффективность добротной магистральной дороги, если все примыкающие к ней разбиты? Вот и получается, что одно лечим, а другое калечим.
Ситуации с разрушением муниципальных дорог можно было избежать, если бы на стадии предпроектной подготовки строящихся объектов были предусмотрены технологические дороги, где это возможно, или же отчисления на восстановление дорожного покрытия. Тогда это было реально: основной поток перегруженного транспорта дают подрядчики таких организаций, как РЖД, строящие совмещенную дорогу в Красную Поляну, подрядные организации Росавтодора, строящего развязки, ДКРС.
Сегодня же мониторинг состояния дорог и выявление тех, кто их разбивает, в значительной степени должна осуществлять общественность. Необходим настоящий «народный контроль» — движение сочинцев, для которых понятие «родной город» — не просто слова, а дом, в котором жить нам и нашим детям.
Виктор ТЕПЛЯКОВ, генеральный директор газеты «Наш дом — Сочи», член общественной палаты.
Teplyakovvictor@gmail.com