Сочи был, есть и останется, в первую очередь, курортным городом. Основание для такого утверждения — особые природно-климатические условия и (в не меньшей степени) исторически сформировавшийся менталитет его жителей. Что нужно сделать для того, чтобы курортный Сочи действительно «встал на ноги», получил бренд мирового звучания и стал притягивать туристов со всех концов планеты? Почему до сих пор многие наши сограждане предпочитают зарубежные курорты вместо родного Сочи? Об этом наша беседа с председателем комитета по санаторно-курортному делу, туризму и экологии Городского Собрания Сочи Константином ГЕРГИШАНОМ.
— Константин Васильевич, впереди новый курортный сезон. С каким багажом подходим мы к нему? Что еще нужно успеть сделать?
— Комитет наш работает уже два года. В первую очередь, за основу мы взяли принцип как можно более тесного контакта с руководителями предприятий санаторно-курортного комплекса. Пригласили их для разговора. На удивление приехало подавляющее большинство. Чувствуется, что людям действительно надоело «вариться в собственном соку», есть чем поделиться и что высказать. Разговор состоялся откровенный и очень интересный, я бы даже сказал — продуктивный. Мы почувствовали обратную связь, и это главное. Ведь любую проблему, любую задачу гораздо легче решать сообща. Таким был наш первый шаг.
Должен сказать, что все депутаты, входящие в наш комитет, — это профессиональные работники санаторно-курортной отрасли, руководители здравниц, люди, знающие все нюансы нашей работы, как говорится, «от и до». Поэтому работаем мы абсолютно открыто, как я уже говорил, выстраивая самые тесные отношения с руководителями санаториев, пансионатов, отелей, домов отдыха… Все мы прекрасно понимаем, что сегодня главное — это Олимпиада (а это деньги в бюджет), но пройдут Игры, и деньги в бюджет будет нести санаторно-курортный комплекс, который (опять же сегодня!) в принципе на фоне большой стройки можно погубить.
Другая проблема, которую мы посчитали нужным крупно обозначить, это состояние экскурсионной базы города. Изучив ситуацию, мы пришли к выводу, что сегодня серьезно проигрываем по состоянию и количеству экскурсионных объектов в сравнении с тем, что было вчера. Мало того. У нас осталось совсем немного настоящих профессиональных гидов-экскурсоводов. Раньше в городе почти шестьдесят таких работников в совершенстве знали английский или другой иностранный язык. Сегодня же на первой встрече с экскурсоводами мы с удивлением услышали, как многие с гордостью говорят: «Мы заранее пишем на бумажке текст и потом читаем его людям». Поэтому мы вышли с инициативой (и она постепенно реализовывается) о создании методического кабинета по подготовке гидов-экскурсоводов на базе, например, Сочинского госуниверситета.
— Состояние экскурсионной базы города, наверное, заслуживает не только отдельного разговора, но и самого пристального внимания со стороны всех заинтересованных структур.
— Безусловно. Например, на мой, казалось бы, очень простой запрос в самые различные структуры — сколько в Сочи всего минеральных источников? — я не получил четкого и всеобъемлющего ответа. Да, на Мацесте их пять. А еще? В итоге, когда мы со специалистами всего лишь чуть-чуть изучили проблему, то выяснилось, что только в регионе Сочи их более двухсот. Причем, имеется их подробное описание. А ведь это «успешно забытые» реликвии нашего города, его достопримечательности и уникальная сокровищница минеральных вод.
— И все же, наверное, самая больная и актуальная проблема — это экология Сочи.
— Экологическая безопасность жителей города, особенно в условиях происходящей сейчас масштабной предолимпийской стройки, конечно, задача номер один. Собственно, любая стройка всегда и позитив, и большие проблемы. Я бы даже сказал — беда. Почему? Да потому, что сплошь и рядом не выдерживаются строительные нормы и правила. А чем это чревато для курорта, думаю, объяснять не надо. Поэтому мы пошли таким путем. Во-первых, завязали в работе самые тесные контакты с Кубанским институтом экологии. Затем на сессии Городского Собрания утвердили положение о создании при нашем комитете экспертной группы по организации и проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Зачем она нужна? Дело в том, что подавляющее число строителей утверждают, что, мол, нет у них специалистов этой сферы. Вот тут-то и приходят на помощь наши эксперты. Работу эту мы ведем совместно с администрацией города. Ни один более-менее серьезный вопрос без нас не рассматривается.
Разработали и утвердили на сессии мы и Положение «Об организационно-правовой форме работы общественной экспертно-консультационной комиссии по вопросам охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользованию». Да, это общественная комиссия. Но будет участвовать во всех слушаниях, где в той или иной степени затрагиваются экологические проблемы. Это очень важно. Тем более что в последнее время участились жалобы на некачественное проведение ОВОС и отсутствие реакции на мнение горожан. Например, как объяснить, почему общественные слушания по поводу строительства моста через Мзымту в Красной Поляне должны проходить в… администрации Центрального района? Как говорится, «где Кура и где мой дом!». Надеюсь, мы добьемся того, чтобы такие слушания проходили именно там, где проживают заинтересованные в этом обсуждении люди.
— Ваш комитет — одно из главных подразделений в структуре Городского Собрания. Какие отношения налажены у вас с администрацией города?
— С удовольствием хочу отметить, что становится нормой, когда на заседаниях комитета отчитывается заместитель главы города, курирующий санаторно-курортную отрасль. Вместе с ним, например, мы решили разработать комплексную программу развития санаторно-курортной отрасли Сочи, включающую поддержку комплексов, не получающих инвестиций, связанных со строительством олимпийских объектов. Сегодня это очень важно. Идея эта нашла поддержку у руководства города.
— Почему, на ваш взгляд, наши соотечественники частенько выбирают для отдыха зарубежные курорты?
— В поисках ответа на этот вопрос мы, например, в конце прошлого года силами студентов Сочинского госуниверситета провели среди отдыхающих опрос: что нравится им у нас и что нет? Что надо изменить для того, чтобы сделать курорт привлекательней, а отдых комфортней? На основе этого опроса был сделан анализ, и выяснилось, что есть ряд позиций, решить которые можно просто элементарно. Например, количество туалетов в городе и их обустройство. Вообще гости говорят: если уж вы назначаете столь высокую цену за отдых, то, будьте добры, сделайте его комфортным. Почему в общественном транспорте, автобусах и «маршрутках», нет кондиционеров и в летнее пекло пассажиры вынуждены в полном смысле слова задыхаться в салонах, простаивая к тому же долгие часы в пробках? Почему эти общественные средства передвижения не оборудованы кнопками, с помощью которых пассажиры могут сообщить водителю об остановке? Ведь сегодня (и это не секрет) об этом приходится в полном смысле слова орать во весь голос, пытаясь перекричать царящий гвалт и зачастую играющую в салоне музыку! Таких вопросов очень много. А ведь из них, пусть даже вроде бы самых незначительных, и складывается общее впечатление о курорте.
Результаты этого опроса мы обсудили на заседании комитета с приглашенными руководящими сотрудниками мэрии. В конце апреля — начале мая планируем заслушать отчет о ходе подготовки к летнему курортному сезону, причем, с учетом всех выявленных проблем. И вы знаете, вот эта конкретная, обстоятельная и продуманная на перспективу работа еще более упрочила наши контакты с профильным управлением администрации города.
— Любой курорт нуждается в рекламе. И Сочи здесь не исключение. Не упущен ли этот момент в вашей работе?
— Ни в коей мере. Работа в этом направлении сейчас особенно активизирована, потому что вопрос действительно больной. И наши рекламщики сами понимают это. Все до сих пор шло по «привычным рельсам»: как, мол, работали, так и работаем. Но сейчас возникла конфликтная ситуация. К нам обратились операторы городской рекламы, встревоженные тем, что администрация Сочи высказала намерение предоставить исключительные права одной французской рекламной компании и передать в ее распоряжение все соответствующие объекты. «Мы готовы объединиться, улучшить работу, наконец, инвестировать решение этой проблемы, — заявили наши операторы, — но разрешите уж нам с ней разобраться». Непростая ситуация? Да. Но разобраться с ней необходимо. И особенно необходимо усилить рекламу экскурсионных объектов. Что же касается проблемы французов, то мы предложили обеим сторонам подготовить экономическое обоснование и аргументировать свой путь продвижения рекламного продукта. Никто никого не собирается обижать. Но и выталкивать из сферы интересов местных производителей не просто не патриотично — в корне неверно.
— Константин Васильевич, знаю, что вопрос больной, но не задать его не могу: как вы относитесь к проблеме ведомственных пляжей и можно ли вообще в принципе решить этот вопрос, так волнующий многих сочинцев?
— Вопрос этот более чем сложный. И мы над его решением совместно с администрацией города работаем. Во-первых, необходимо увеличить количество и уровень обустроенности муниципальных пляжей, сделать их такими, чтобы просто стремились туда. Все мы должны понять одну простую вещь: если человек купил путевку в здравницу, то и отдыхать на пляже он должен, как минимум, в соответствии с лечебными нормами — столько-то квадратных метров на человека. Лежать впритирку, как кильки в банке, сегодня никто не захочет. Да, некоторые здравницы имеют опыт выдачи проживающим вблизи сочинцам пропуска на свои пляжи. Это все индивидуально. Проблема, конечно, требует решения. Но делать это нужно цивилизованными методами, учитывая интересы всех сторон — отдыхающих (раз мы считаем себя действительно курортом) и сочинцев, не умаляя их права считать себя хозяевами малой родины.
— Как вы относитесь к девизу «Сочи — круглогодичный курорт»?
— Это не только перспективно, но и вполне реально. Возьмите хотя бы нашу базу отдыха «Красная Поляна». Еще до решения провести в Сочи Олимпийские игры к нам в поселок по просьбе администрации города приехали французские специалисты с целью изучения перспектив развития региона. Их выбор был однозначен, это лучшее место: солнце утром, солнце вечером, солнце — целый день. Тишина, горы… Ежегодно и, подчеркиваю, в течение всего года, у нас отдыхает более 17 тысяч военнослужащих и членов их семей. Прошедшей зимой загрузка составила около 75 процентов. Это ли не пример круглогодичного курорта? А когда закончится строительство скоростной железнодорожной магистрали, которая соединит Красную Поляну с адлерским вокзалом? Это, кстати, произойдет в будущем году. 22 минуты, и вы на берегу. Горы, море — что может быть лучше! И таких вариантов у нас множество. Главное понять: все, что делается, — к лучшему! Но мы должны помнить: Сочи — это, в первую очередь, курорт. Так было, и так будет.
Владимир ЦЕКВАВА