Градостроительный совет при главе города Сочи одобрил проект нового корпуса гостиницы «Кавказская Ривьера», рассмотрел предварительный план застройки центральной части города и начал работу по принятию концепции развития береговой линии сочинского побережья.
«Заморозить все высотное строительство и серьезно заняться созданием, сохранением и развитием зеленых зон центральной части курорта» — вот основной вектор развития Сочи согласно концепции, предложенной на суд градостроительного совета специалистами «Южпроекткоммунстрой». «По сути это проект развития общественных территорий», — неоднократно подчеркивала идеолог проекта и его главный архитектор Лариса Шавернева-Васильева. Главное — увеличить площадь доступных зеленых зон и числа социальных объектов, как-то школы, детские сады и даже кинотеатры, попутно разрешив проблемы парковок и пробок.
Подходили к разработке этого проекта архитекторы с цифрами в руках, причем с цифрами очень четкими — градостроительными нормативами. Ситуация, которую описывают эти цифры, просто катастрофическая. Так, СНиПы требуют от нашего города, чтобы считать его курортом, порядка 200 га зеленых насаждений в городской черте за пределами санаториев, а в наличии центр города имеет… 15 га. Эти расчеты проводились из данных о 78 тыс. населения центра города и 20 тыс. мест его коечной емкости. Рассчитывать необходимое число мест в детских садах СНиПы предлагают по нормативу: 60 мест в садике на 1000 человек постоянного населения. Строительные нормы даже потребность в кинотеатрах просчитали: на центральную часть города необходимо 2340 мест с видом на широкий экран.
Что же предложили архитекторы? Одно из самых заметных, пусть и спорных предложений, прозвучавших от Л. Шаверневой-Васильевой, — вынос деловой части города из центра Сочи. Куда? На территорию левобережного водозабора. Незастроенная площадь там порядка 30 га, а строить, по ее словам, можно «хоть пятидесятиэтажные здания. Жить в таких зданиях нельзя, а деловые центры — нормально». Опять же, компактное размещение ведомств, полагают разработчики, способно облегчить транспортную ситуацию в центре города.
Проблему дефицита зеленых зон предлагается решить за счет создания новых парков, опять же в районе левобережного водозабора реки Сочи и неподалеку от улицы Пластунской, в балке, где есть неосвоенная неудобная для застройки территория в 17 га. Дали бы требуемые квадратные метры зелени, по мнению разработчиков, и шаги по приданию парку «Ривьера» статуса городского парка, с 70 %-ным озеленением и выносом всей развлекательной инфраструктуры. Резерв «городской зелени» разработчики увидели и в том, чтобы передать нижнюю часть «Дендрария» для свободного посещения в режиме общественной зоны.
Значительно облегчить центр города предложено за счет сноса ветхого жилья и переселения людей на северный склон Бытхи, в Раздольное. Звучало и предложение все дома в непосредственной близости от моря перевести в разряд гостиничного фонда, а на первых этажах новых зданий на улице Горького — создать детские сады.
«Мы ставили задачу вернуть туристическую привлекательность городу и организовать общественное пространство для нормальной жизни», — резюмировала Л. Шавернева-Васильева.
Коллеги к концепции отнеслись несколько скептически, как к «крайне утопичной». В то же время, градостроительный совет отметил, что в долгосрочной перспективе и вынос торговли из прибрежной и парковой зон, и расселение ветхого жилья — необходимы и вполне реальны.
ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР СОЧИ О. ШЕВЕЙКО: «Предложенный план по застройке центральной части — это перспективный материал, который должен стать программой для всего развития территории Центрального района на ближайшие 5-10 лет. По большому счету, это корректировка работы, которую вел один проектный институт, но целый ряд их предложений оказался для нас неприемлем. Предыдущий проект разрабатывался в тот момент, когда многоэтажная застройка считалась явлением нормальным. Сегодня наша точка зрения кардинально изменилась. Мы считаем, что город застроен и жилья в центральной его части более чем достаточно. Сегодня практически прекращена выдача разрешений на строительство. Мы на пороге двухгодичного предолимпийского моратория на строительство — с 1 января 2013 года запрещено начало строительства в центральной части города, центре Хостинского и Адлерского районов.
Упор в проекте сделан верно: ликвидировать многоэтажную застройку, развить озеленение, благоустройство, социальную сферу и, конечно, решить вопрос вопросов — транспортную проблему. При этом учитывались новые развязки, строительство которых сегодня уже в стадии завершения, дублер Курортного проспекта и иные транспортные узлы. Ситуация, которая сложилась сегодня в центральной части города, требует незамедлительных действий, а предложенный проект поможет облегчить ситуацию в Сочи. Предусмотрены подземный съезд в районе центрального рынка, эстакадный спуск возле храма. Была проведена глубокая аналитическая работа, и ею занимались практически все известные архитекторы Сочи. Пока это предварительное рассмотрение схемы развития Центрального района, но нам надо принять реальные, перспективные решения. Их реализация начнется уже в этом году, а продлится 5-10 лет».
А вот проект нового корпуса санатория «Кавказская Ривьера», утвержденный градостроительным советом при главе города, — перспектива не столь отсроченная. Новый вариант «реконструкции» (при таком подходе к дальнейшей судьбе первого сочинского санатория кавычки для слова реконструкция более чем уместны) сочинскими архитекторами воспринят неоднозначно. При обсуждении он удостаивался эпитетов и «жадный», и «антикурортный», и даже «коленвал какой-то».
«Суховатое здание заводоуправления» — так оценил проект заслуженный сочинский архитектор Ю. Львов. Но по итогам голосования мнения членов совета разделились: 3 «против» и 8 «за» новый проект.
Проблема в том, что на территории новой «Кавказской Ривьеры», площадью всего-то 2,4 га, запроектированы корпуса на 800 койко-мест. Причем новый корпус архитектором проекта А. Чуриловым предложено выполнить в ультрасовременном стиле. Это будет так называемое «коммерческое здание», а часть корпусов планируется сделать максимально похожими на исходный материал — знаменитую мать сочинского курорта «Кавказскую Ривьеру».
Но, в конце концов, замечания автору свелись к пожеланию уменьшить высоту корпуса и срезать выпирающие углы. Надежды на восстановление исторической ценности «Кавказской Ривьеры», похоже, развеялись.
ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР СОЧИ О. ШЕВЕЙКО:
«К «Кавказской Ривьере» всегда предъявлялись особые требования — отсюда начинался Сочи как курорт. Это не первый вариант, который рассматривал градостроительный совет. На мой взгляд, некоторые из этих проектов вообще разрабатывались недостаточно квалифицированными специалистами, они были неприемлемы ни по этажности, ни по архитектурным решениям. Нынешний, третий проект получился довольно удачным.
Это будет здание переменной этажности террасного типа, с очень интересной планировочной структурой фасада. На мой взгляд, очень достойно. Удалось уйти от смешения стилей, которое предлагалось архитекторами в предыдущих вариантах. Они планировали повторить элементы «той» архитектуры, но скомкали, ничего хорошего не получилось. Нынешнее здание — легкое, воздушное, практически полностью стеклянное. Оно не будет, как монстр, нависать над Ривьерским пляжем. «Олимпийский» строительный мораторий на объект не распространяется, строительство «Кавказской Ривьеры» начнется сразу по получении разрешения. При наличии современных технологий инвестор вполне успеет построить высококлассный отель уровня «пять звезд» к концу 2013 года».
На том же заседании градостроительного совета сочинские архитекторы приступили к рассмотрению вариантов развития прибрежной территории Сочи, точнее пляжей. «Недавно коллеги из Москвы в разговоре отметили, что в Сочи нет набережной», — предварил свое выступление архитектор одного из проектов Г. Серебряков. Его команда архитекторов и инженеров предложила концепцию обновления набережной. Вместо волнорезов — система «распластанных подводных волноломов», а сам внешний вид берега — не «расческой», а волнами. Инженеры доказывают, что такой тип берегоукрепления предохранит берега от вымывания и, в конечном счете окажется экономически выгодным, так как не придется отсыпать пляжи.
«Можно последовательно убирать буны и их остатки использовать как материал для строительства нового волнолома», — считает главный инженер проекта Н. Гришин. Волны же должны понравиться отдыхающим, ничто не помешает обозревать водную гладь. На следующих заседаниях градостроительный совет рассмотрит и иные предложения по развитию сочинской набережной.
Светлана ВОЛОШИНА