В Красной Поляне — красным-красно. Красные куртки выдали волонтерам, организаторам и даже журналистам и сочувствующим, попавшим в олимпийскую струю. Попрестижнее «классом» — синие и голубые куртки с такими же перьями, что и на рядовых неспортивных участниках тестовых соревнований — первого настоящего боя, который дает сегодня Сочи. А сражается город с самым главным противником — с самим собой, например, со своей «темной стороной».
Бой с тенью
Пятница перед уик-эндом первых рейтинговых заездов тестовых соревнований этого года — Кубком Европы. Центр поселка Красная Поляна. Темнота и грохот «дизелей»: Эсто-Садок и Поляна без света.
— Электричество сейчас — самое сложное, — признает позднее председатель городского оперативного штаба по проведению тестовых соревнований, заместитель мэра Сочи А. Карандин. — В октябре-ноябре стали проявляться системные ошибки. Всего в Красной Поляне 80 ТП, из них 54 будут менять, сделано уже 11, а введено в эксплуатацию и реально работает всего 3.
Помимо отключения аварийного, произошедшего в пятнику и устраненного «группами ремонтников, всегда находящихся в повышенной готовности» за три часа, горные поселки — эпицентр международных соревнований — сегодня получают электроэнергию по графику, известному каждому сочинцу под наименованием «веер». Интересно, переводимо ли название этого явления на европейские языки? А если нет, то как объяснить иностранному спортсмену, что он не может воспользоваться, к примеру, банкоматом, потому что «снова нет света»?
Сочинские финалы мировых кубков лыжных видов спорта назначены на вторые и третьи выходные месяца. Спортсмены первой двадцатки мирового рейтинга уже в Сочи, и бытовые «мелочи» спрятать невозможно. Меж тем городская администрация признает, что «строители сети рвут каждый день, глава города занимается проблемой в ручном режиме». Об этом тоже рассказал А. Карандин.
«Ремонт и замена подстанций идут по графику», — рапортуют ответственные службы. А. Рыков, первый заместитель мэра, более категоричен: «Правительство РФ потребовало гарантийное обязательство Кубаньэнерго об обеспечении бесперебойной работы всех объектов тестовых соревнований. В этот период никаких отключений быть не должно».
Люди в форме
Кстати, главные люди соревнований — спортсмены — в основном Красной Поляной довольны. Спорт — отнюдь не туризм. И настроены они не столько тестировать нашу готовность принимать масштабные соревнования, сколько знакомиться с особенностями сочинских трасс, местного снега и показывать результаты.
В этом году непосредственно к тестовым соревнованиям на курорте Роза Хутор сданы две гостиницы с номерным фондом 359 номеров. Этот шаг снял вопросы по поводу размещения спортсменов в непосредственной близости к «горе».
Неподалеку от «горы» живут и иностранные специалисты по подготовке трасс. Дело в том, что в Сочи нет людей, которые могли бы подготовить трассы к соревнованиям уровня Кубка мира. Так что из сочинцев набрали людей для обучения, и в боевых условиях их учат ставить и заглаживать трассы иностранные варяги.
Опасения вызывала и лавинная опасность в зоне проведения соревнований. Напомним, в прошлом году именно она, а не «слабая подготовка спортивных объектов», как ныне, была причиной переноса и отмены стартов. В прошлом сезоне действовало 4 защитные установки, в этом — уже 34. Заодно зона соревнований укреплена противолавинными сетками и парой дамб.
Лавиноопасность в горах сохраняется, снега в этом году много, так что особо тестировать систему искусственного оснежения не придется. Хотя 400 пушек готовы засыпать ледяной крупой свыше 100 га.
Ну и совсем рядом с «горой» разместили восемь сотен волонтеров. Некоторые из них, правда, предпочитают ездить ночевать домой, в Сочи.
Не закрыта. Но не проехать
— Мы изготовили стикеры, которые дают право проезда в поселок, даже если будет введено ограничение на проезд личного транспорта. Но мы очень надеемся, что ограничений не будет, — рассчитывает В. Пауков, заместитель генерального директора АНО «Транспортная дирекция».
Но в случае необходимости, по его словам, проезд ограничат, уже начиная от Молдовки. Неподалеку от аэропорта есть стоянка, куда и будут загоняться все личные машины. Остальным — от поста ГАИ поворот. При этом строгий проезд по спецпропускам действует только на территории комплекса «Роза Хутор».
И естественно, даже когда режим ограничения не действует, ГАИ внимательно смотрит на колеса проезжающих: допускается проезд только на зимних шинах. Хотя когда в Сочи выпал снежок и подморозило, краснополянские дороги были лучшими из сочинских. По крайней мере, представители городского штаба и транспортной дирекции объезжали и проверяли их с 6 утра, и по ним действительно можно было ездить.
Но ограничения неизбежны. Пока тестируются трассы и чуть ли не в круглосуточном режиме функционируют обеспечивающие соревнования службы, эвакуаторы тоже работают весь световой день. Дело в том, что расчетная емкость наших курортов довольно велика, и приехать просто покататься на лыжах все еще можно. Хотя предложение закрыть на время тестовых соревнований, то есть до 7 марта, все курорты — было. Например, Лаура готова принимать ежедневно 2,5 тысячи человек, 2 тысячи любителей снега принимает «Горная карусель», Роза Хутор — единственный действительно «режимный» сейчас курорт — до 4 тысяч человек. Парковочных мест в Поляне всего 1,5 тысячи, так что машины нередко оставляют третьим рядом у подножия склонов. А перехватывающая парковка в Молдовке, на которую так надеется транспортная дирекция, рассчитана на 350 мест.
Надо признать, что общественный транспорт в Поляну сейчас ходит как часы, и проблемы с поездкой домой, на побережье, могут возникнуть лишь у тех, кто задержался после 21 часа.
Гляньте на них!
Если вы захотели на выходных махнуть на соревнования, вряд ли это получится. Федерация сноуборда пыталась договориться с организаторами об упрощении процедуры приобретения билетов, но пока их можно купить только в Интернете. Чтобы отыскать официального продавца, надо владеть навыками поиска в виртуальном пространстве. И хотя ранее заявлялось, что билеты всех ждут на сайте Министерства туризма и спорта, найти их там не просто. Мало того. Для оформления потребуется указать довольно подробно личные данные, включая паспортные, после чего — это заявляется на сайте продавца билетов — вас ждет проверка, которая может занять до 4 дней. Оплатить билеты предлагается тоже «электронными деньгами». В общем, как тихо говорится в кулуарах у трасс, особого наплыва зрителей на эти соревнования не ждут. «Готовность по приему зрителей будет оцениваться в следующем году», — прокомментировал ситуацию В. Пауков.
И немного о ценовой политике. Билеты стоят от 1700 рублей (категория В) до 10700 рублей (категория АА, которая подразумевает пользование «VIP-шатром» с напитками и закусками). Оригинал билета по ваучеру, присылаемому на электронную почту тем, кто прошел проверку, надо будет забрать в кассе комплекса «Роза Хутор». Только даже заплатив 10 тысяч за билеты, не пытайтесь приехать за ними на своем транспорте.
Светлана ВОЛОШИНА