Известно, что варвары — это чужеземцы, пришедшие «со стороны» и разрушившие город. Но как же назвать людей, безжалостно уродующих знакомые с детства места? Люди без совести и сердца? У известного писателя Чингиза Айтматова в романе «Буранный полустанок» рассказывается о существах, которых с помощью нехитрой операции лишали памяти. Их называли «манкурты». Но они хоть не наносили близким вреда. А эти наши доморощенные манкурты? Имя им — вандалы. И другого нет.
Тренажер для хулигана
Еще недавно они не просто украшали площадь у памятника Николаю Островскому, но и, в первую очередь, были излюбленным, а главное — доступным местом занятий физкультурой для многих сочинцев. Эти спортивные тренажеры за свой счет установил для горожан один из предпринимателей. И вот они исчезли. Почему? Как выяснилось, тренажеры эти приглянулись вандалам. Неустановленные пока молодые люди залезали на них по 5-6 человек, раскачивали, проверяя на прочность, и даже пытались буквально с корнем вырвать из бетона. Терпение бизнесмена лопнуло, и он, опять потратив собственные средства, демонтировал их и перенес на территорию гимназии № 8 — ее все-таки охраняют. Правда, теперь заниматься на тренажерах могут только школьники.
…Удивительное зрелище предстало в то утро перед глазами любителей ранних прогулок по набережной реки Сочи: несколько стоявших здесь еще вчера красивых удобных скамеек ажурного чугунного литья «переселились» в русло реки. Кто, зачем и каким образом их туда скинул? Весят-то они не один десяток килограммов. И кому мешали? Отдохнуть здесь в погожий день (особенно для пенсионеров) — что могло быть приятнее!
— Это ж надо было так поднатужиться (причем, наверное, группой), чтобы донести скамейки до балюстрады, поднять и перевалить их вниз, в русло! — возмущается живущая неподалеку Лидия Ненцова. — Это же буквально враги города! Полицаи фашистские в войну и то так не поступали.
…Сравнительно недавно центр Сочи украсил памятник Владимиру Высоцкому. По этому поводу состоялся небольшой митинг, звучали его стихи, песни. А на поляне, носящей его имя, чуть позже появился аналог установленного в районе «Фестивального» памятника — правда, бетонный. И что же? Это не только не помешало, но как будто даже воодушевило вандалов: у памятника тут же отшибли нос и деку гитары… Ну попробуйте найти хоть какое-то логическое объяснение подобным действиям. Безумство? Кратковременное помешательство? Ненависть к творчеству всеми любимого актера, поэта, композитора?
…Скульптурная композиция совят на площади Искусств у Художественного музея всегда приковывала внимание как местных жителей, так и гостей курорта. И не только оригинальностью. Кое-кто засматривался на нее, как оказалось, совсем с другой целью. Совят почему-то с удивительной регулярностью отламывали и уносили. Последним оказался один из туристов. В его сознании, взбудораженном алкогольными парами, совенок, постамент которого был выкрашен в желтый цвет, предстал чуть ли не золотым или, по крайней мере, сделанным из цветного металла. Выворотив его, он шатающейся походкой побрел вдоль по улице и, сморенный алкоголем, заснул в обнимку с совенком на одной из скамеек. Там и был задержан патрулем милиции.
Список подобного вандализма можно продолжать достаточно долго. О причинах его поговорим чуть позже. А пока поймем только одну вещь: явление это становится все более распространенным и опасным для общества. Оно многолико и многообразно. Растет у нас «во дворе». И бороться с ним, если хотим искоренить его, нужно всем — и каждому в отдельности, и обществом.
И на кладбище неспокойно
Казалось бы, самые спокойные на земле места — кладбища — в последнее время все более будоражат сочинцев приходящими оттуда «новостями». То строители, расширяя дорогу, снесут пару-тройку старых могил. Мало того, что это — осквернение праха. Никто ведь так и не позаботился о восстановлении разрушенного. Но это, так сказать, вандализм строительный. А ведь бывает и другой.
Всем памятен недавний факт, когда на центральном городском кладбище смотрители и люди, пришедшие сюда, обнаружили сразу несколько могил — более двух десятков, буквально раскуроченными. Были снесены кресты, надписи, разбиты фотографии, постаменты… В одном месте из них было даже сооружено нечто наподобие костра. Вокруг, как свидетельствуют очевидцы, валялись разбитые бутылки, банки, шприцы… Кто учинил этот шабаш и зачем? Примечательно, что ни по национальным, ни по религиозным, ни по каким-либо другим признакам классифицировать его не удалось. Вандализм в чистейшем своем варианте.
А вот вандалы, которым приглянулось старое военное кладбище на улице Санаторной, руководствовались несколько другими мотивами. В одну из ночей они выломали и унесли или увезли несколько оградок и сдали их как цветметалл. Трое суток сотрудники милиции просидели в засаде на кладбище, рассчитывая, что жадность и желание еще раз «навариться» все-таки возьмут свое. Так и случилось. Вандалы были задержаны при попытке повторно раскурочить кладбищенские оградки военных захоронений.
К сожалению, как свидетельствует статистика, вандалы пока не слишком часто попадают на скамью подсудимых. Во-первых, преступления эти спонтанны, и поймать «на горячем» их участников очень сложно. Во-вторых, и самое главное: непроста юридическая квалификация вандализма. К примеру, случаи с тем же «совенком» или кладбищенскими оградками на Санаторной квалифицировались как «кража». А чаще всего они проходят в графе полицейской статистики как «хулиганство». Но есть и еще один момент, пожалуй, больше всего наносящий урон городу.
Кому мешает спортплощадка?
…У дверей кабинета заместителя главы администрации Центрального района Евгения Горлова почти всегда очередь. Автору этих строк долго ожидать не пришлось. Слишком уж тема для районных властей животрепещуща.
— В последние годы в нашем городе по инициативе главы Сочи Анатолия Пахомова ведется большая работа по обустройству детских и спортивных площадок, — говорит он, решительным движением отключая мобильный телефон. — На это из городского бюджета тратятся значительные средства. Но что делать, если самые настоящие вандалы появляются непосредственно среди нас, сочинцев! Вот вам самые свежие примеры. В районе улицы Донской — дома № 104, 106, 100 — есть спортивная площадка. Она, естественно, ограждена. Так вот, каждый день мы ее восстанавливаем — сетку кусками постоянно вырезают, причем даже в тех местах, куда подобраться непросто. Да и непонятно, где и для чего вообще можно ее впоследствии использовать? Вандализм чистейшей воды. Регулярно ломают оборудование и на площадке на улице Чехова. Кстати, буквально на днях во время одного из рейдовых мероприятий мы задержали несколько ребят, которые расклеивали самые различные объявления на стенах домов. А это что — не вандализм? К этому можно отнести и так называемые граффити. Ладно еще если ими расписывают заброшенные подпорные стенки на окраинах, а когда в центре города на стенах только что отремонтированных домов? Мы пытаемся с этим бороться. Но только силами правоохранительных органов желаемого результата не достичь. Нужна помощь общественности. Однако ответной реакции пока мы не ощущаем. Естественен контроль и наблюдение хотя бы со стороны бабушек, щелкающих семечки на скамейке у подъезда. И что? В ответ на наши предложения мы слышим: а если нам потом окно разобьют? Значит, знают кто, но боятся сообщить? До каких же пор этот страх будет сидеть в наших душах!
Просто невозможно с точки зрения логики и здравомыслия объяснить разбитые шумопоглощающие щиты вдоль только что проложенных автотрасс. Каждый четвертый-пятый из них уже покрылся млечной сеткой паутины после сильнейшего удара. А ведь они сделаны из специального прочного материала. И кому же нужно их в буквальном смысле слова долбить?
А кому, скажите, нужно было выкатывать каменные шары, установленные у мэрии вдоль улицы Навагинской? Кому они мешали?
«Я вас всех ненавижу!»
Как утверждают специалисты-психологи, это явление чаще всего возникает у людей, у которых отсутствует даже самая минимальная база морально-нравственных ценностей. Скажем сразу: если ты верующий, ты не пойдешь громить кладбище. Если ты хоть немного нормальный человек, ты не будешь отламывать нос у памятника Высоцкому, крушить тренажеры, стрелять из рогаток по шумопоглощающим щитам, рисовать каракули на стенах или выкидывать скамейки в реку.
— И еще один характерный момент: чаще всего вандалы действуют группами. Возможно, этим они подсознательно перекладывают вину на соучастников, — говорит психотерапевт Олег Кривонос. — Плюс «заводятся» от действий других. Ведь их поступки абсолютно алогичны. В них — своего рода ненависть ко всем и всему окружающему. О причинах возникновения этих чувств можно говорить долго и много. Чаще всего они закладываются еще в детстве, в семье. Обиды, зависть, неудачное соперничество, нескладывающиеся отношения с женщинами — все это в отдельности, а чаще всего вкупе и становится потом причиной вандализма.
Ясно одно: вандалы — враги общества, враги родного города. И таким среди нормальных людей не место.
Владимир ЦЕКВАВА