«Я понимаю, как вам непросто сегодня, когда идет строительство. Мы стараемся сделать все, чтобы наши жители как можно меньше испытывали неудобств от олимпийских строек. Признаю — это не всегда получается: строители приехали со всей России, и не только из России, и порой случаются нехорошие ситуации. Но мы их исправляем максимально оперативно» — такими словами на минувшей неделе мэр Сочи, секретарь политсовета Сочинского местного отделения «Единой России» Анатолий Пахомов начал встречу с жителями Красной Поляны.
БЫТие
Без преувеличения самый знаменитый поселок страны сегодня живет в режиме стройплощадки. Но «мирной» жизни это не отменяет, хотя и влияет на нее очень сильно. И пусть скептики скажут, что это влияние негативно. На самом деле местные жители знают: стройка проходит. Если кто и может уже сегодня оценить наследие, которое оставит Олимпиада Сочи, так это они. Потому что уже сегодня пользуются тем, что сделано для Игр и что без Олимпиады не было бы возможно.
Но проблемы, с которыми приходится сталкиваться жителям, не столь масштабны и парадны как Игры. Например, последние два месяца в Эсто-Садке, как уже писала наша газета, были проблемы с водоснабжением. Жители с ужасом ждали наступления горнолыжного сезона: вода из кранов в домах текла серая от взвесей. Малейший дождь — и из кранов текли грязевые потоки. Гостиницам — тем, что рискнули сохранить свою туристическую специализацию и не поддались веянию на время стать жильем для строителей Олимпиады — пришлось решать проблему при помощи привоза воды. В трехзвездочных отелях Поляны приспособились в санузлы подавать воду из местных источников, ту самую, мутную, пугая отдыхающих, а в душ — привозную. Жители для приготовления еды массово закупали воду в полиэтиленовых бутылках. С прошлой недели (и это никак не было связано с приездом главы города, он здесь бывает регулярно) в кранах жителей Эсто-Садка появилась нормальная вода. Точнее, кристально чистая. Она поступает из скважины сорокаметровой глубины.
Вообще-то, тех, кто хотел, из зоны, прилегающей к строительству олимпийских объектов, отселяли. Но остались многие. А вот водозабор, которым давным-давно пользовался поселок, в зону строительства попал «случайно». И разрешить ситуацию — запустить новый водозабор — стало возможным только после вмешательства городских властей. Как рассказывают «не для прессы» в администрации Сочи, решался вопрос очень жестко. У строителей Олимпиады сроки и бюджетные лимиты, а у городских властей — обеспечение нормальной жизни людей и подготовка к горнолыжному сезону. Хорошо, что цель едина: создание в Красной Поляне курорта европейского уровня.
Канализация мирового класса
Вопросы экологии напрямую примыкают к бытовым проблемам. И одна из самых насущных — обеспечение системами канализования и очистки стоков в Красной Поляне и окрестных поселках — наконец-то будет решена. Для новых очистных сооружений, которые похожи на что угодно, только не на постройку, столь прозаичную, выделен участок прямо на въезде в поселок, куда весной прошлого года пришли строители. Сегодня в бело-голубых корпусах идет монтаж технологического оборудования, а аэротенки уже готовы приступить к работе. На повестке дня завершающий этап: установка и наладка автоматизированной системы управления комплексом. Когда автоматику введут в рабочий режим, управлять этой фабрикой очистки сточных вод смогут несколько специалистов. Процесс будет основан на самых современных технологических решениях с применением ультрафиолета и системы мембранной доочистки, а также сушки илового остатка с обезвоживанием и грануляцией. Пескоуловители, установки по отжиму ила и фильтрации закуплены в Финляндии и Австрии. Мощности сооружений — а это 15 тысяч кубометров в сутки — хватит как на поселковый округ, так и на спортивные объекты, строящиеся в горном кластере. Краснополянские очистные — один из тех объектов, по которым у строителей и экологов разногласий нет, потому что их сооружение улучшает экологическую обстановку.
Как известно, проблема очистки стоков актуальна не только для горной части Сочи, но и для приморской зоны. Например, адлерская очистная станция, построенная в 70-е годы прошлого века, давно не соответствует современным требованиям, а устаревшая система очистки хлором губительна для экологии. С введением новых очистных сооружений и глубоководных выпусков во всех районах города, что предусмотрено и будет выполнено по программам предолимпийских изменений в городе, — эта проблема наконец-то решится. С запуском новых мощных очистных сооружений — с тройной системой фильтрации и обеззараживания, вероятность попадания неочищенных стоков в Черное море приблизится к нулю. А это сделает Сочи привлекательнее для наших главных инвесторов — отдыхающих. Ведь только в Красной Поляне будет построено еще девять тысяч гостиничных мест.
Снег есть и будет
Но пока новые гостиницы только строятся, горнолыжный курорт готовится принимать гостей. Диссонанс: огромное число рабочих, строительной техники, большегрузов в Красной Поляне мирно соседствует с ресторанами, кафе, ночными клубами, рассчитанными на уровень «VIP», а строительные вагончики — с ухоженными гостиницами с неплохим номерным фондом и приличным обслуживанием. И уже нынешней зимой они вряд ли будут пустовать: информационный поток об олимпийских стройках в Сочи идет постоянно, так что жаловаться, что россияне не знают о возможности Красной Поляны принять их на свои трассы, — нельзя. Но главный наплыв гостей-спортсменов и туристов ожидается все же во время проведения тестовых соревнований, а их этой зимой продет ни много ни мало — 12. На минувших выходных с местами, где зимой будут пролегать трассы, знакомились представителей Международного союза биатлонистов. Они посетили Псехако, где идет прокладка биатлонных трасс, а также строительство биатлонного стадиона и коттеджного поселка. Первые соревнования сезона пройдут на трассах «Роза-Хутор». Сейчас там уже завершается устройство одной из изюминок нашей олимпийской заявки — зоны «единого финиша» для всех горнолыжных дисциплин, в том числе скоростного спуска, слалома-гиганта и слалома-супергиганта. Эта краснополянская трасса для скоростного спуска с перепадом высот более 1000 м и шестью трамплинами с «зонами полета» до 70 метров — единственная в России, сертифицированная Международной федерацией лыжного спорта.
Уже две недели назад природа порадовала — выше, в горах выпал первый снег. А вдоль трасс «Роза-Хутор» уже завершен монтаж системы оснежения из 404 стационарных и 25 мобильных снеговых пушек. Для обеспечения установок технической водой построены искусственные водохранилища общим объемом 130 тысяч кубометров, расположенные на высоте свыше 965 метров над уровнем моря.
«Сейчас в зоне финиша идет прокладка внутриплощадочных сетей, устройство финишного водозабора и водоема для системы искусственного оснежения. Параллельно строители готовят фундаментные плиты под здания и сооружения. Для зрителей и представителей прессы предусмотрены трибуны, рассчитанные на 8 тысяч сидячих и 10 тысяч стоячих мест», — сообщила пресс-служба «Олимпстроя».
Одновременно с подготовкой к тестовым соревнованиям ведутся работы по инженерной защите территории горнолыжного центра от снежных лавин. Строятся сооружения, отклоняющие, тормозящие и останавливающие снежные массы, — противолавинные дамбы, а также металлические и деревянные заграждения-барьеры, удерживающие снег на склоне и предотвращающие его сход. Инженерная защита призвана обеспечить бесперебойную работу трасс общей протяженностью около 38 километров. Пока для «простых» посетителей они закрыты, зато полюбившиеся трассы «Газпрома» и «Карусели» — к их лыжам и сноубордам. Жить туристам и участникам тестовых соревнований предстоит в краснополянских гостиницах. Основная работа в Красной Поляне — стройки и средства размещения, так что зима у местных жителей будет горячей.
Кадрам решат всё
Краснополянская городская больница № 8 — лучшая не только в городе, но, возможно, и на всем юге России. На счету медиков — неотложная помощь, оказанная более десяти спортсменам во время прошлогодних соревнований на трассах «Роза-Хутор». На днях пресс-служба департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр сообщила: больница, построенная по олимпийской программе и сданная в эксплуатацию в начале этого года, приняла своего трехтысячного пациента.
— Кадровый вопрос у нас — один из первостепенных, — считает заместитель главного врача Виктор Антонов. — Для работы в больнице привлекают лучших специалистов, есть приглашенные медики из других городов страны. Полностью укомплектовать штат будет проще, когда появится возможность обеспечить сотрудников жильем.
В. Антонову есть чем гордиться: не каждая сельская больница проводит более 700 различных операций в год. Краснополянская городская больница во время проведения Олимпийских игр и других крупных состязаний будет основным медицинским учреждением для оказания терапевтической и хирургической помощи участникам и гостям соревнований. Но важно, что еще задолго до проведения Игр новая больница стала центром охраны здоровья и квалифицированной медпомощи как для местных жителей, так и для гостей курорта.
Уникальность ее заключается еще и в том, что выглядит она, «как в кино»: палаты только одно- и двухместные, в каждой — телевизор, холодильник и сейф. В расположенной рядом «сельской» поликлинике, рассчитанной на сотню посещений в день, — такие же «киношные» виды. Конечно, современное медучреждение именно таким и должно быть.
Специалисты-медики со всей страны обеспечивают в поселке медицину европейского уровня. Некоторым повезло: они будут жить в новом общежитии малосемейного типа, которое уже введено в эксплуатацию. Но совсем скоро в Поляне будет начато строительство нового дома для врачей и местных учителей. Когда есть единство, все вопросы решаются.
Владимир СУРОВЦЕВ