Телевидение уже давно и прочно вошло в нашу жизнь. И поэтому, если вдруг у нас дома по тем или иным причинам гаснут голубые экраны, эти дни (особенно выходные) превращаются в настоящий кошмар. Оторванные от новостей, любимых фильмов и передач, мы мечемся в четырех стенах, буквально не зная, чем себя занять. Конечно, это своего рода зависимость, но, разумеется, далеко не из худших. А теперь представьте, каково жить там, где «нога телевидения еще не ступала»! И ведь таких мест в нашем олимпийском Сочи еще очень и очень много. Вот вам и ХХI век!
Мертвая зона TV
Мария Васильевна живет в Хлеборобе уже давно. Впрочем, живет — громко сказано. Просто каждое лето безвылазно проводит здесь на даче. Утром и днем, конечно, возится в огороде-саду, а по вечерам так и тянет ее к привычному по городу телеящику. Но, увы: не работает он здесь. Вроде бы и недалеко от города находится Хлебороб, однако эфирные волны обходят его стороной. Почему? Неужели проблема столь неразрешима для технологий XXI века?
«Учитывая сложные условия горного рельефа и высокую плотность населения, телевизионное вещание в населенных пунктах Сочи осуществляется большим количеством ретрансляторов, установленных фактически в каждом поселении, — объясняет заместитель директора РТПС Сочи Михаил Телешев. — В настоящее время сеть телевизионного вещания Сочи состоит из 39 ретрансляторов и представляет собой сложную территориально распределенную инфраструктуру, создание которой происходило в течение более 50 лет. В Большом Сочи последнее десятилетие происходит активная застройка и заселение ранее малочисленных населенных пунктов. Бывшие дачные поселки, не входящие в зону покрытия телевизионных ретрансляторов, превращаются в большие жилые массивы. Из-за сложного горного рельефа в таких населенных пунктах не удается обеспечить качественную трансляцию телерадиопрограмм при помощи существующих радиотелевизионных станций».
А пока ситуация такова. Такие села как Аибга, Орел-Изумруд, Илларионовка, Медовеевка, Чвижепсе, Монастырь, Воронцовка, Липники, Красная Воля, уже упоминавшийся Хлебороб и даже олимпийский адлерский Эсто-Садок «глухи и слепы»: эфирного телевидения здесь нет. Подчеркиваю — бесплатного эфирного, ибо далеко не каждый сельчанин может позволить себе покупку «тарелки». Но и она, кстати, не обеспечит вас местными программами и новостями.
«В тени» высоток
«Есть еще одна проблема, которая очень сильно усложняет нам работу и вызывает справедливое возмущение сочинцев, — продолжает М. Телешев. — Я имею в виду точечную многоэтажную застройку. При выдаче технических условий и разрешений на возведение этих высоток не учитываются интересы телезрителей. В результате неожиданно появляются «теневые» зоны, которых раньше и в помине не было. К сожалению, застройщики не обязаны по закону согласовывать с нами свои действия и потом не пытаются ликвидировать их последствия. Примеры? Их множество. Вот самый близкий.
До недавнего времени телевизионную башню с улиц Парковая, Навагинская, Островского было видно практически до основания. Сегодня же она до половины закрыта построенными по ул. Первомайской высотными домами. А ведь на ней ниже расположен целый ряд антенн. Вот и получается, что, находясь в непосредственной близости от башни, жильцы, например, Парковой, не могут принимать ряд телеканалов. И ведь таких примеров по всему городу не просто много — их количество растет».
Специалисты РТПС Сочи по просьбе мэрии периодически выезжают на места в районы для поиска путей ликвидации таких рукотворных «мертвых зон». Один из путей выхода из подобных ситуаций — это обязать застройщика устанавливать на крыше строящегося дома коллективную антенну и обеспечить подключение к ней приемных сетей домов, оказавшихся «в тени» вновь построенного. Есть и другие варианты, но единых рекомендаций нет.
Другой болезненный момент, на который нельзя не обратить внимания. Существуют строгие санитарные правила, определяющие минимальное расстояние от жилого дома до телебашни и максимальную этажность застройки в этой санитарно-защитной зоне. Зачем? Думаю, ясно каждому. Однако нередко многоэтажные дома начинают строить именно в этих зонах. У руководства РТПС никто разрешения на это не спрашивает. А вот представители контролирующих организаций, например, Роспотребнадзора, свои претензии по этому поводу высказывают именно ему. Но почему? Ведь башня ни на один шаг не «переехала» и передающие антенны где стояли, там и стоят.
…Как мы уже говорили, в Сочи сегодня действует 39 ретрансляторов и существует немало «мертвых зон» TV. Но достаточно скоро ситуация может измениться. Планируется установить еще 54 специальных ретранслятора для перехода на цифровой формат телевещания. Вот тогда и «мертвых зон» поубавится, и качество транслируемых программ и их количество возрастет, появится телевидение высокой четкости и другие услуги. Когда это произойдет и что делается для перехода на «цифру» сейчас — уже не секрет. Об этом мы расскажем в следующих номерах «НДС».
Владимир ЦЕКВАВА