О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Читая сочинения…

   Школьное сочинение как социально-экономическое зеркало

   Всем нам памятен древний школьный обычай писать по итогам каникул сочинения на тему «Как я провел лето». Отчеты по детскому отдыху пишет и множество ведомств, так что статистика к сентябрю исправно пополняется такими важными графами как «охвачено отдыхом» и «оздоровлено», неизбежно с ростом показателей к аналогичному периоду прошлого года.
   Но все же истина — что делали наши дети этим летом — таится не в цифрах отчетов, а в детских сочинениях. И так как учителя русского языка и литературы во многих школах их уже проверили, то выводы о том, чем же занимались наши дети, — можно делать. Причем, учителя эти обладают самыми точными сведениями о том, как живут семьи школьников в нынешней социально-экономической ситуации. Детские сочинения в этом плане очень показательны. Чтобы показательность не была однобокой, мы побеседовали с педагогами школ Центрального района — учителями старших классов и классными руководителями четвероклассников, а также с завучем одной из сельских школ.
   Краткое содержание почти половины сочинений (в центральной школе — поменьше, в сельской — значительно больше) сводится к тому, что провели дети лето в Сочи. И если бы в любом другом месте России эта фраза непременно стала бы поводом для зависти одноклассников, то у нас она означает, что лето прошло по маршруту: диван-телевизор.
   Дети младшей школы массово попали в школьные лагеря, о чем тоже написали в сочинениях. Причем самое яркое впечатление от пришкольного лета — «нас водили в «Ривьеру». Для детей из поселка — «возили в «Ривьеру». И этому дню сочинение собственно и посвящено. Хотя водили их в парк 1 июня — в честь Дня защиты детей. Пришкольные лагеря устраивали концерты и спортивные состязания, но запомнился парк. Дневные лагеря организовывали в сотне учебных заведений города, так что упомянуты они могли быть в 7 тысячах сочинений.
   Полторы тысячи сочинских школьников в этом году съездили в «настоящие» лагеря по льготным путевкам. Вообще же отправить ребенка на 21 день в оздоровительный лагерь Анапы стоило около 20 тысяч, Сочи — порядка 25 тысяч рублей. Но это, конечно, не строчка из школьного сочинения. Реальная фраза из каникулярного опуса семиклассницы: «Все было хорошо, но в море мы купались мало». После чего следует подробный отчет о том, что в море заходить отрядами по 10 человек — «глупое правило».
   Но море в рассказах тех, кто провел лето дома, фигурирует не часто. Может быть, конечно, из-за того, что наши дети привыкли к нему, как привыкают к самым естественным вещам. А скорее потому, что родителям просто некогда выводить, вывозить детей на пляж, а самостоятельно ходить на море детям лет до 14 сегодня… не принято.
   Детские «банды», спускающиеся к морю в самый солнцепек с Ахуна, Бытхи, Искры и даже совсем приморских районов, сейчас редкость.
   Впервые за историю сочинений о лете учителя чуть ли не в один голос отмечают: дети написали о том, что летом… учились. Маша из школы на КСМ, к радости учителей, написала, что почти все лето занималась английским языком. Причем само сочинение было о лете в деревне, первом велосипеде и прочих радостях каникул у бабушки. А занималась она, как следует из сочинения, английским с учителем из местной школы. Тренд считать летнюю учебу явлением, достойным упоминания в отчете о летнем отдыхе, поддержан и со стороны детей, чьи сочинения будят зависть не только у одноклассников. В этом году отправка детей в языковые лагеря — опять же, судя по их первым сочинениям — характер приобрела довольно массовый, с учетом стоимости подобного тура: две недели в интернациональном лагере на Мальте обошлись родителям в тысячу евро и больше. Кроме того, огромное число сочинских школьников летом подтягивали язык в условиях местных языковых курсов.
   В отдельный блок можно выделить сочинения «Трудовое лето». Их довольно много. Все-таки о первых деньгах дети пишут очень поэтично. «У нас было много работы и задач. Каждый день мы трудились на благо гостиницы» — такими словами девятиклассница описывает свою работу в одном известном сочинском отеле, который каждый год с удовольствием берет подростков на работу. Работала она две недели помощником озеленителя. Немалая часть этого сочинения посвящена покупкам, сделанным на заработанные деньги. Учителя из сельской школы сочинений с трудовым уклоном не припомнили.
   Много детей одной из центральных школ поделились опытом выезда на «спортивные сборы» и соревнования. По линии спортшкол сборы за пределами Сочи были организованы для пловцов, команд баскетболистов и — очень много — для гимнасток. Гимнастки побывали даже на «зарубежных» базах — в Крыму, и, судя по описаниям, детские базы Украины остались еще более «советскими», чем наши лагеря.
   А вообще-то поездки за рубеж хоть и остаются довольно редким явлением для летних каникул, но все же каждый пятый ребенок из школы в Центральном районе и небольшая часть детей из сельской школы отметили: пользовались загранпаспортом. Подробные описания отелей и шведских столов в таких сочинениях показывают — быть нашим детям профессионалами турбизнеса. Пишут остро, свежо и без излишних восхвалений. Из направлений внутри страны (помимо выездов к бабушкам-дедушкам) пользовались популярностью Москва, Санкт-Петербург и почему-то Ростов-на-Дону.
   На удивление много детей этим летом съездили в Египет. Египту с сезоном не повезло, начался он с сообщений о нападении акул на туристов, а продолжился вообще революцией и стрельбой. Но резко, почти вдвое упавшие цены привлекли не только ценителей адреналина. Став совсем «бюджетными», эти туры стали привлекательны для семейного отдыха. Впрочем, не совсем семейного. Одна из самых типичных фраз для школьников из младших классов: «Мы с мамой…»
   Педагоги отмечают: по сочинениям видно, как меняются ценности, которые мы, родители, пытаемся вложить в детей, и как идет расслоение по уровню достатка. А больше всего — отметила завуч, проверявшая тетради, — лично ей запомнилось сочинение мальчика, ходившего в поход, организованный Центром дополнительного образования. Дети, во многом беря пример с нас, что тоже отмечено учителями как устойчивый тренд последних пяти-шести лет, — сочинения пишут в тоне несколько брюзгливом. Почти две страницы молодой человек описывал дождь, в который попала их группа в первую же ночевку, отсутствие нормальной воды, нелегкий вес рюкзака и холод в палатке, тяготы приготовления еды на костре. Но вывод сделал самый правильный: это были лучшие дни в его жизни.

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT