О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Билеты на Олимпиаду

   «Ну, поезжайте на Олимпиаду — очень интересная экскурсия!» — рекламирует разом и олимпийские стройки, и свой турпродукт продавец билетов. И его слова находят отклик в сердцах отдыхающих. Это было не очень заметно для нас, но минувшее лето изменило лицо города. Нет, речь не о ремонте и строительстве новых инфраструктурных объектов города. Речь о том, каким наш город увидели курортники, не только посетившие в Сочи пляжи и рестораны, но и нашедшие время и средства съездить на экскурсии. Экскурсионным хитом этого лета стали поездки по олимпийским местам.

   С тех пор как Сочи стал всероссийской здравницей, городу есть, что показать своим гостям. Сегодня в экскурсионной обойме Сочи — 56 так называемых «объектов показа» и около двух десятков экскурсионных фирм. Этот рынок поделен в Сочи довольно жестко, так что практически любая из них, оказывающая экскурсионные услуги, может считаться солидной. Новички здесь не ходят, требования к фирмам со стороны контролирующих органов предъявляются довольно серьезные, да и сами отдыхающие своими запросами сильно подняли за последние лет 5 если не уровень содержания экскурсий, то уж точно их материально-техническое обеспечение. Дело в том, что нынешний отдыхающий сразу после вопросов «сколько стоит» и «сколько длится по времени» спрашивает, «на чем поедем». Так что наличие у фирмы автобуса с панорамным обзором и кондиционером постепенно из разряда «приятный бонус» переходит в одно из главных условий экскурсанта, а стало быть, является фактором доходности предприятия. Но пока такой транспорт встречается не часто.
   А вот цены на экскурсионное обслуживание от фирмы к фирме разнятся мало: между предприятиями существует негласная конвенция, поэтому смысла обходить десяток стоек продаж экскурсионных билетов в поисках лучшего ценового предложения — нет.
   К примеру, «Изумрудная долина» из Центрального района Сочи будет стоить 600 рублей плюс «расходы на маршруте», знакомство с реликтами тисо-самшитовой рощи — 350 рублей плюс «на маршруте и экология», «Вечерний Сочи» — 300 рублей и накладные расходы, причем так как финиш экскурсии приходится, как правило, на парк «Ривьера», то эта часть расходов может сильно превалировать над собственно экскурсионными.
   Но самое популярное направление этого года, слегка потеснившее даже такие традиционно пользующиеся любовью туристов, как поездки к соседям по Золотому кольцу Абхазии, — это маршруты по олимпийским местам. Да, экскурсии, о которых говорилось с 2007 года, наконец-то заработали. И сильно изменили представление отдыхающих о городе. И цена на них во всех фирмах, имеющих экскурсоводов, прошедших спецкурс, одинакова — 500 рублей.
   Вообще-то легенда о том, что нынешний Сочи — одна большая стройка, довольно популярна в России. В начале этого курортного сезона московские журналисты даже пытались требовать от руководителя управления по курортному делу и туризму карту-схему олимпийского строительства, чтобы потенциальные отдыхающие не поселились ненароком рядом со стройкой стадиона. Новая экскурсия показывает: чтобы глянуть на стройку стадионов, надо встать пораньше, в 9 часов утра сесть на экскурсионный автобус и довольно долго до строек ехать.
   Олимпийские стройки изменили главную черту в сочинском портрете. Что раньше было главной сочинской «фишкой»? Природа и бережное к ней отношение: дикие заросли национального парка поражали экскурсантов (впрочем, и сегодня поражают) гораздо больше диковатой торговли «домашним вином» на территории объектов показа и кусающихся цен в кафе. Сегодня самая популярная экскурсия демонстрирует триумф строительной техники над стихией природы.
   Впрочем, при покупке экскурсионных билетов можно услышать «едем на один из олимпийских объектов» даже при посещении тисо-самшитовой рощи. Там сейчас строится новое здание информационного центра и ремонтируется «историческое» здание. Проводя параллели между преобразованиями рощи и города, можно отметить, что будет здесь и свое дорожное строительство, так популярное в Сочи. Ремонтируются пешеходная тропа, проложенная еще в 70-е годы прошлого века, мост, обновится инфраструктура — проводится капитальный ремонт уборных. Более того, строительство идет по Программе строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горно-климатического курорта, но не этого ожидают экскурсанты от «стройки века». И, уж конечно, без упоминания об Олимпиаде не обходится ни одна обзорная экскурсия по городу: особенно часто ее припоминают экскурсоводы «Вечернего Сочи», извиняясь за пробки. Кстати, часть фирм отменили эту довольно популярную экскурсию: как правило, она включала не только проезд по центру города, но и посещение Ахуна, а ехать в час пик по Сочи — развлечение не для экскурсантов.
   Настоящая «олимпийская» экскурсия везет гостей города к настоящим олимпийским объектам. Первый пункт назначения — Имеретинская низменность, точнее, как ее официально называют экскурсоводы — «Приморский кластер».
   «И что, пройдем по стройкам?» — предвкушают эксклюзив экскурсанты. «Нет, — строго отвечают экскурсоводы. — Это объект государственной важности. Но мы все увидим!»
   …Обычным сочинским днем подъезд на главную стройплощадку страны похож на …подъезд на стройплощадку. Очень пыльно, очень шумно, очень по-деловому. Если смотреть на это восторженным взглядом сочинского отдыхающего, становятся видны и масштаб происходящего, и грандиозность грядущей Олимпиады. А вот фотографирование на фоне стройки здесь не предусмотрено. Более того, осмотр главной достопримечательности идет из автобуса.
   Сами экскурсоводы невольно становятся фанатами этой экскурсии: изменения происходят буквально на их глазах. А вот водители и владельцы транспорта поездки «на Олимпиаду» любят мало. Потому что второй пункт олимпийского назначения — Красная Поляна. А поездки на Поляну даже солнечным деньком — это очень пыльно. Это притом, что дорога моется едва ли не круглосуточно.
   Но тех, кому автобус после экскурсии не отмывать, ждет прямо по маршруту шок. То, в каком виде сегодня показывается Мзымта из окна экскурсионного транспорта, — зрелище фундаментальное. На берегах и строительная техника, и километровые насыпи, и даже жилые блоки. А то, что строительство идет сразу в нескольких точках, создает впечатление стройки громадной. Апофеоз — здание вокзала, уже почти застекленное, неизменно вызывающее возглас «Ой, смотрите!». У экологов такое обращение с рекой тоже вызывает массу возгласов, но они редко ездят в экскурсионных автобусах. Так же разнится реакция на домики в селе Некрасовском (хорошо просматриваются из окна автобуса во время «приморской» части экскурсии).
   Сама Красная Поляна вид имеет …как подъезд к стройплощадке: и здесь очень пыльно, очень шумно и очень по-деловому. Экскурсанты с неподдельным изумлением рассматривают улочки, прилегающие к трассе: они в массе своей страшны гравийной природой и обилием внедорожников местных жителей, что на фоне новеньких отелей и шумной известности поселка выглядит не менее эклектично, чем соседство рекламных щитов, плечом к плечу рекламирующих и буровую технику, и люксовые марки лыж.
   Здание подстанции неподалеку от Эсто-Садка вызывает желание срочно на его фоне сняться, но из автобусов не выпускают, мотивируя опять же государственной важностью происходящего. Остановка — у подножия канатной дороги. За 700 рублей экскурсантов поднимают к… нет, не к олимпийским стройкам. Просто на любую понравившуюся им смотровую площадку канатки. Но перед посадкой подводят к шатру вроде того, в котором проводили презентацию для МОК (экскурсовод уверяет, что это именно тот шатер и есть), рядом с которым на большом экране показывают фильм об олимпийским строительстве. И надо признать — и от перспектив, и от вида из новых подъемников отдыхающие в восторге. Сам шатер — офис продаж недвижимости.
   Но впереди у отдыхающих не менее обязательный пункт программы: посещение пасеки, покупка меда и дегустация медовухи — ну, не бывает в Сочи экскурсий без этого.
   На обратном пути гости города имеют шанс познакомиться с олимпийскими пробками поближе, но выезжают они очень во-одушевленные увиденным новым лицом Сочи. И если раньше, впечатленные окрестной природой, они пеняли сочинцам: живете в раю и не цените, то сейчас экскурсионные автобусы привозят с туров яростных сторонников и поклонников Олимпиады, готовых с пеной у рта доказывать местным, что «пробки — дело временное, олимпийское переселение — благо, Олимпиада — лучшее, что могло случиться с Сочи, а вы (то есть мы, сочинцы) этого не цените».

Светлана ВОЛОШИНА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT