А потока отдыхающих как не было, так и нет
Вот и завершилось календарное лето, хотя курортный сезон продолжается. Впереди — «бабье лето», любимый многими знатоками отдыха период года. Но и прошедший отрезок «июнь-июль-август» уже дает возможность подвести предварительные итоги. На этот раз мы попробуем сделать это не с помощью официальных цифр, а во многом с учетом мнения людей, непосредственно живущих за счет приезда отдыхающих. И это не «воротилы» курортного бизнеса, а простые сочинцы. Им нечего скрывать, кроме разве что своих фамилий. Почему — поймете сами.
Ненужная комната
Тот, кто проезжал в разгар нынешнего курортного сезона по трассе от Магри до Дагомыса, не мог не заметить многочисленные объявления на заборах, стенах домов, импровизированных «пунктах сдачи» и даже автомобилях о комнатах, с нетерпением «ждущих своих гостей». И что же? Вы проезжали по этой трассе уже в эти дни? Объявлений меньше не стало. Причина? Ее мы попытались выяснить непосредственно у самих квартиросдатчиков.
Когда-то на площади у железнодорожного вокзала Сочи они метались многочисленной толпой, кое-кто даже с плакатами «Сдаю квартиру». И ведь практически все находили клиентов. Лучшее подтверждение тому — популярный в свое время фильм «Будьте моим мужем» с Андреем Мироновым в главной роли, самыми запоминающимися кадрами которого были пляж, где не то что прилечь — ступить негде, и двухэтажный домик, забитый отдыхающими вплоть до чердака и подсобок.
А что сегодня? Когда мы подходим к группе кучкующихся в тени платана женщин (на груди у некоторых скромненько прикреплен самопальный «бейджик» с надписью «Сдаю квартиру», они сначала бросаются к нам с предложениями, но, узнав, что мы — журналисты, сникают и даже пытаются исчезнуть. Однако уяснив, что мы хотим просто поговорить, а не «светить» их, расслабляются. Хотя чего им бояться, если спокойно «работают» здесь — в двух шагах от ОВД?
На вопрос — каково, на их взгляд, прошедшее лето? — ответ единодушен. В наименее мягкой форме он звучит как — «бесполезняк».
— Такого провального лета, как прошедшее, давно не было, — говорит одна из них (называть реальные имена и фамилии, естественно, все отказываются). Не то что хуже, чем в прошлом году, даже со временем вспышки кризиса сравнить нельзя. Большинство гостей сходит с поезда в Лазаревском. И цены там ниже, и пробок автомобильных меньше, и строек, естественно, тоже. Сами подумайте: если раньше основные стройки, действительно, шли только в Адлерском районе, то сегодня строительные заборы огородили многие улицы уже и центра города. А какому отдыхающему это понравится! Даже аэропорты сравните: в Геленджик, вон, прилететь куда дешевле, чем в Сочи. Откуда приезжают отдыхающие? Из Сибири и Дальнего Востока, немного из Питера. Москвичей в этом году почти не было.
Удивительно, но факт: несмотря на неурожайный сезон, сочинские квартиросдатчики цены не только не снизили, но даже и повысили. Двухкомнатная с евроремонтом стоит 2,5-3 тысячи рублей в сутки, однокомнатная — полторы тысячи, а комнату с хозяйкой «почти на берегу моря» (если повезет) можно снять за четыреста рублей. «Почему так дорого?» — интересуюсь у квартиросдатчиц. «Надо же хоть как-то «отбить» сезон», — отвечает одна из них. Что возразишь? Сочинцы в своем репертуаре. Хотя понятие «на берегу моря в Сочи» — очень уж относительное. Для сравнения: такую же комнату в Сухуми действительно на берегу моря можно снять за 250 рублей.
Свободное такси
Петрос таксует в Сочи не один десяток лет. Он — частный «извозчик». За все эти годы рука его уже автоматически привыкла закидывать на крышу «Жигулей» и быстро снимать оттуда левые магнитные «шашечки».
— Если бы не было пенсии, да огорода-сада, я бы, наверное, в этом году с голоду умер, — говорит он. — Где только ни пытался таксовать: и на «Ривьере», и на Воровского, и у вокзала. Даже тележку маленькую купил. Выйдешь на перрон к прибытию поезда, ловишь клиентов, предлагая подвезти багаж (официальных-то носильщиков практически нет), и ведешь их прямо к своей машине. Но ведь это только по идее так должно быть! А в натуре — тележка есть, а гостей нет. Больше на бензин трачу в пробках. Хочешь одну тайну раскрою? Хотя какой это секрет! Отдыхающие, если хоть раз в нашу маршрутку сядут, потом больше никогда этого не сделают: окна не откроешь, кондиционера нет, в лучшем случае под крышей еле-еле фурчит вентилятор, гоняя горячий и влажный воздух. Немецкая душегубка времен войны, да и только. Казалось бы, остается только такси. Но и мы свободные стоим. Вывод, по-моему, любому ясен: нет отдыхающих. Во всяком случае, столько, сколько хотелось бы. Я уж не говорю о наших «фирменных» сочинских пробках, о которых, наверное, во всем мире знают.
Разговор наш прерывает объявление по вокзалу об очередном прибывающем поезде. Петрос, схватив тележку-«выручалочку», спешит на перрон. Но огонек азарта в его глазах не светится. Лето прошло. А с ним и надежда заработать.
Пустое кафе
Она по привычке смахивает со стола невидимые крошки. В кафе посетителей — парочка, влюбленно шепчущаяся за угловым столиком. Оксана — и официантка, и барменша, и в какой-то мере хозяйка (точнее, жена сына хозяйки).
— Сколько отдыхающих было этим летом? — переспрашивает она. — А вы что — сами не видите? Если и приходят, то свои, постоянные посетители, сочинцы. Отдыхающих, честно говоря, не пойму: если зайдут, то, взглянув на меню, тут же уходят. А что? У нас дороже, чем у других? Чай, например, стоит 40 рублей. А есть в Сочи ресторан, где за стакан его надо выложить 600 рублей.
Певучий, южнороссийский говорок Оксаны действует наркотически успокаивающе, но один взгляд на цены в меню сразу отрезвляет. Где-то, может, они и вообще запредельные, но и здесь трехсотпроцентная накрутка явно налицо.
Да, отдыхающих в Сочи в этом году удивительно мало (по мнению неофициальных участников турбизнеса), но не в этих ли явно завышенных ценах и кроется одна из причин их «забастовки»?
Плавки на прилавке
Недаром говорят, курортное лето год кормит. Особенно актуальна эта аксиома для тех, кто торгует курортными товарами.
— Если оценивать прошедшее лето, то можно сказать, что результаты его гораздо ниже ожидавшихся, — говорит председатель общественной организации «Объединение предпринимателей малого и среднего бизнеса города Сочи» Тамара Шовба. — Сезон прошел явно слабо, итоги его (естественно, в сегменте нашей работы) значительно отстают от прошлых лет. Объем продаж курортных товаров упал, а это, несомненно, свидетельствует о том, что очень мало людей выбрали Сочи местом отдыха нынешним летом. Но, как мне кажется, тому несколько причин, хотя каждая из них достаточно весома. Во-первых, лето наступило поздно, начало его было просто холодным. Но это — объективная причина, и не наша в том вина. Во-вторых, ведущееся по всему городу строительство и огромные автомобильные пробки. Это тоже в немалой степени останавливает потенциальных гостей курорта. Но и это тоже своего рода объективная причина. И мы, сочинцы, к этому относимся в какой-то мере даже позитивно, потому что знаем — скоро все стройки закончатся и жизнь станет намного лучше. А к субъективным факторам я бы отнесла отсутствие системного подхода к малому предпринимательству. Нет серьезных планов, долгосрочной перспективы. А ведь отдыхающих, в первую очередь, обслуживает именно малый бизнес.
«Хлебная» оценка
Еще с советских плановых времен повелось, что во многом объективную оценку прошедшему курортному сезону дают… пекари: по росту или падению производства и реализации хлебобулочных изделий можно судить о том, насколько больше (или меньше) по сравнению с прошлыми годами приехало на курорт отдыхающих.
…Каждое утро из ворот Сочинского хлебокомбината выезжают вереницы фургонов со свежеиспеченной продукцией. Их путь — в магазины всего Большого Сочи от Магри до Псоу.
— Ежесуточно мы производим 60-70 тонн хлебобулочных изделий, — рассказывает начальник производства комбината Андрей Жуков. — По всему курорту их развозят более 50 машин. Что касается прошедшего лета, то, по нашим оценкам, производство хлебобулочных изделий было на уровне прошлого года. Но это совсем не означает, что и отдыхающих в этом сезоне было столько, сколько в прошедшем. Дело в том, что гораздо больше стало строителей, в том числе и на олимпийских объектах. А они тоже, как и все, хлеб едят. Впрочем, впереди — «бархатный» сезон, посмотрим, что он нам принесет.
* * *
Мы сознательно ушли в этом материале от официальных цифр. Они почти всегда помпезны, что отнюдь не свидетельствует об их объективности. Мы рассмотрели ситуацию изнутри, глазами людей, которые «варятся» в курортном «котле» и живут за счет притока отдыхающих. Пусть кое в чем они, может быть, субъективны. Но зачем им врать?
Владимир ЦЕКВАВА