Сессия Городского Собрания Сочи стала последней перед парламентскими каникулами. Однако настроение заседания не было предотпускным: на повестке дня стоял целый ряд жизненно важных для города вопросов.
Практически каждая сессия Городского Собрания начинается с доклада заместителя главы города Сочи, начальника управления по финансам, бюджету и контролю администрации Сочи С. Щербинина об исполнении бюджета города. Уточнение главного финансового документа города было приятным: доходная часть бюджета Сочи увеличена на 304 млн рублей. Из них 116 млн получены казной в виде профицита за 6 первых месяцев этого года. Еще почти 200 млн, как объяснил председатель Городского Собрания Сочи А. Луцык, наш городской долг, точнее, лимит бюджетных обязательств по межбюджетным трансфертам. Этот долг городу предстоит вернуть, но пока найдена возможность деньги оставить в бюджете непростого в экономическом смысле 2011 года, а в 2012 году долг будет погашен.
Резерв получения средств у города остается и на этот год. Помимо растущих налоговых поступлений, определенную сумму в бюджет даст дальнейшая реализация программы приватизации муниципального имущества. На сессии депутаты дали добро на приватизацию еще 13 муниципальных объектов недвижимости. Преимущественное право выкупа, как и положено по закону, будет дано арендаторам помещений, но если по какой-то причине арендатор не сможет или не захочет участвовать в приватизации, то имущество будет выставлено на торги. Поэтому экономический эффект от операции пока предсказать сложно. В значительной мере доход от приватизации имущества зависит от расположения и состояния приватизируемого имущества, однако при нынешних ценах доход ожидается весомый.
Как заявил А. Луцык, уже полученные дополнительные средства — 304 млн — будут направлены прежде всего на благоустройство Сочи и приведение города к единому архитектурному стандарту. Причем направляются эти деньги не на зону международного гостеприимства, а на обустройство спальных районов, асфальтирование улиц, освещение сельских улиц, ремонт сетей наружного освещения. Кроме того, депутаты признали целесообразным выделить средства для выкупа здания детского сада — начальной школы в Лазаревском районе. Деньги на его приобретение в муниципальную собственность будут выделены управлению по образованию и науке только по финансовым итогам 9 месяцев, но сам факт возврата такого важного объекта как детский сад городу, детям — практически уникален. Важность и своевременность такого решения переоценить трудно. Но есть надежда на то, что в городе число столь социально значимых решений уже в следующем году возрастет значительно. И подкреплена эта надежда ни много ни мало изменениями в городской «конституции» — Уставе Сочи, которые также были приняты депутатами на сессии. Большинство изменений Устава произошло по причине необходимости приведения его в соответствие с ныне действующим законодательством, а оно в последнее время довольно значительно расширило полномочия местных органов власти всех уровней. Вслед за изменением федеральных законов — прежде всего законов о самоуправлении — и законов Краснодарского края изменения коснулись и местных законодательных основ. Отныне бюджет города будет приниматься, только пройдя процедуру публичных слушаний.
«Основной бюджет Сочи — та его часть, которая зависит от собственно доходов города, в этом году стал самой крупной за всю историю Сочи — порядка 6 млрд рублей. Большая часть этих средств распределяется по отраслям, программам ЖКХ, образования, здравоохранения и так далее, но есть часть — порядка полутора млрд рублей, которую мы направляем, например, на социальное строительство. Эта часть обязательно должна обсуждаться публично. Сочинцы должны высказать, куда лучше эти средства направить, — надеется на плодотворную работу с горожанами А. Луцык. — Кроме того, за нами, депутатами, закреплено право создавать постоянные комиссии, которые могут контролировать расходование бюджетных средств города».
Важнейшим из изменений Устава Сочи стало расширение полномочий Городского Собрания и его обязанностей. Отныне раз в год депутаты обязаны заслушивать руководителей муниципальных унитарных предприятий. Сейчас целый ряд муниципальных предприятий попал под процедуру банкротства. Если бы у их руководителей была обязанность отчитываться о положении дел на предприятии не только в профильных ведомствах, но и перед парламентариями, ситуация скорее всего не дошла бы до столь критичной стадии. К примеру, с начала года 13 сочинских МРЭПов находятся в стадии банкротства. Конечно же, частный бизнес способен намного лучше и, как минимум, мобильнее управлять жильем, однако за МРЭПами — довольно внушительный объем муниципального имущества, которое и рискует быть распроданным конкурсными управляющими за копейки. Долги МРЭПов на сегодняшний день — 388 млн рублей, из них свыше 278 млн — перед МУП «Водоканал». Что же делать в такой ситуации? Решение, которое предстояло найти депутатам ради сохранения муниципальной собственности, не могло быть простым. Это был один из самых принципиальных вопросов сессии, поднявший бурную дискуссию. В результате было принято предложение администрации Сочи о создании новой управляющей компании в сфере ЖКХ. Новая управляющая компания, средства на уставный фонд которой — и немалые, более 160 млн рублей, — выделены из городского бюджета, призвана сохранить муниципальное имущество, выкупая долговые обязательства МРЭПов. Причем не всех, а не имеющих отношения к МУП «Водоканал». После чего предполагается эти два муниципальных предприятия объединить, что позволит списать долги.
Аналогичная схема спасения муниципального имущества была отработана при создании «Озеленителя», с помощью которого удалось вывести из банкротства «Зеленстрой». И хотя работа «Озеленителя» пока связана не с зеленым убранством города — и эта претензия также была озвучена депутатами на сессии, — свою функцию — не дать распродать имущество за копейки — он выполнил.
Затрагивался и вопрос списания имущества. К примеру, списано сразу несколько котельных — в основном в Центральном районе. Вместо них построены или будут построены в самое ближайшее время новые. Целый ряд муниципальных объектов попадает в зону олимпийского строительства. По закону, сносимые постройки должны быть списаны. Это довольно формальная процедура, но, к сожалению, на этот раз депутатам пришлось принять решение о списании зданий по адресу ул. Цветочная, 45д — в непосредственной близости от моря, где находился Центр внешкольной работы. А. Пахомов, принимавший участие в сессии Городского Собрания, напомнил, что с попытками сохранить этот центр для сочинских детей муниципалитет дошел до самого «верха», проблема обсуждалась на уровне вице-премьера Д. Козака, схема олимпийской застройки предусматривает здесь создание объектов олимпийской инфраструктуры.
Знаковым, скорее всего, окажется решение Городского Собрания Сочи о создании бюджетного учреждения «Физкультурно-оздоровительный центр для людей с ограниченными возможностями здоровья». Для города, в котором пройдут и Олимпиада, и Параолимпиада, в котором должна проводиться большая работа для создания безбарьерной среды, комфортной для людей с ограниченными возможностями здоровья, — такое решение — долгожданно и обоснованно.
Светлана ВОЛОШИНА