Таким стал девиз шестого железнодорожного бизнес-форума РЖД — стратегия сотрудничества
В Сочи прошел шестой Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520». В этом году основной его темой стала стратегия сотрудничества транспортных систем «пространства 1520» и «1435».
Время, вперед!
В нынешнем году на форум приехало 1250 участников из 32 стран, что еще раз подчеркивает его возрастающую значимость для всего мирового железнодорожного (и не только!) пространства. Как подчеркнул, открывая форум, президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин, тематика форума представляет особый интерес с точки зрения выстраивания на долгосрочной основе партнерских отношений между государствами Европы и Азии.
В. Якунин зачитал приветственное письмо председателя правительства РФ Владимира Путина, в котором, в частности, говорится: «Ваш форум с каждым годом все увереннее заявляет о себе как главный деловой партнер в жизни профессионального сообщества. Он неизменно расширяет географию своих участников и сегодня объединяет не только страны, входящие в «пространство 1520», но и многие другие государства. Об этом убедительно свидетельствует и тема нынешней встречи — «Стратегия и интеграция: пространства 1520 и 1435». Вам предстоит обсудить самый широкий круг вопросов, и в этой связи самое пристальное внимание необходимо уделять развитию скоростного сообщения и реализации масштабных евроструктурных проектов».
Как подчеркнул В. Якунин, на нынешнем этапе «условия ведения бизнеса существенным образом изменились. Сегодня принято говорить, что экономика вроде бы выходит из кризиса. Но, пожалуй, мало кто говорит, что кризис-то еще не миновал. Это утверждают и руководители предприятий, российские и зарубежные эксперты. Да, мы радуемся, что экономические показатели в нашей стране по сравнению с периодом кризиса растут. Но при этом мы должны осознавать, что без соответствующих усилий проблемы, породившие кризис, никуда не уйдут. Да, мир изменился. И одна из главных задач нашего форума — повышение эффективности развития бизнеса на «пространстве 1520» — основы реализации перспективных проектов. В этом мы видим единую стратегию сотрудничества и гармонизацию технического регулирования».
В. Якунин определил спектр работы форума, основные его цели и задачи, без решения которых невозможно «пространственное продвижение» вперед.
Заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков зачитал приветствие участникам форума руководителя Минтранса Игоря Левитина, в котором, в частности, подчеркивается, что «мероприятия такого уровня свидетельствуют о возрастающем интересе государственных органов и мирового бизнес-сообщества к развитию международной отрасли государств — членов «колеи 1520». Минтранс уделяет пристальное внимание проводимым на форуме дискуссиям, учитывая, что он является оптимальной площадкой для налаживания конкретного и конструктивного диалога между бизнесом и государственными органами».
Участников форума поздравил также председатель комитета по транспорту Госдумы РФ Сергей Шишкарев, подчеркнувший, что, как минимум два раза в месяц, депутаты Госдумы рассматривают вопросы, в той или иной степени касающиеся перспектив развития сети железных дорог, тем более что они затрагивают очень многие стороны социальной, экономической и общественной жизни страны.
От имени губернатора Кубани приветствовал участников форума заместитель главы администрации Краснодарского края Владимир Лукоянов, подчеркнувший, что железнодорожный транспорт является главной составляющей транспортной инфраструктуры региона. И его перспективная, устойчивая работа — основа функционирования экономики всего края.
Начальник СКЖД Владимир Голоскоков, выступая перед журналистами, обозначил перспективы развития транспортной инфраструктуры олимпийской столицы. Он подчеркнул, что «город получит к Олимпиаде дополнительно 200 километров новых железнодорожных путей и десятки современных объектов профильной инфраструктуры. Все работы ведутся строго по графику. Еще одно подтверждение этому — произошедшая в период работы форума сбойка тоннеля на строительстве второго пути на перегоне Сочи — Мацеста. Его пуск позволит увеличить пропускную способность железной дороги на этом участке втрое».
За «единое пространство»
В ходе первого дня работы форума его участники обсудили, какие именно перспективы есть у модели эффективной интеграции двух пространств и что она может дать для развития российских, европейских и азиатских железнодорожных компаний.
В дискуссиях, посвященных будущему евроазиатской транспортной системы, стратегии сотрудничества и тактике взаимодействия в рамках данного направления, приняли участие представители государственных органов и железнодорожных администраций стран «пространства 1520» и «1435», а также крупнейших транспортных компаний России, стран СНГ и Балтии.
В рамках пленарного заседания, посвященного стратегии международного сотрудничества с целью развития евроазиатской транспортной системы, его участники оценили сложившуюся ситуацию и перспективы роста железнодорожной отрасли на пространстве Евразии. Одной из приоритетных тем стали новые возможности для развития бизнеса двух пространств и его участие в реализации совместных проектов. Модератором заседания был известный журналист — ведущий программы «World Business Report» на телеканале «BBC World News» Джеми Робертсон, а участниками — президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, вице-президент «Siemens AG» Ханс-Йорг Грундманн, президент ГАО «Латвийская железная дорога» Угис Магонис, председатель совета директоров ЗАО «Группа Синара» Дмитрий Пумпянский, президент и исполнительный директор «Amsted Industries Incorporated» Роберт Реум, член правления «DB Mobiliti Logistics AG» Карл-Фридрих Рауш и заместитель министра промышленности и торговли РФ Владимир Салматов.
Это направление получило развитие и на первой дискуссии форума, где были рассмотрены тактические параметры взаимодействия в рамках развития единой транспортной системы. Конкретные мероприятия и решения по модернизации инфраструктуры и повышению пропускной способности на стыке «пространства 1520» и «1435» играют сегодня особую роль для железнодорожных отраслей причастных стран. В частности, расширение зоны функционирования «широкой» колеи до Вены позволит значительно расширить географию перевозок и усилить позиции международного сотрудничества администраций и бизнеса стран-участниц форума.
В настоящее время все более актуальными становятся вопросы не только расширения зоны взаимодействия «пространства 1520» и «1435», но и ускорения движения по соответствующим международным коридорам. Так, международный бизнес-диалог компании «Siemens» был посвящен мобильности перевозок как фактору расширения сотрудничества двух пространств, а именно — перспективам развития высокоскоростного сообщения. Под председательством президента Siemens в России и Центральной Азии, вице-президента Siemens AG Дитриха Мёллера участники форума обсудили перспективы создания и совместного управления ВСМ на основе международных консорциумов и проектов жизненного цикла, инвестиционную составляющую развития высокоскоростного сообщения, необходимость модернизации инфраструктуры двух пространств и многое другое. К участию в дискуссии были приглашены представители госорганов стран-участниц форума и их железнодорожных администраций, а также крупнейшие международные концерны, предлагающие новейшие разработки в рамках поставки техники и модернизации пути для развития ВСМ.
В этой связи не менее важное значение имеет подготовка квалифицированных специалистов, призванных ответить на новые вызовы, связанные с сотрудничеством в рамках двух пространств. Международный бизнес-диалог «Deutsche Bahn» был посвящен роли кадровых ресурсов в укреплении сотрудничества. В свою очередь, дискуссия о направлениях транспортного строительства на колее 1520 мм обозначила конкретные пути решения проблем, возникающих при модернизации существующей железнодорожной сети. А на прошедшем в рамках форума заседании межгосударственного технического комитета по стандартизации № 524 под председательством старшего вице-президента ОАО «Российские железные дороги» Валентина Гапановича были обсуждены единые принципы технического регулирования на железнодорожном транспорте колеи 1520 мм, разработка межгосударственных стандартов и их гармонизация с международными и региональными аналогами.
По пути делового сотрудничества
Безусловно, одним из главных моментов форума стало подписание порядка десяти соглашений, имеющих существенное значение для развития и интеграции бизнеса двух пространств. В их числе — контракт между ОАО «РЖД» и ЗАО «Трансмашхолдинг» на постановку магистральных грузовых электровозов 2ЭС5; соглашение между РЖД, Siemens AG и ЗАО «Группа «Синара» — об основных условиях договора поставки 1200 вагонов электропоездов типа «Дезиро Рус», локализации их производства и основных технических характеристиках; дирекцией железнодорожных вокзалов (филиалом ОАО «РЖД») и администрацией Сочи о сотрудничестве и целый ряд других меморандумов и рамочных соглашений.
Деловая программа второго дня форума была построена по принципу обсуждения формул сближения двух пространств. В нынешнем году обозначено восемь таких направлений: грузовые, пассажирские перевозки, развитие вокзалов, производство, инвестиции, интеграция, а также наука и безопасность. Презентация совместного проекта делового журнала «РЖД-Партнер» и ИА «INFOLine» — рейтинга «Кто есть кто в транспортном бизнесе» — также состоялась во второй день работы форума.
Ярким моментом в работе форума стало участие его делегатов в торжественном открытии и освящении православной часовни в честь Собора новомучеников и исповедников российских, за Христа пострадавших, возведенной в районе села Черешня, на втором километре строящейся совмещенной автомобильно-железной дороги Адлер — Красная Поляна. Молебен отслужил благочинный Адлерского района отец Алексей. Как подчеркнул Владимир Якунин, РЖД уделяет особое внимание поддержке православия, поэтому инициатива строителей, работающих на олимпийских стройках, была поддержана руководством ОАО. Строительство часовни велось восемь месяцев, израсходовано 12 млн рублей. В перспективе, если теперь инициативу проявят местные жители, на народные деньги, как это бывало в старину, здесь будет возведен храмовый комплекс. И РЖД примет в этом самое активное участие.
А завершился форум (в рамках неофициальной программы) традиционным турниром по футболу, еще раз доказавшим, что железнодорожники умеют не только хорошо работать, но и по-спортивному отдыхать.
Владимир ЦЕКВАВА