О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

«Кинотавр»: Вперед, к «Брату»-1997 г.

   В какой-то момент субботы казалось, что «звездная дорожка» «Кинотавра» может быть сорвана «по погодным условиям» — весь день лил дождь, части кинозвезд не удалось вылететь в Сочи — аэропорт работал «по фактической погоде». Но к вечеру дождь прекратился, и звезды смогли показать наряды во всей красе, благо огромная толпа сочинцев и гостей города вопреки капризам погоды ждала своих кумиров.

    «Кинотавр» поворачивается к нам, зрителям, лицом. Собственно сочинцам от зрелищ главного национального киносмотра страны по-прежнему достаются церемониальное прохождение «звездной дорожки», футбол «звезды против Сочи» и кино на площади. Но «Кинотавр» вместе с эмблемой, обновленной к этому году, — меняет и суть.
   На этот раз организаторы фестиваля попытались уйти от становящейся традиционной «герметичности», замкнутости фестивальной программы, когда главным героем «Кинотавра» становилось «Авторское интеллектуальное кино». На этот раз рискнули отворить двери мейнстриму. Впрочем, один из самых ожидаемых и действительно мейнстримных фильмов года — «Generation P» — в основную программу конкурса не вошел, зато показан при практически полном аншлаге в самом большом открытом кинотеатре страны — на площади перед Зимним театром.
   Но и программа «Кинотавра» — что признано собственно программным директором фестиваля Ситорой Алиевой, на этот раз «демонстрирует желание режиссеров делать кино для широкого зрителя». Собственно, с этого «Кинотавр» и начинался, когда его лауреатами становились «Особенности национальной охоты» и «Брат». В то же время, по словам президента ОРКФ «Кинотавр» А. Роднянского, миссия «Кинотавра» — напоминать широкой аудитории, что существует не только кинематограф «сферы потребления». «Функция подлинного искусства — любого искусства — превращать толпу в каждого отдельного зрителя со своей позицией». Меж тем, именно с легкой руки «Кинотавра» — тогда еще «не авторского», а местами и хулиганского — «Брат» вышел в прокат, а миллионы зрителей вернулись в кинозалы России — ходить на «русское» кино стало модно.
   Необходимо отметить, что организаторы, пройдясь по синей дорожке церемонии открытия, с особой гордостью говорили, что «Кинотавр» поменял географию. Если ранее на смотр могли попасть только фильмы, снятые на территории России, то теперь ограничение одно: автор может жить в любой точке мира, но быть россиянином и творить на русском языке. «22-й «Кинотавр» — фестиваль эпохи Интернета, — радовал нововведениями А. Роднянский. — Сеть позволяет нам, людям, проживающим в разных странах и даже на разных континентах, формировать единую культурную среду, а в нашем случае — пространство российской культуры. И по-прежнему «Кинотавр» дает нам возможность не только получать эстетическое удовольствие, но и создавать представление о стране, о мире, меняющемся ежечасно».
   Представление, которое главный киносмотр страны давал в прошлые годы, было довольно угрюмым. Но на этот раз «Кинотавр» показывает почти подзабытое для него жанровое многообразие. В основной конкурс 22-го «Кинотавра» вошло 14 фильмов, 7 из которых — дебюты. Это, в частности, «Бабло» Константина Буслова; первый режиссерский опыт сценаристки Алисы Хмельницкой «Без мужчин», предпринятый вместе с Резо Гигинеишвили; «Безразличие» Олега Флянгольца; «Летит» Сергея Швыдкого и Фуада Ибрагимбекова; «Мой папа — Барышников» — первый полнометражный фильм Дмитрия Поволоцкого; «Суходол» Александры Стреляной — экранизация одноименного рассказа Бунина с Олегом Гаркушей в одной из главных ролей. Нашлось место даже для снятой в Ростове эротической драмы Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках».
   Естественно — и ожидаемо — огромную программу отсматривает жюри конкурса «Короткий метр», на котором традиционно заявляют о себе будущие звезды «большого» «Кинотавра», — и Валерия Гай Германика, и Игорь Волошин стартовали от «Короткого метра». Ценители жанра смогут сравнить наш, русскоязычный короткий слог с его итальянскими «собратьями» по ленте — показ фильмов с Аппенинского полуострова проходит на отечественном кинофоруме как одно из мероприятий «Года Италии в России».
   Фильмом открытия на сей раз выбрали «Два дня», снятые Авдотьей Смирновой и Федором Бондарчуком: трагикомедия о московском чиновнике, «вдруг» узнавшем, что Россия — не только Москва, по приезде в провинциальный музей с целью (о как актуален сюжет в городе проведения «Кинотавра»!) забрать землю и построить на ней новую резиденцию.
   А собственно начали торжественную церемонию открытия «Кинотавра» традиционно: вручили приз. На этот раз «за честь и достоинство» почетным призом награжден Андрей Смирнов. И это одна из самых «простых» — для жюри — наград фестиваля. Потому как даже в прошлом году, не баловавшем особым жанровым разнообразием, член жюри Иван Охлобыстин сказал, что, поработав так, он точно понял, как выглядит ад. Остается пожелать нынешнему жюри под председательством Александра Миндадзе пожелать терпения и объективности. Чтобы приз «Кинотавра» стал не только признанием творческих заслуг, но и гарантом успеха у зрителей.

Юлия ЗУЕВА

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT