Большое будущее городских пробок на фоне транспортного коллапса
Было бы неверно считать сочинские пробки темой хоть сколько-нибудь новой. Но на минувшей неделе появились свежие подробности об их будущем. И будущее у внутригородских сочинских пробок самое что ни на есть радужное. В. Кужель, директор ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства», на пресс-конференции в РИА «Новости» расписался в том, что и строительство дублера Курортного проспекта сочинский трафик не спасет.
В четверг, когда даже нормальные ритмы города диктуют «час пик», случился коллапс. Чтобы город разбило параличом, как оказалось, достаточно двух аварий. Пострадавших, к счастью, нет, если не считать пострадавшими тысячи сочинцев, застрявших на дорогах. В тоннеле на объездной дороге у Мамайки столкнулись длинномер и бетономешалка. На встречном направлении (на участке Адлер — объездная) перевернулась, перегородив большую часть проезжей части, буровая машина. И, прямо скажем, уже попривыкшие к определенному обращению сочинские водители и пассажиры общественного транспорта стали ждать… «спецпроезда». То, насколько ужасно, что это — одна из самых «естественных» причин особо жестких заторов на дорогах, — тема отдельного разбирательства и, к сожалению, очень плодотворная почва для выступлений зарубежных СМИ об олимпийской столице. Если по случаю таких катаклизмов обычно есть пострадавшие со стороны пассажиров — опоздавшие, к примеру, в аэропорт, то на этот раз, из-за работы «по фактической погоде» главных воздушных ворот города, туда никто особо и не торопился: у авиаперевозчиков был свой коллапс.
«Растащили» грузовики в тоннеле КСМ — Мамайка пусть и не молниеносно, но довольно оперативно. А пробка, украшенная обгонами через сплошную и озвученная матюками, осталась. Хотя именно ныряния из полосы в полосу, объезды пробки «особо занятых» по полосе встречного движения и обочинам снижают скорость потока до неприличных величин.
Утро пятницы ознаменовалось еще одной огромной пробкой, на этот раз в Адлере — прошедший дождь затопил эту важнейшую развязку. Из-за оползней в районе Головинки и Дагомыса, также спровоцированных дождем, тоже ограничено движение. Финальный аккорд в симфонии транспортного обвала сыграл грязевой сель в Чемитоквадже, который на несколько часов прекратил и железнодорожное сообщение, не только засыпав железнодорожные пути, но и повредив электролинии.
В адлерской болевой точке решить проблему, быть может, и удастся. Новая, «олимпийская» развязка «Адлерское кольцо» будет сдана уже в этом году. Бесспорно, сократятся пробки и с введением развязки на Краснодарском кольце.
Вообще же в Сочи сегодня строится десять крупных автотранспортных развязок и объектов дорожного хозяйства. И большая часть ответственности за их строительство — на ФГУ ДСД «Черноморье». Столь масштабное дорожное строительство было продиктовано и стало возможным только благодаря Олимпиаде. И воплощение многолетней мечты строительства дублера Курортного проспекта также без прикрытия олимпийской необходимостью не было бы возможно. И именно поэтому цитата В. Кужеля: «…магистраль (речь идет о дублере — ред.) полностью не избавит сочинцев от пробок. Ее основное значение — обеспечить въезды и выезды с муниципальных дорог и транзитный проезд по центру. При этом связать всю городскую магистральную сеть с собой. Поэтому нельзя говорить о том, что с вводом дублера мы решим все проблемы в городе» — особенно удивляет. А цифрами — поистине устрашает. По данным департамента по реализации олимпийских полномочий Краснодарского края, этот аспект олимпийской подготовки содержит в себе две важнейшие составляющие. Во-первых, собственно прокладка сети новых дорог, во-вторых — связанное с этим переселение граждан, чье недвижимое имущество оказалось в зоне строительства новых объектов. Наибольшая доля изымаемого имущества приходится на один из крупнейших объектов — тот самый «дублер Курортного проспекта». В зону прокладки попадают около 400 земельных участков. Общая сумма компенсационных выплат жителям Сочи за изъятие недвижимости превышает 3,3 миллиарда рублей. По сумме выплат лидирует трасса Адлер — Веселое — 1,4 миллиарда рублей, чуть больше миллиарда рублей приходится на дублер Курортного проспекта.
Один из самых острых вопросов, возникающих при строительстве дублера Курортного проспекта, — вырубка зеленых насаждений. Причем не «где-то там, на объездной», а на улице Чайковского. Вырубка при строительстве неизбежна. В качестве компенсации в бюджет города перечислено 10 миллионов рублей. С одной стороны, это не маленькая сумма. Но давайте переведем ее в другую валюту: по нынешнему курсу, это две двухкомнатные квартиры в Центральном районе Сочи. И эти 10 миллионов растворятся в бюджете очень быстро, не оставив и следа. Компенсационные посадки в скверах — что является, безусловно, прекрасным начинанием, архиважным для имиджа города, — район вырубки никак не озеленяют и жителям окрестных домов ни тени, ни свежести не дают.
Но так уж сложилось, что мы чаще пользуемся фразой «обещанного три года ждут», чем требованием ответа: почему обещания не выполняются? Но коль скоро дороги принято разделять на «наши» и «не наши», то ныне спросить за невыполненное предолимпийское обещание избавить город от пробок, по большому счету, некого. Равно как и не у кого спросить: к чему такие жертвы? Речь даже не о деньгах. Речь о переселяемых людях, а это 717 семей, которым на сегодняшний день уже «довели о необходимости переселения». А деньги осваиваются — тут профессионализм исполнителей сомнению не подлежит ни малейшему. На данный момент на строительстве первой очереди дублера Курортного проспекта вместе с первым пусковым комплексом второй очереди (от «Спутника» до Раздольненского кольца) освоено примерно 72 процента выделенных на этот участок средств. Участок достроят в начале следующего года. На второй и третьей очередях сегодня только начались подготовительные работы для проходки шести пар тоннелей. Дублер Курортного проспекта протянется от реки Агура на Мацесте до реки Псахе на Мамайке, а сдача в эксплуатацию всей магистрали протяженностью 17 километров намечена на 2013 год.
«Борьба с пробками на внутригородских улицах — задача муниципальных властей», — подчеркнул В. Кужель. И стало ясно, что за 1000 дней до Олимпиады мы пришли к промежуточному итогу: дороги в городе федеральные структуры строить не собираются. Это было очевидно и ранее, но не с такой неприкрытой остротой. Остроты, и даже пикантности, ситуации добавляет тот факт, что бывший руководитель управления автомобильных дорог уже несколько недель находится в следственном изоляторе. У следствия к нему претензии по превышению полномочий и подлогу. У главы города к нему во время его работы была масса вопросов по качеству и срокам ремонта улиц в мкр Макаренко. У жителей, например, ул. Володарского не просто вопросы, а обращения во все инстанции: по документам, присланным в их адрес теперь уже бывшим начальником управления, их улица — отремонтирована, недостатки устранены, а по факту — больше половины дороги лежит в провале, по оставшейся малопроезжей части не ездит даже «скорая». А вопрос — почему участок объездной дороги до нового торгового центра напоминает своим состоянием о бомбежках Дрездена (хотя в строительство самого ТРЦ были вложены огромные средства) — скорее всего, находится за пределами компетенции управления и лежит в области недоработок так хвалимого «частно-государственного» партнерства. Но даже эти примеры показывают, что с внутригородскими дорогами у нас беда, причем, в отличие от собственно дорог, склонная к расширению. В связи с отменой строительства так называемой «верхней» транспортной развязки на Пластунской есть соглашение с Федеральным дорожным агентством о создании выезда там из района на федеральную дорогу. Намерения есть — денег нет. Выезд, как и все городские дороги, должен построить Сочи за счет собственных средств.
Светлана ВОЛОШИНА