Для любого крупного города, тем более с такой немыслимой протяженностью как Сочи, работа общественного транспорта архиважна. Уменьшение количества автобусов, срывы графика их движения автоматически создают толпы нервничающих людей на остановках и вызывают недовольный ропот: куда власть смотрит?! Схожая ситуация возникла на днях в Сочи в связи с забастовкой водителей маршруток. И вообще, каковы перспективы развития на курорте общественного транспорта и что делают в этом направлении наши депутаты? Об этом рассказывает сегодня заместитель председателя Городского Собрания Сочи Сергей КОВАЛЕВ.
Начнем с того, что проанализируем причины, вызвавшие недавний однодневный сбой в работе нашего общественного транспорта. Дело в том, что с 1-го апреля в Сочи был введен в действие закон Краснодарского края о едином льготном проездном билете. Это очень важная мера, направленная на социальную поддержку ветеранов, пенсионеров. Теперь они могут приобрести льготные проездные билеты сроком действия на один месяц. Причем, их необходимо предъявлять водителю вместе с оригиналом или заверенной нотариусом копией пенсионного или другого соответствующего удостоверения.
Руководители всех АТП и соответствующих ООО были об этом заранее предупреждены. Сбой же в итоге произошел по вине самих водителей. Часть из них спровоцировали забастовку. Дошло до того, что некоторых водителей, не желавших участвовать в этой акции, вытаскивали из салона, а в автобусах разбивали стекла. Чем были недовольны зачинщики забастовки? Тем, что деньги, полученные в качестве компенсации, будут идти безналом в кассу предприятия, а значит, мимо их кармана. Самих зачинщиков было немного — около десятка. Те из них, кто совершил при этом хулиганские действия, были задержаны: насколько мне известно, четверо привлечены к административной ответственности, а в отношении одного — решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Должен отметить, что администрация города, безусловно, сработала оперативно. Подключилась общественность. И буквально за один день ситуация была разрешена. Оперативно были сняты автобусы с других маршрутов лазаревского и адлерского направлений, что позволило закрыть центр города.
В последние дни положение стабилизировалось. Общественники, депутаты ведут на остановках постоянный мониторинг движения автобусов и маршруток. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем сочинцам с просьбой: если вы станете свидетелем нарушения графика движения общественного транспорта или другой из ряда вон выходящей ситуации, позвоните по «горячей линии» в управление транспорта администрации города — телефон 64-26-56. И соответствующие меры будут незамедлительно приняты. Кстати, все компании, работающие на маршрутах, ведут единый реестр водителей, и каждый из них должен понимать, что, если он нарушит корпоративные правила, нормы, этику поведения, в будущем фактически не будет работать ни в одном из таких автопредприятий. И я уверен, что, в первую очередь, это коснется зачинщиков уже упоминавшейся акции. Перевозка людей — дело очень ответственное, и доверять его людям, способным на такие действия, нельзя.
Теперь что касается перспектив общественного транспорта в городе. Депутатский корпус вместе с администрацией, главой города плотно занимается проблемами развития «Сочиавтотранса». В частности, были изысканы средства на погашение лизинга, условия которого оказались для города буквально кабальными. Автобусы долгое время стояли на площадке под арестом, и их могли в любой день просто-напросто забрать. Если бы не оперативные действия (мы вынуждены были даже провести специальную внеочередную сессию, чтобы выкупить эти автобусы и оставить их в АТП), ситуация могла стать просто катастрофической. Глава города нашел новое место для стоянки, осмотра и обслуживания этого транспорта.
Разрабатывается сейчас и программа по изысканию средств как из федерального, так и местного бюджета для закупки дополнительных автобусов и дальнейшего расширения муниципального автопарка. Дело в том, что коммерческие перевозки не полностью покрывают потребность города из-за нерентабельности целого ряда маршрутов. Мы это понимаем. Поэтому и существует межтарифная разница, которая погашается из муниципального бюджета.
С другой стороны, я думаю, и жители это должны понимать: такой низкой стоимости проезда в общественном транспорте, как у нас в Сочи, давно нет ни в одном крупном, а тем более курортном городе. И мы понимаем, что по факту просто-напросто дотируем не своих горожан, а гостей — отдыхающих. Особенно в курортный сезон. А он у нас очень даже долгий. Поэтому вопрос о поднятии стоимости проезда, безусловно, стоит, хотя это, конечно, крайне непопулярная мера. Я лично считаю, что цены, увы, нужно поднять, но при этом расширить список социальных категорий малоимущих граждан, имеющих право на получение льготного проезда. Такое решение может быть принято на уровне нашего Городского Собрания. Прецедент этому есть — решение ГС № 300 о социальных выплатах. Главное сегодня — найти принцип оплаты льготных проездных и чтобы они принимались компаниями-перевозчиками. Сейчас идет важный процесс становления системы действия льготных проездных. Водители должны привыкнуть к ним, понимать их законность и принимать совершенно спокойно.
Как я уже отмечал, в работе по решению проблем общественного транспорта наши депутаты принимают самое активное участие. Уже на ближайшей сессии мы будем заслушивать и обсуждать перспективный план развития «Сочиавтотранса». Анализировать, думать есть над чем, ведь к нам, депутатам, стекается от сочинцев вся информация о том, какие маршруты недогружены, а где хорошо бы открыть новые.
Сергей КОВАЛЕВ, заместитель председателя Городского Собрания Сочи