Как зачастую водится в Сочи, разговоры о необходимости какого-либо дела все никак не становятся собственно делом. Примеров таких — масса, практически в любой жизненной сфере. Одним из наиболее свежих и ярких подобных примеров стала инициатива Российского велотранспортного союза (оказывается, есть и такой!), впервые широко озвученная еще три года назад — в феврале-2008.
В самой по себе идее создания в Сочи современной, удобной для пеших горожан и автовладельцев велосипедной инфраструктуры ничего особенно нового нет. То есть ничего нового нет для сотен европейских городов и для множества столиц, например, Юго-Восточной Азии. В России велосипед как средство передвижения до сих пор остается уделом жителей в основном маленьких захолустных городков, где у 99,9 % населения просто не появляется даже сама мысль о покупке автомобиля, ибо это нереально в финансовом смысле в принципе. Там велосипед — действительно относительно дешевый и доступный, а зачастую и единственный вид транспорта.
В «олимпийской столице», не перестающей устами местного руководства напоминать о степени своей «продвинутости» и даже «благоприятности для проживания», конечно, все иначе. Здесь все больше людей, которые считают своим долгом проехать с улицы, скажем, Роз, в магазин на Островского непременно на автомобиле. Как же иначе — это ведь целых 200 метров, не меньше! В основном делается это не из-за массового нездоровья, не позволяющего эти метры пройти, а скорее из-за жгучего желания постоянно напоминать соседям по дому и персоналу магазина о том, что «как бы все нормально, машина у меня есть, и я не лох какой-нибудь, чтобы пешком ходить, возможность имею…» и т.д. У нас это чаще всего почему-то называют «менталитетом», хотя вряд ли подобное явление можно отнести к какой-либо ментальности вообще.
Ну, да ладно. Так вот, инициатива велотранспортного союза заключалась в том, чтобы убедить руководство всех уровней в необходимости создания в Сочи целой сети велодорожек, стоянок для велосипедов, терминалов по прокату и так далее — словом, всего того, что успешно десятилетиями работает во многих развитых и не очень странах мира, принося не на словах, а на деле колоссальную пользу экологии и давая множеству людей простой и дешевый способ передвижения. Аргументы представители велосоюза приводили самые разные и самым разным инстанциям — и Минрегионразвития РФ, и администрациям Сочи и Краснодарского края, и Минтрансу. И что примечательно, ни один из чиновников, к которому энтузиасты обращались, им не только не отказал, но и горячо (насколько это вообще возможно на языке российских официальных документов) поддерживал идею. Написаны были десятки писем с рекомендациями «учесть», «поддержать», «определить ответственных исполнителей». Однако до самого последнего времени ничего более конкретного сделано не было — ни исполнители не назначались, ни деньги не выделялись. Да и к самой идее-то в Сочи относятся достаточно скептически — дескать, главное препятствие в данном случае — сложный гористый сочинский рельеф, тяжело у нас на велосипеде ездить. Тут, впрочем, следует помнить, что горы-то у нас далеко не везде, это, во-первых, ну а, во-вторых, мы ведь очень скоро вообще не будем иметь возможности ездить по городу на машине — нас вон уже интернет-энциклопедия «Википедия» издевательски называет «самым медленным городом СНГ». И, в общем, правильно называет — средняя скорость движения в центре, по данным ГИБДД — около 4-5 км/ч.
И вот, похоже, это как раз тот редкий случай, когда, по сути, общественная инициатива нашла отражение в конкретных планах властей. Как сообщил нам начальник управления физической культуры и спорта администрации города Дмитрий Лазарев, уже с мая этого года в Сочи начнет реализовываться проект по созданию сети из 20 терминалов по прокату велосипедов. Предполагается, что всего двухколесных машин задействовано будет около 500. Суть такова: любой человек приходит в такой терминал, вносит небольшой денежный залог, получает электронную карту, на которой отображается время получения велосипеда, и пользуется им в течение 6 часов. Сам велосипед можно будет вернуть по истечении этого времени в любой из 20 терминалов. Если время пользования не превышено, залог возвращают. Инвестирует в этот проект одна из крупных московских компаний. Цель на начальном этапе заключается даже не в зарабатывании денег, а скорее в «обкатке» этой системы и адаптации ее к условиям российского города. Подобные проекты уже давно реализованы, например, в Китае, где прокатные конторы зарабатывают в основном не с проката (сумма залога — около 5 долларов, и он чаще всего возвращается клиенту), а из рекламных бюджетов компаний-изготовителей велосипедов и сопутствующих аксессуаров.
Ну, может же, в конце концов, там шведское, голландское или датское правительство почти в полном составе перемещаться с работы домой и обратно на велосипедах. Мэр Ванкувера во время Олимпиады тоже все время ездил на велосипеде, приводя в состояние психологического ступора российских олимпийских чиновников. В Ванкувере, кстати, давно работают десятки прокатных центров и оборудовано свыше 6 тысяч «велосипедомест» на стоянках.
Но мы не Ванкувер… Поэтому посмотрим, как это получится у нас. Тем более что ожидать, как обещают власти, осталось недолго.