Вандализм — это преступление. И этой формулировке уголовного кодекса практически нечего возразить. Самое трудное в уголовных делах по таким фактам — найти вандала. Если он не пойман с поличным, то вероятность того, что он окажется безнаказан, слишком высока. Сегодня Сочи переживает один из самых, на грани физического уничтожения, актов вандализма в своей истории: на наших глазах уничтожается одно из красивейших сооружений города — Летний театр.
Жуткое состояние, в котором ныне находится Летний театр парка имени Фрунзе, подчеркивается не столько почтенным — по сочинским меркам — возрастом сооружения, сколько тем, что к столь плачевному виду его привели вполне благие намерения. Простроенный в 1937 году, Летний театр за последние полтора десятилетия переходил из рук в руки с незавидным постоянством. В 2001 году он был реконструирован из состояния, приближенного к нынешнему, местным предпринимателем. Он не только нашел возможность обновить колоннады, обеспечить техникой полузаброшенный театр, но и попытался вернуть ему былую славу. Здесь проводились и фестивали танцев краевого уровня, и довольно сомнительные конкурсы стриптиза, но, так или иначе, зал жил и работал. Его «Петербургские вечера» — когда неделю со сцены звучала классическая музыка в исполнении оркестра из Санкт-Петербурга — собирали аншлаги несколько лет подряд. Здесь же находилось место и для «Ликов любви» — кинофестиваля, судить который приезжала Катрин Денев.
К 2005 году в Сочи в моду вошли инвестиционные проекты, и на театр, в духе времени, нашелся инвестор, который обещал создать на этом месте фестивальный центр, «равного которому не будет на побережье Черного и даже Средиземного моря». Обещание давал Марк Рудинштейн, его «КиноМарку» и передали театр. Потом была еще реконструкция — муниципальное имущество было выкрашено в цвет золотой охры, перед театром появились многоярусный фонтан и плитка. Реконструкция обошлась бюджету в сумму порядка 5 млн рублей.
Но уже через пару лет после ремонта у театра появился новый хозяин. Красивейший театр пошел «в нагрузку» инвесторам, взявшимся за «реконструкцию» «Фестивального». Одобряя инвестиционный проект, по которому вместо «Фестивального» и парка рядом должны были появиться несколько высоток и футуристическая ракушка, депутаты специально оговорили, что сперва инвестор должен реконструировать Летний и только после этого может начать снос «Фестивального». При этом инвестор заплатил за муниципальное имущество порядка полумиллиарда рублей в бюджет. Страсти по поводу проекта не утихали — спас «Фестивальный» только кризис. «Побочный» Летний театр за это время успел лишиться кресел и охраны. Пять миллионов, затраченные на реконструкцию, «забылись». Планировалось, что на новую реконструкцию инвестор пожертвует не менее 80 млн рублей. В проектах фигурировали и мраморные полы, и новейшее оборудование, и навес — крыша над зрителями.
Недавно полмиллиарда были возвращены инвестору, и сегодня Летний театр, как и «Фестивальный», — снова муниципальная собственность. Это — одна из знаковых побед нынешней команды. Но что с ней делать — ясности нет. Реконструкцию театра пытаются включить в программу «Гостеприимный город», пытаются найти новых инвесторов, и все же судьба театра не ясна. Зато яснее ясного, что в одном из знаковых мест города мы имеем настоящую культурную катастрофу: здание рушится, деревянные части пожирает грибок. Здесь и ночуют бомжи, пользуясь неведомо почему работающим краном, и орудуют граффитисты. Важно только помнить, что главные вандалы в этой истории — вовсе не они.