На днях приятель позвонил. Ехал он на своем немолодом BMW по т.н. Раздольненскому кольцу, да и угодил колесом в яму. И не просто в яму, а в открытый канализационный люк. И не просто как-нибудь угодил, а аж полколеса в люк ушли. «Ну, уж вот это я доведу до конца — достало все уже!» — кричал он мне в трубку (на самом деле вместо «достало» приятель употребил несколько других слов, но их нельзя печатать в газете). Дело все, наверное, в том, что там он уже въехал в яму, правда, в другую — на «закрытом» повороте на ул. Черноморской, и «попал» на серьезный ремонт (яму заделали только спустя примерно неделю после появления). Столь фатальное невезение, по всей видимости, заставило приятеля, вполне уравновешенного в быту человека, прибегнуть для защиты, как любят выражаться адвокаты, «своих законных прав» к техническим приемам в виде фотосъемки самого люка и многострадальной машины. Потом он вызвал инспектора ГИБДД, и тот (о чудо!) приехал минут через 10(!). Инспектор люк внимательно осмотрел, как и машину, и сказал, что «в принципе может составить протокол», но особых судебных перспектив дело иметь, скорее всего, не будет. И тут вот приятель и дал слабину — ну ладно, мол, ехал медленно, сам не пострадал, да и автомобиль, вроде, тоже… А зря. К слову, на следующий день люк в этом месте вновь исправно закрывал канализационный колодец. А ведь можно было и примерно наказать ответственных за эту жуть. Вот что на эту тему говорят опытные люди с юридическим образованием.
Что делать?
По словам президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, «если ваш автомобиль попал в «ненормативную» яму или люк, то первое, что нужно сделать в такой ситуации, — вызвать сотрудников ГИБДД для оформления дорожно-транспортного происшествия. Как только ими будет составлена схема ДТП, проверьте, указаны ли в ней размеры ямы и отсутствие дорожных знаков и ограждений. Не лишним будет также сфотографировать поврежденный автомобиль и дефектный участок дороги хотя бы на камеру мобильника. Не спешите удалять фотографии и видео с аппарата — наше законодательство устроено так, что для экспертизы нужно будет предоставить фотографии (видео) на аппарате, их произведшем. Важно не чем снимать, а что снимать. Выбрать композицию следует так, чтобы было понятно время и место происшествия».
Дело еще и в том, что сотрудник ДПС при поступлении на службу обязан проверить состояние вверенного ему участка дороги. Об этом же говорит и «Наставление по работе ДПС», утвержденное приказом МВД РФ № 297 от 20 апреля 1999 г. Сотрудник ДПС при несении службы обязан предупреждать водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить. Даже двигаясь с небольшой скоростью, водитель не во всех случаях сможет распознать открытый люк.
Кто виноват?
Ответственность за состояние проезжей части несут дорожные организации, эксплуатирующие данный участок дороги или осуществляющие его ремонт. Имя конкретного виновника обязаны выяснить в ГИБДД.
Но часто рассмотрение таких дел необоснованно затягивают либо стараются признать виновным самого водителя. В первом случае, когда сотрудники ГИБДД в установленные законом сроки не ищут виновников, придется обратиться в прокуратуру. Прокурор в течение 20 дней истребует необходимые материалы по делу и примет решение о виновности «дорожников». При этом если материальный ущерб превышает 500 МРОТ или имеются пострадавшие, возбуждается уголовное дело, которое прокурор сам направляет в суд. Во втором случае, когда в ГИБДД считают, что виновником ДТП являетесь вы сами, придется обратиться в суд для обжалования этого решения. Впрочем, увидев вашу решимость обратиться в суд, милиционеры, скорее всего, предпочтут «пересмотреть» свое решение.
Как получить деньги?
Получив в ГИБДД справки о ДТП — формы 12 и 746 (бывшая 31), копии протокола и постановления о привлечении к административной ответственности виновного, можно приступать к финальному этапу — возмещению ущерба. Для этого придется определить его размер, обратившись к эксперту-оценщику. При этом виновник ДТП должен быть уведомлен телеграммой о месте и времени проведения экспертизы. Приходить или нет — решать ему. Ваша задача — получить калькуляцию повреждений, не забыв сохранить копию телеграммы до суда. Выяснив сумму, вышлите виновнику ДТП требование о добровольном возмещении ущерба. К нему приложите копии имеющихся у вас документов: протокола, постановления и справок ГИБДД, акта эксперта-оценщика, счетов за почтовые услуги и транспортировку поврежденного автомобиля и т.д. Но учтите, что многие организации доводят дело до суда только ради того, чтобы затем официально списать деньги, выданные вам на возмещение ущерба. Так что, не получив ответа в течение месяца, подавайте иск в суд. И будьте уверены, что причиненный ущерб вам возместят.
Важно знать
России вообще свойственно поражать мир своей самобытностью. Вот и в данной теме мы — «впереди планеты всей». Верится с трудом, но факт: наша страна — единственная в мире, где существует узаконенный размер выбоин на дорогах. Согласно действующему в России ГОСТ 50597-93, размеры ям не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см. И вот ЭТО ямой НЕ является, по мнению законодателя.
Надо ли вообще судиться?
Надо. Конечно, приведенный здесь алгоритм действий многим может показаться слишком сложным. Но если ущерб велик, то стоит побороться за его компенсацию. Тем более что на сбор всех документов потребуется максимум пара дней, а вот подобные иски могут подвигнуть «дорожников» на решительные действия.
Михаил КОНСТАНТИНОВ