Д. Медведев, президент Российской Федерации: «Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом».
Так есть или не есть?
Утро во многих семьях школьников начинается одинаково: с небольшого бунта этого школьника, не желающего завтракать. Казалось бы, это — проблемы каждой отдельно взятой семьи. И пусть каждая семья сама решает вопрос о том, как обеспечить нормальное питание своих детей, а значит, и их здоровье практически на всю жизнь. Но проблема питания школьников уже давно переросла локальные границы семейных столов.
Мониторинг состояния здоровья учащихся в Сочи, по словам заместителя руководителя управления здравоохранения администрации города Андрея Щеткина, ведется постоянно. Школьники разделены по группам, и школьные медики в общем владеют ситуацией. И, к сожалению, Сочи поддерживает общероссийскую статистику, согласно которой немалое число наших выпускников покидает школьные парты с целым букетом заболеваний, из которых 9 процентов приходится на гастриты, дуодениты и прочие заболевания пищеварительной системы. Их возникновения можно было бы не допустить: вопрос «всего лишь» в организации нормального горячего питания. А это, согласно требованиям Роспотребнадзора, для школьников 7-11 лет — 587,5 ккал, 19,25 г белка, 84 г углеводов, 19,75 г жиров.
Нет, конечно, наши дети не голодают. Более того, нередки случаи, когда они получают калорий больше, чем требуется даже их растущему организму. И мы, родители, прекрасно понимаем, откуда они их берут: сладкие газированные напитки, чипсы и т.п. всего лишь два года как запрещены к продаже в школьных буфетах, но по-прежнему собирают очереди у окрестных ларьков. Но специалисты гигиены питания не спокойны: дети страдают «скрытым голодом» — при нормальной калорийности рациона организм недополучает важнейшие аминокислоты, микроэлементы и витамины. В дефиците может оказаться даже такой распространенный витамин, как аскорбиновая кислота, норма потребления которого составляет 15 мг, а недостаток железа — при норме в 3 мг на младшего школьника — встречается еще чаще.
В 2008 году в России были изменены государственные санитарно-пищевые нормы. Не столько была пересмотрена физиологическая потребность современного человека в основных продуктах, сколько требования к организации питания, в частности, в школьных пищеблоках. С одной стороны, это, конечно, признание того, что состояние технологических линий столовых социальной сферы находится даже за гранью «морально устарели», что само по себе огромная проблема: ведь фактический износ производственных помещений и оборудования провоцирует отток молодых специалистов из сегмента социального питания. Но новые стандарты — еще и признание того, что школа берет на себя, кроме образовательной и львиной доли воспитательной функций, еще и функцию обеспечения полноценного питания. Большая работа проведена сочинской администрацией именно в этом направлении.
Где есть?
Огромное число школьников получает полноценный горячий завтрак только в школе. Для учеников второй смены эта проблема еще больше обостряется: если с утра спешащие на работу родители еще в состоянии проконтролировать, что ребенок оставил на тарелке, то днем дети собираются в школу сами и пункт «пообедать» нередко пропускают целиком. Вот и получается, что к концу первого урока и в первой смене, и во второй молодые организмы начинают настойчиво требовать еды.
Младшие школьники в Сочи «охвачены горячим питанием» на 83 процента: где-то горячий завтрак для них все еще не удалось организовать, но в большинстве 1-4 классов учительница выводит своих питомцев в столовую в стопроцентном составе. Этот показатель для средней школы по Сочи колеблется на уровне 60 процентов. Пропускают горячее школьное питание порядка 45 процентов старшеклассников.
Общероссийский мониторинг показал, что горячее питание есть только в 63 процентах школ страны. В нашем городе ситуация намного лучше: в Сочи даже в кризис есть возможность ремонтировать школы, а это автоматически влечет за собой ремонт и полное переоснащение столовой. Уже отремонтировано три десятка пищеблоков. Но особая гордость нашего муниципалитета — ремонт в четырех пищеблоках, который идет сейчас, будет закончен к началу новой четверти и станет, без преувеличения, «витриной» сочинского школьного питания: в лицее № 59, школах № 49, 29 и 31. Кроме того, еще в восьми школах устанавливается новое оборудование — в первую очередь, пароконвектоматы, позволяющие готовить еду без добавления жиров.
Столь масштабная реорганизация системы школьного питания стала возможна только благодаря тому, что Сочи победил в борьбе за грант на приобретение технологического оборудования. Кстати, именно для реализации экспериментального проекта по организации социального питания школьников и было в свое время создано муниципальное автономное учреждение «Стандарты социального питания». Именно оно представляло наш город на федеральном конкурсе «Совершенствование школьного питания». Сумма полученного гранта — 24 млн рублей. В Краснодарском крае есть и другие муниципалитеты, также принимавшие участие в конкурсе, но их гранты значительно меньше — до 3 млн рублей. Реализация программы возможна только при условии софинансирования — поэтому сочинская администрация нашла возможность из бюджета города добавить еще 21 млн рублей. Это позволит отремонтировать 14 столовых, которые обслуживают более 14 тысяч детей. То есть 14 тысяч учеников будут обеспечены качественным, сбалансированным питанием.
Программа подразумевает, что после реконструкции столовых в школе № 59 Адлерского района, № 18 — в Хосте и № 75 — в Лазаревском горячая еда в термосах будет развозиться по мелким образовательным учреждениям.
«В городе много малокомплектованных сельских школ, которые не имеют полного набора помещений для организации школьного питания, — говорит, заместитель директора МАУ «Стандарты социального питания» В. Лигостаева. — Эти базовые столовые будут обслуживать порядка 18 школ и доставлять туда питание, приготовленное в соответствии со всеми технологическими нормами». Пароконвектоматы позволят эту еду в случае необходимости «доготавливать» на месте.
Предполагается, что централизованное обеспечение поможет повысить и качество еды за счет того, что с ними будут работать проверенные, надежные крупные поставщики.
Коснутся изменения в школьном питании даже тарелок и чашек: в обновленные пищеблоки поставляют небьющуюся посуду, которой производители дают пятилетнюю гарантию.
Почем есть?
Дотации из муниципального и краевого бюджетов на питание каждого школьника составляют сейчас 9,5 рубля. Родительский вклад в горячие завтраки — 35,5 рубля для младших школьников и 41,5 рубля — для старшеклассников (у них — порции больше). Велика ли такая нагрузка на семейный бюджет? Эксперимент показал, что аппетит, с которым ребенок ест в школьной столовой, — точнее, охота, с которой родители доплачивают за его питание, — практически не зависит от материального достатка семьи. Местами наблюдается даже обратная зависимость. Ребенок, привыкший к выбору, начинает по привычке «крутить носом» и требовать альтернативы. «Не удовлетворяет рацион» — основная причина, по которой школьники, точнее их родители, отказываются от «стандартизированного» горячего питания. Например, в СОШ № 29 по этой причине отказались 92 человека, а по причине «не удовлетворяет качество блюд» — 0. Действительно, система МАУ «Стандарты социального питания» предлагает меню разнообразное — за 12-дневный цикл блюда не повторяются, но если в меню на завтрак среды значится омлет с кабачковой икрой, то от этого набора никуда не деться: на кухне только он. И в соседней школе — тоже: единое меню едино для всего города. Так что — в ларек за чипсами, о «пользе» которых сказано немало? Есть проект «витаминный стол» — фрукты и овощи в свободном для детей доступе, выложенные в столовых бесплатно. Пока эффективность этого проекта трудно оценить. А вот проконтролировать, на что наличные средства, выделяемые родителями, потратит ребенок — вообще практически невозможно. Однако в Сочи решили и эту проблему. Пока, правда, только в четырех школах, но в скором будущем это нововведение может коснуться всех учебных заведений — детям будут выданы карты — своеобразный аналог банковских пластиковых, на которые можно будет зачислять определенные суммы. Наличный расчет из школ планируется вывести полностью: то есть всю оплату — от чая в буфете до дополнительных образовательных услуг можно будет осуществить по этим картам. В некоторых школах карточки решено сделать не только средством оплаты, но и документом, удостоверяющим личность ребенка.
Сегодня большинство школ перешло на оплату питания школьников через терминалы — по личному номеру. Как минимум учителя — классные руководители вздохнули спокойнее: сбор денег «на питание» им никогда особо не нравился. Новая система оплаты позволяет сразу же отслеживать поступление денег на личный счет ребенка. Правда, уже сейчас некоторые родители столкнулись с тем, что их «самостоятельные» дети 5-11 класса деньги, выделенные на оплату питания, в том же терминале кладут на счет мобильного телефона.
В планах проекта — поэтапное оснащение школьных столовых полного цикла современным индустриальным оборудованием для улучшения качества питания, повышения эффективности их работы с целью создания условий для 100-процентного охвата школьников горячим питанием. И места для скепсиса здесь нет. Уже сегодня обеспечить большинство учеников горячим питанием оказалось по силам и гимназии № 1 — одной из самых известных в городе, и небольшой — всего 90 учеников — школе № 48.
Юлия ЗУЕВА