В Сочи должны быть построены многоуровневые автоматизированные автостоянки
Специалистам-практикам известно, что любое дело делается поэтапно, от общего к частному, а в области градостроительства — тем более: от идеи, концепции — к реализации проекта. Но вопросы транспорта в Сочи решаются разрозненно, без контроля со стороны специалистов-транспортников. Или этих специалистов в городе не существует? До сих пор нет ясности, какие улицы будут реконструированы, расширены, снесены заборы, ликвидированы самозахваты (например, по ул. Тоннельной и другим).
Что же у нас в городе происходит с насущной проблемой — устройством парковок для легкового автотранспорта? Благодаря коротким, но в последнее время частым сюжетам тележурналистов мы слышим с экрана телевизора о беспокойстве главы города А. Пахомова по поводу отсутствия парковочных мест и различных организационных мерах. Но мы не видим, к сожалению, кому даются поручения по организации этой работы, в чей адрес звучат претензии, какое ведомство и на каком уровне виновато в том, что в городе отсутствуют в достаточном количестве автостоянки. Кто же виноват в сложившейся парадоксальной ситуации, когда в городе целое звено городского хозяйства осталось без присмотра и управления, без хозяина?
Сегодня мы все наблюдаем, как проезжая часть улиц с двух сторон заставлена автомобилями с вялотекущим автомобильным движением. Практически во всех дворах на газонах, детских площадках люди застолбили себе местечки, натянули тросы, ставят машины, не решая вопросов компенсации понесенных жильцами потерь за разбитое благоустройство.
Ну а где же, так называемые, ТСЖ и ТОСы? Они вообще-то существуют или как? Конечно, без сомнения. Только вот вопросы решают часто в своих интересах, а порою даже безграмотно и некорректно по отношению к городу. Например, основную часть личного автотранспорта жильцы домов по ул. Навагинская, 12 и 16 ставят на отстой на проезжей части улиц Советской и Навагинской. А жильцы огромного дома по ул. Роз, 82 паркуют свой личный автотранспорт на проезжей части улицы Роз, превращенную в сплошную автостоянку. И эта манера поведения практикуется по всему городу.
Ну а что же районная власть предпринимает в отношении увеличения количества парковочных мест? Кое-что предпринимает, но в экстренном порядке от безысходности. Так, предлагает увеличение парковочных мест за счет проезжей части улиц, как, например, на ул. Юных ленинцев, у нового жилого комплекса «Пионер». А кто же разрешил применить такой проект без вместительного паркинга и автостоянки для краткосрочной парковки? Разве центр разгрузился за счет реконструкции данного участка? Ну так в чем был смысл строительства такого крупного жилого комплекса и уплотнения застройки? Еще раз хотелось бы обозначить градостроительный аспект проблемы парковок. Транспортная схема города является составной частью генерального плана. В Сочи семь транспортных развязок вынуждены были включить в олимпийскую программу по причине невозможности обеспечить в сложившихся условиях города пропуск автотранспорта по улицам с транзитным движением по маршруту Туапсе — Адлер. Несмотря на строящуюся трассу-дублер, такие улицы, как Новороссийское шоссе, Виноградная, Донская, Гагарина, Чайковского, Конституции СССР, Пластунская, Горького, Курортный проспект и некоторые другие, в пределах 50-100 м должны быть оборудованы стационарными компактными многоуровневыми автоматизированными автостоянками. Их количество, размещение и вместимость должны отвечать потребности прилегающих жилых кварталов и социально-торговых объектов. Затем они могут быть переданы на баланс города, и это будет еще одним источником регулярного пополнения городского бюджета, или проданы заинтересованным лицам. Примером решения проблемы парковок для наших официальных структур должен быть Ванкувер, на который мы так любим ссылаться.
В центральной части города, наиболее нуждающейся в решении проблемы парковки, все свободные места, ниши, где могли бы находиться компактные многоуровневые паркинги, или оформлены на кого-то, но долгое время не осваиваются, или обещаны кем-то кому-либо, но без оформленного права собственности на земельный участок. Но кто-то ведь должен заняться проблемой изъятия этих земельных участков под приоритетный проект парковок.
Без торгового киоска и прочего мелкого бизнеса город может обойтись. Но вот без организованных парковок обойтись нельзя, поскольку они — элементы единой транспортной инфраструктуры. Отсутствие их приведет уже к спровоцированному дорожному коллапсу. И никакие транспортные развязки не помогут его разрешить.
На сегодня мы уже не в состоянии придумать быстро что-то новое. Но мы смотрим, как развиваются европейские страны, что у них нового в этой сфере. Достаточно сказать, что все вновь строящиеся автостоянки у них многоуровневые и автоматизированные. Однако у нас до сих пор проектируются и строятся громоздкие многоэтажные автостоянки с заездом-выездом и постановкой на место автомобилей своим ходом. Налицо не только нерациональное использование земли, низкий уровень сервиса, загазованность при большом скоплении машин, но и морально устаревший принцип парковки без новых технологий и оборудования учета, контроля, охраны объекта.
Городу нужен расчет потребности парковочных мест с учетом статистики имеющегося парка автомобилей и его дислокации. Расчет можно выполнить силами специалистов кафедры транспорта Сочинского университета туризма и курортного дела.
Время стремительно летит, требования, нормы и отношение к качеству жизни меняются. И многих горожан уже не устраивает существующее положение вещей. Надо все сферы жизни подтягивать до определенного уровня обустройства, технологий и качества. Вот и давайте, используя предоставленную нам чудесную возможность с предстоящей Олимпиадой, поднимем наш с вами уровень жизни и поможем городу преобразиться.
Алексей КЛЕПИНИН, архитектор