О НАС  КОНТАКТЫ  РЕКЛАМА  ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

Век олимпа не видать…

   Итоги курортного сезона в Сочи принято подводить после… инвестиционного форума. Вслед за традиционно аномально жаркими деньками, стоявшими накануне этого инвестиционного буйства в центре Сочи и связанного со знакомыми каждому сочинцу особенностями типа перекрытых дорог и закрытой на спецобслуживание центральной набережной, на город обрушиваются неделями идущие дожди и массовый отъезд этой осенней волны отдыхающих. Но в краевом департаменте комплексного развития курортов и туризма информагентствам уже сообщили итоги сезона-2010. Самые популярные курорты Краснодарского края в этом году — Анапа, Сочи, а также Геленджик, Туапсе и Темрюк. Именно в такой последовательности. В нынешнем сезоне Анапа впервые опередила по числу отдохнувших Сочи. Это известие вызывает целый комплекс вопросов, среди которых даже не «кто виноват?» и «что делать?», а менее философские: как считали и за что нас так посчитали?

Статистика

   Статистика, как известно, знает все. Информационному агентству «Интерфакс-Юг» в департаменте развития курортов и туризма дали точную цифру числа отдохнувших в крае: 9 млн 741 тыс. 91 человек. В Сочи — 2 млн 836 тыс. 893 человека. Единственное, чего не удается получить журналисту от статистики, — это того, каким методом столь тщательно подсчитывается число отдыхающих, что не потерян в этом учете ни один человек? Интересно было бы узнать, а вошли ли в число отдыхающих, к примеру, родители, приезжавшие этим летом к своим детям в «пионерские лагеря»? Если они даже не останавливались в гостинице и не снимали у бабули на вокзале комнату (никто не знает, как считают дикарей?), то, возможно, — нет. А если они между свиданиями с отпрысками все-таки искупались в море, хорошо провели время и отдохнули? Но кроме размытого «есть методики» ничего вразумительного по технологии подсчета получить не удается уж который год.
   Меж тем, результат прошлого отчетного летнего периода — 5 млн. человек, отдохнувших на сочинском побережье (были и другие цифры, но 5 млн — максимально «официальная»). В этот раз, получается, вдвое меньше? Ладно, примем на веру. Туристический поток на курорты Кубани в 2010 году вырос на 10 % по сравнению с тем же периодом 2009 года. В нынешнем году (цитирую информагентство) благодаря выдержанным ценам и росту платежеспособности туристов ожидается как минимум 20 % роста потока на черноморские курорты.
   Откуда же департамент по курортам взял прогноз роста числа отдыхающих по краю —
   20 процентов? Где показатели выросли? В общем, цифры настолько лукавы, что могут служить для внутридепартаментских награждений и порицаний, но никак не зеркалом реального состояния отрасли.
   Но то, что Анапа — городок по сути своей небольшой и большей частью одноэтажный — обогнала Сочи по числу отдыхающих — скорее всего, факт, а не игры с цифрами.

Знать в лицо

   А еще именно Анапа три года подряд (из 5 лет проведения конкурса) брала на «Курортном Олимпе» — смотре-конкурсе курортов края — главный приз «Лучший курорт». В прошлом году Анапа отвоевала сразу 5 наград конкурса из 17 возможных, забрав не только звание лучшего краевого курорта, но и «Лучший пляж», «Лучший отель», а заодно и «Лучший врач» и «Лучшая горничная». Из наших победили в своей «весовой категории» двухзвездочный «Коралл» и «Бургас» категории «3 звезды». У Сочи с «Курортным Олимпом» отношения не складываются давно. Даже когда центральная набережная приобрела «фирменное» гранитное покрытие и все заметили, насколько похорошел пляж «Ривьера», и когда «Солнечный» реконструировали и убрали дикую торговлю с его прогулочной зоны, сделав милую «променадницу», Сочи не дали приз даже за лучший пляж. Меж тем, в конкурсе на кон ставится не только престиж города-курорта, но и 20 млн рублей на развитие. Но дело, пожалуй, было не столько в реальном положении дел на набережных, сколько в… многочисленных рокировках в кресле сочинского мэра. Действительно, увольнять главу города по причине «больной спины» (так обычно шифруется выражение неудовольствия краевыми властями) и тут же давать награды — было бы нелогично. В прошлом году в разгар сезона вообще прошла информация, что Сочи исключили из участников краевого конкурса «Курортный Олимп» из-за несчастных случаев с маломерными судами, в результате которых одна женщина погибла, а вторая получила увечья.
   В этом году «Курортный Олимп» и тем более признание лучшим курортом, а значит, и джек-пот конкурса Сочи не светит. И главная тому причина — не самые положительные кадровые изменения в руководстве отрасли. Но разберем по некоторым номинациям, в которых Анапа победила в прошлом году, положение дел в Сочи и у статистического лидера этого сезона и попытаемся понять — так ли уж придираются к Сочи судьи. И главное: не являются ли такие отношения с «Курортным Олимпом» показателем того, что в нашем городе изменения произошли уже необратимые?

Номинация: «Лучший пляж»

   На «Лучший пляж» Сочи выставляет, как правило, центральную набережную, которая пережила за последнюю пятилетку две реконструкции. О том, что она собой представляет, смысла рассказывать сочинцам нет: все мы любим эту прогулочную зону, начинающуюся, к сожалению, забором аквапарка и завершающуюся замком на заборе «Черноморья». Здесь царит дух курортной многодозволенности, расслабленности и пахнет солнцезащитным кремом вперемешку с шашлыком. Отдыхающим нравится. Тем более сейчас, когда по центральной набережной и по верхнему парку пройтись приятно и на гальке достаточно шезлонгов, зонтов и просто свободного места для любителей загорать на камнях. Местным нравится пляж за аквапарком — не каждый приезжий знает, как туда попасть, поэтому здесь довольно свободно. Зато заборы подорвали экономику семей целых микрорайонов: например, чтобы попасть к морю жителям микрорайона второй горбольницы — надо проехать пару остановок до маленького пляжа, путь к которому лежит через затяжной спуск, или четыре остановки для более удобной к проходу «Ривьеры». Это притом, что до моря от Виноградной — максимум 10 мин. ходьбы. Но заборы стоят так крепко, санатории так неприступны, что отдыхающие сюда не приезжают уже третий сезон: ехать в сочинских маршрутках к морю им претит.
   Анапская набережная тоже частично идет вдоль заборов. Но все они имеют распахнутые «двери» к морю. От марины рядом с отелем «Капитан» (новый район курортной застройки) до конца памятного многим по детским воспоминаниям Пионерского проспекта можно брести по песчаному пляжу. И не встретить ни одного охранника, грудью встающего на защиту вверенного богатства, ни одного забора, перегораживающего море, ни одной непролазной буны. Такой пляж — сочинская мечта. Но пока сочинские акции по раскрыванию пляжей большей частью заканчиваются на стадии «показали по телевизору». В Анапе же можно взять напрокат велосипед (100 руб. — первый час, 50 — каждый последующий, аренда на сутки — 500 руб.) и катить себе вдоль моря, лавируя между толпами отдыхающих, любуясь ат-тракционами: ощущение — будто парк «Ривьера» растянули вдоль моря. Устал — перекуси. Для сравнения: в кафе на набережной порция блинчиков (2 шт.) с джемом — 30 рублей. Но цена кофе — в среднем «сочинские» 60 рублей за чашечку. Зато комплексные обеды, во множестве предлагаемые на набережной, — 100 рублей. А так как это доступно, то нарваться на вчерашний салатик варианта практически нет.
   Необходимо признать, что с середины июля купание в районе самой Анапы очень специфично: мелкое (в десяти метрах от берега все еще по щиколотку) прогретое море цветет так, что сочинцам и представить сложно. Водоросли встают стеной и омерзительно щекочут. Поэтому практически в каждом анапском пансионате, гостинице, санатории есть свой бассейн с пресной чистой водой. Вид выносимых на берег водорослей навевает сравнение не в пользу анапских с такими родными и прекрасными видами пляжей в Имеретинке. И тут же вспоминаются и пульпопровод, и стройка морского порта. И все же море в Сочи на порядок чище — факт.

Номинация: «Лучший отель»

   Сочинский отель «Рэдиссон САС Лазурная» объявлен победителем в номинации «четыре звезды» по итогам Всероссийского конкурса «Лучшие отели России», проводимого Российской гостиничной ассоциацией, — сообщил РИА «Новости» президент РГА Геннадий Ламшин. Анапских отелей в числе победителей не замечено. Поэтому, если в этом году «Рэдиссон» не дадут «Олимп» за «4 звезды» — это будет, мягко скажем, странное решение.
   Но у нашей «Лазурной» есть на этом поприще анапские конкуренты. Например, отель «Старая Анапа». От марины с яхтами — 20 метров, до песчаного пляжа — 40. Удивляюще радушный персонал. Номера реконструированы в 2007 году, шведская линия завтрака — как в добротном турецко-египетском отеле. Cтоит здесь стандартный DBL 3200 рублей в сутки. Поверьте, по анапским меркам это один из самых дорогих отелей. А к пляжу не надо пробираться через (как вариант — над) железную дорогу и отдыхать на пляже под стук колес поездов.
   Кстати, про железную дорогу. Анапские таксисты на железнодорожном вокзале по уровню нахрапистости, хватанию за руки и задушевным вопросам: «А почему ехать не хочешь?», переходящих в хамство, дадут сочинским бо-о-ольшую фору. Но у них и перспективы шире: если проезд по Центральному району Сочи от вокзала на такси со счетчиком — 150-200 рублей, то в Анапе от 350 рублей все только начинается: вокзал довольно далеко от города.

Номинация: «Лучший курорт»

   В этой номинации намешан целый комплекс того, что должно быть у города, претендующего на «курорт». Анапа все-таки не потеряла лицо курорта «детского» и «лечебного». Здесь по-прежнему упор делают на семейный отдых, отдых детей и принимают огромное число людей с ограниченными возможностями здоровья по линии фонда социального страхования. При этом пляжи Анапы оборудованы так, что «спинальники» имеют возможность купаться. Кроме того, город ровный, что само по себе делает перемещение маломобильных отдыхающих удобным. У нас же все еще «ведется испытание» пандуса у администрации города. А уж учитывая, что в связи с Олимпиадой Сочи надо сделать доступным для людей с особенностями здоровья, счет не в нашу пользу.
   Отношение Анапы к себе как к курорту, пожалуй, иллюстрирует «памятник отдыхающему». Да, у нас тоже такой есть: статуэтка худенького фотографа в треть натуральной величины стоит в холле «Жемчужины». Анапский «Отдыхающий» лежит на набережной и размеры имеет исполинские — его каменная плоть цвета обгоревшего отдыхающего не влезает целиком ни в один объектив. Отдыхающие из Анапы могут убедиться в правильности принятого решения о месте проведения отдыха, съездив в Сочи на экскурсию: 2700 рублей и две ночи в автобусе.
   Но отношение города к отдыхающим не столь важно, как обратные эмоции, — самих отдыхающих к нам. Те, кто в Сочи приехал — хоть на дикий пляж в Магри, хоть в «Родину», — остаются в массе своей довольны, ходят, упоенные южными красками и местными напитками, поражаются невиданным фруктам и занимают пляжные места с раннего утра. Все, кроме тех, что попали в санатории, вдоль которых этим летом прокладывали вторую ветку железной дороги. Но как они видят Сочи из своих городов? Хорошо, что от мифа «Сочи закрыт на стройку» — не такого уж редкого, как нам бы хотелось, — удалось отойти. И в этом нельзя не признать заслугу местной администрации, еще зимой проехавшейся по основным «поставщикам отдыхающих» России и показавшей, что в Сочи можно и нужно отдыхать.
   Конечно, ликвидировали последствия широкого анонса олимпийского строительства не полностью. Даже лукавая статистика намекает: турпоток снизился. А уж как это дают понять полупустые кафе и сворачивающиеся магазины! Но вот новая напасть — широко анонсируемое строительство новой набережной. «А что, правда центр города закроют?» — звонят ценители сочинского отдыха из Краснодара, Ростова, Москвы и проч. Да нет, закроют только на время инвестиционного форума, а вот как будем жить при строительстве — пока неизвестно. Открытым остается и вопрос, как нам вернуть в наш замечательный город-курорт отдыхающих? Поток информационного негатива из Сочи сносит их желание приехать в наш город то сообщениями о массовой драке в детском лагере, то арестами, то переселениями с участием ОМОНа и подобных структур, то тщательно раздуваемыми кошмарами о строительстве новой свалки (хотя, по большому счету, строительство полигона должно для каждого отдыхающего стать признаком положительных изменений на курорте).
   Возможно, отдыхающие еще верят, что после Олимпиады в Сочи можно будет просто приехать отдохнуть и в сезон-2014 нагрянут. Но пока Сочи уже проиграл Анапе и в «Курортном Олимпе», и 20 млн рублей, и в борьбе за отдыхающих. «Зато у вас олимпийские деньги», — с некоторой завистью комментируют другие курорты. Верно, олимпийские деньги у Сочи есть. А вот отдыхающих — нет. И экономический эффект от проигрыша войны за отдыхающих мы, город, зависящий от курортной отрасли, еще оценим на собственном бюджете.

Юлия Зуева

ООО "НДС"
Издательский дом "Наш дом - Сочи"
При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна
Адрес редакции: 354000 Краснодарский край, г.Сочи, ул. Советская, 38 (4 этаж) , тел. (862) 290-26-96
© 2024 SHAFT