Сегодня Абхазия — курортный конкурент Сочи, и о том, насколько популярна у отдыхающих Страна Души (так абхазы называют свою родину), можно судить уже по километровым вереницам машин на КПП «Псоу» и толпам гостей, изнывающих от жары в очереди на пересечение границы. Что же тянет сюда людей, насколько комфортабелен здесь отдых и в чем выигрывает (или проигрывает) Сочи в борьбе за отдыхающих?
Головокружение от успехов
Абхазия еще с советских времен наряду с Сочи считалась одной из курортных Мекк страны. Прекрасная природа, обилие зелени, чистое море и радушие местных жителей манили сюда отдыхающих всех возрастов и рангов. В определенной мере продолжалось это и в постсоветский период. Особенно успешным оказался прошлогодний сезон, когда россияне, нацелившись максимально использовать отпуск, проскакивали Сочи с его олимпийской стройкой, спеша «за границу» — в Абхазию. Как это ни парадоксально, но именно прошлогодний успех многим вскружил голову. Почему-то появилась уверенность, что гостей гарантированно будет еще больше, поэтому открыли новые частные гостиницы, косметически обновили торговые точки и …непомерно резко подняли цены. Именно они плюс низкий уровень сервиса и стали причиной резкого спада курортного потока. К примеру, даже в одной из лучших здравниц — пицундском пансионате «Сосновая роща» (в советские времена отдохнуть здесь считалось великой удачей) нынешним летом побывало гостей вдвое меньше, чем в прошлом году. И это несмотря на то, что здесь хорошо подготовились к курортному сезону: для тех, кто уже отдыхал здесь, сделали скидки, ввели «шведские столы» и т.д. Подобным образом поступили в гудаутском пансионате «Мюссера» и гагрском «Гагрипше».
А вот случай из разряда курьезных, но достаточно характерных. В одном из местных домов отдыха гости не могли ни постирать, ни погладить одежду — тазиков(!) не хватало, а единственный утюг был неисправен. Пришлось самим приобретать тазы и порошки и просить кастеляншу, чтобы она (разумеется, за деньги) принесла из дома свой утюг. И это притом, что сутки «отдыха» здесь обходятся более чем в тысячу рублей.
Кстати, столько же в среднем выкладывают и «дикари» за проживание в частном секторе. Надо ли удивляться тому, что и их стало в два раза меньше. При этом надо учитывать, что в Абхазию едут отдыхать люди не самые обеспеченные, но в большинстве своем уже успевшие оценить класс курортов Турции или Египта. Вот и поменяли многие из них Абхазию на Крым, где сутки проживания в номере стоят 700 рублей плюс налаженная инфраструктура. А в знаменитом в свое время Объединении пансионатов курорта Пицунда за последние почти тридцать лет не было ремонта: здания, инфраструктура, мебель — все давно устарело, износ здравниц составляет 80 процентов. Из семи корпусов больше половины функционирует по старинке: туалет и душевые — в конце коридора. И это притом, что цена путевки — 1250 рублей в день.
На грани фола
О ценах на овощи-фрукты и сервис вообще — разговор особый. Цены на продукты выросли повсеместно и достаточно резко. «Те же продукты у нас в Ярославле гораздо дешевле, — возмущался отдыхающий одной из сухумских здравниц. — Персики у вас по 200 рублей, а в той же Москве — по 60. Зачем мне выкладывать деньги за сок, который я могу купить дешевле у себя дома? Или краснодарские яблоки — я уже по дороге их попробовал, и не по такой высокой цене».
Вряд ли кого-то удовлетворит и культура обслуживания во многих торговых точках. «Ну вот, зашли, и что купили? — жалуется продавщица одного из магазинов у санатория МВО. — Два огурца, два помидора, пару сосисок и все. Деньги имеют — пусть покупают больше». И тут же высказалась другому курортнику: «Нечего долго раздумывать. Пришли — покупайте! А нет — идите в другой магазин». В следующий раз этот гость курорта вряд ли сюда зайдет и других отговорит. Кстати, то, что на рынках здесь практически нигде нет ценников, — явление привычное. И то, что зачастую «своим» продают овощи и фрукты за одну цену, а отдыхающим — за другую, последних, естественно, возмущает.
Другой пример. Как рассказали отдыхающие из Кемерово, на озере Рица с них требовали платить буквально за каждый пятачок, где им хотелось сфотографироваться. То же и на Голубом озере: ступил на один камень — плати. Перешел на другой — плати. Попытался окунуться в воде — штраф 1000 рублей. А табличка с соответствующим предупреждением — где-то «за углом».
Низкий сервис и запредельные цены во многих объектах общепита, которых появилось в последнее время множество, факт бесспорный. Причем, чем дальше от Псоу, тем положение лучше. С Гагрой и Новым Афоном постепенно начинает конкурировать никогда ранее не претендовавшая на звание курорта отдаленная Очамчыра.
Кто на пляже на страже?
Главное богатство любого приморского курорта — его пляжи. Да, море в Абхазии удивительно чистое, чего, увы, не скажешь о Сочи. И пляжи здесь, в отличие от наших, песчаные, не перегороженные заборами и шлагбаумами. Но есть еще два обязательных момента, без которых любой, даже самый распрекрасный пляж не может считаться курортным. Это — безопасность на воде и чистота. И что же? По словам одного из руководителей Госинспекции по маломерным судам, «подплывающие очень близко к людям скутеры (только в Гагре их 30), катера, лодки — это очень серьезная проблема. К сожалению, хотя это предусмотрено правилами безопасности, практически нигде зоны купания не отделены от технических зон, и вся эта «пляжная техника» представляет серьезную опасность. Зачастую даже сами инструкторы не имеют прав на вождение скутеров, а сами маломерные суда не стоят на учете». По его словам, во всей Абхазии лишь шесть человек следят за безопасностью на воде, из них один закреплен за Гагрой. По всему побережью нет ни одной спасательной станции, только в Гечрипше есть два спасателя, да и те работают без зарплаты, на чистом энтузиазме. Неудивительно, что, к примеру, семья Куликовых из Санкт-Петербурга, отдыхающая в частном секторе в Новой Гагре, купаться там в море боится: в первые же дни отец с трехлетним сыном чуть не попали под скутер. К «услугам» отдыхающих здесь и полет на парашюте с …нарушением всех правил безопасности. Мало того, вся эта «развлекательная техника» — чаще всего списанная.
Что касается мусора, то городские службы физически не успевают поддерживать чистоту. И — характерный пример. По словам руководителей Объединения пансионатов курорта Пицунда, когда они попытались привлечь местных жителей к уборке пляжа, никто не согласился. Пришлось нанимать гастарбайтеров из Средней Азии.
СТРАХовой рубеж
Тот, кто хоть раз пересекал границу на Псоу, направляясь в Абхазию, знает, чего это стоит. Простоять несколько часов под палящим солнцем — удовольствие ниже среднего. Но вот вы, наконец-то, прошли через КПП, и на абхазской стороне вас встречает человек в камуфляжной форме без погон, в приказном порядке «предлагающий» заплатить страховку: за 3 дня — 30 рублей, от 3 до 30 дней — 250. При этом независимо от того, будете ли вы отдыхать неделю или две. «Страхование должно быть добровольным,- возмущаются отдыхающие. — А если вас, когда вы въезжаете в Россию, станут тоже принуждать оплачивать страховку?». Мало того. Как нам стало известно, готовится новое постановление об увеличении страховых сумм. Но ведь ни для кого не секрет, что имеешь ты на руках этот полис или нет, все равно бесплатно никто ничего делать не станет. Да и что входит в эту «страховку» — абсолютно непонятно.
И уж тем более не спасет этот «полис» от криминалитета. По сводкам МВД РА, ни один день, к сожалению, не обходится без преступлений против отдыхающих. Как сказывается это на курортном имидже республики — объяснять, думается, не надо.
…Однако, по мнению руководства Госкомитета по курортам и туризму, сезон-2010 не стал провальным. «Просто» нужно сделать правильные выводы и ликвидировать имеющиеся недостатки. Насколько это удастся — покажет время. А пока лучшей иллюстрацией ко всему вышесказанному может быть отзыв в Интернете человека, отдыхавшего в Абхазии этим летом: «Раньше, когда здесь было плохо, все было намного лучше, дешевле, вкуснее, радушнее. А сейчас, когда жизнь наладилась, стало намного хуже — ничего того, что было раньше, нет и в помине. А жаль!»
Что же касается конкурентной параллели с Сочи, то выводы ясны. В природе, обилии зелени и чистоте моря мы уступаем. Но! Развитая инфраструктура, стабильные цены в общепите и более низкая (что удивительно!) стоимость проживания, например, в частном секторе со всеми удобствами — это наш безусловный актив. Плюс сервис, который мы регулярно критикуем, но и он на порядок лучше. Что же касается криминогенной обстановки, то тут — никакого сравнения вообще быть не может. Однако все это нас ни на секунду не должно успокаивать. Потенциал курортной Абхазии велик. А значит, если мы хотим и впредь считаться всероссийской здравницей и привлекать все больше отдыхающих, надо не только бороться со своими недостатками, но и делать выводы из ошибок, допущенных соседями.
Виктор СЕРГЕЕВ