Начался очередной учебный год. С какими результатами отрасль образования — а пора каникул для работников этой системы не менее деятельная, чем собственно период учебы, — подошла к 1 сентября? Об этом нам рассказала заместитель главы города, курирующая сферу образования, Ирина РОМАНЕЦ.
— Ирина Васильевна, пора подводить итоги лета. Сколько школ в Сочи уже отремонтировано и сколько еще предстоит привести в надлежащий вид?
— В образовательной системе города 73 школы, из них капитальный ремонт сделан в 28 образовательных учреждениях. Это огромное количество. К счастью, Сочи везет так, как, к сожалению, не везет ни одному региону Российской Федерации. Только в этом году у нас капитальный ремонт был проведен в 3 школах — это 82-я школа в Лазаревке, 13-я школа в Центральном районе, 55-я школа в Хостинском. А две школы справят новоселье. 1 сентября открыла свои двери для учащихся 96-я школа на 203 места в поселке Солохаул. И во вторую очередь мы сдаем большую шикарную школу в поселке Кичмай. Это знаковые события. И важно, что этому направлению глава города придает особое значение. Ведь речь идет не только о средствах, которые мы осваиваем в процессе реализации капстроительства по образовательным учреждениям, но еще и очень большая работа в этом направлении проводится с хозяйствующими субъектами. В этом году представители сочинского бизнес-сообщества изыскали более 60 млн рублей для финансирования текущего ремонта во всех остальных образовательных учреждениях.
Поэтому сейчас, когда начался очередной учебный год, мы с полной ответственностью можем говорить о готовности всей образовательной системы города. Как известно, стратегия президента в области образования заключается в следующем: это 3 основные позиции — каждая школа должна быть комфортной, безопасной и интересной. Все, что касается вопросов комфортности, мы сегодня для школ обеспечиваем, вопрос безопасности у главы города на первом месте. Только на днях Анатолий Николаевич провел расширенное заседание городской антитеррористической комиссии, куда были приглашены руководители всех силовых структур и образовательных учреждений. Там четко была обозначена формула безопасности — это, в первую очередь, ограждение всех наших образовательных учреждений по периметру, монтаж систем видеонаблюдения, охранные мероприятия. На данный момент из 173 образовательных учреждений 95 охраняется специализированными предприятиями. Это сотрудники вневедомственной охраны, работники профильных ФГУПов или хорошо зарекомендовавшие себя солидные частные охранные предприятия.
— А по какому принципу ремонтируются учебные заведения? Критерии выбора для первоочередного финансирования каковы?
— Есть, конечно, критерии, согласно которым в первую очередь ремонтируются школы, находящиеся в предаварийном или аварийном состоянии. Либо выбор связан с какими-то юбилейными датами, например 15-я школа празднует свое 30-летие. В этом году у нас начинается строительство ледового центра на базе этой школы.
Также мы учитываем при выборе крупные образовательные учреждения, у которых есть приоритетное право получать средства на ремонт или реконструкцию. На будущий год в план вошли дошкольные образовательные учреждения. Планируем построить пристройки на 400 мест к четырем детским садам. В условиях дефицита мест в детских садах это неплохое подспорье.
— С ремонтом понятно. А есть ли необходимость в строительстве новых школ в городе?
— Разумеется, необходимость в этом есть. Планируется построить 5 крупных образовательных учреждений. Только в селе Веселое будет школа на 1000 мест и 4 детских сада на 500 мест.
— А высшие учебные заведения? В Сочи строится олимпийский университет, смогут ли сочинцы в нем учиться?
— Вообще, это колоссальный образовательный проект. Кто там будет получать образование, чтобы было понятно, поясню — это образовательный тюнинг на базе полученного высшего образования, цель которого — содействие развитию олимпийского движения.
— Какое место, на ваш взгляд, занимает сочинское образование — речь идет об аспекте качества — в педагогической системе Краснодарского края?
— На днях в Краснодаре губернатор Краснодарского края Александр Ткачев провел расширенное совещание со всей педагогической общественностью края, в ходе которого был проведен глубокий анализ всей системы образования и даны соответствующие оценки. У нас, конечно, как и у наших коллег из других городов и районов, свои победы и свои ошибки, свои инновации и свои недоработки. Но в целом в общей системе образования наш город смотрится достаточно неплохо. Мы достигли очень хороших показателей по уровню изучения английского языка, радуют результаты ЕГЭ по математике — Сочи в этом направлении стабильно занимает 2 место в крае. Есть и трудности, разумеется. К сожалению, у нас много малокомплектных школ, особенно в отдаленных районах. А привлечь к учебному процессу высококлассного педагога в периферийные школы очень сложно. Не каждый захочет сменить место жительства. Но мы работаем над этой проблемой.
— После того как Сочи стал олимпийским городом, изменилась ли система образования в Сочи?
— Однозначно да. Олимпиада — новая точка отсчета для изменений в любой системе, для любой сферы — будь то образование, экономика, культура. Недавно в 8-й гимназии состоялся открытый урок под названием «Презентация международной системы олимпийского образования». Было награждено 30 педагогов сочинских школ, которые стали победителями в разработке методических пособий по развитию олимпийских ценностей для всей России. И их методика была взята за основу развития международного олимпийского образования. Мы гордимся нашими педагогами, они действительно новаторы.
— Вы сторонник школьной формы?
— Конечно да.
— А в Сочи школьники носят форму?
— Практически во всех школах для начальных классов предусмотрена школьная форма в обязательном порядке. Руководство гимназий также поощряет ношение школьной формы. Сейчас это и экономический вопрос, и идеологический. Не следует забывать, что форма дисциплинирует, прививает корпоративную культуру, и, конечно, это хороший способ социализации ребенка.
— Новый учебный год отсчитывает первые дни. Что бы вы пожелали своим коллегам, учителям?
— Прежде всего, желаю вдохновения, творческих успехов, профессионального роста, увлеченности в своей работе и, конечно, личного счастья. Пусть дорога от дома до школы и обратно будет всегда радостной.