Попросим любого сочинца назвать самые известные в Сочи строительные организации — причем не скандально известные печальными историями с обманутыми дольщиками, а тех, что по праву гордятся репутацией честных, качественно выполняющих работы. И скорее всего получим не такой уж длинный список. Возглавят этот список «Отделстрой» (настоящие сочинцы еще уточнят: «Панинский «Отделстрой») и Тоннельный отряд -44. К последнему также практически наверняка прибавят фамилию руководителя — Левана Васильевича Гоглидзе.
Строительные объекты, которые возводит и реконструирует ТО-44, — у всех на слуху: тут и строительство участков «Голубого потока», реконструкция трассы Адлер — Красная Поляна со строительством тоннеля, огромное число подпорных стен, инжзащита и укрепление дна сочинской акватории. Поэтому практически каждый сочинец удивляется, что и Москва считает Левана Васильевича «своим», и Казань, и даже в Санкт-Петербурге его имя — бренд, знак качества, не говоря уже о десятке городов Краснодарского края. В Геленджике, где сочинский ТО-44 построил школу на 650 мест, вообще многие считают компанию местной: в самом деле, сделано на совесть, как для родного города.
В Москве Тоннельный отряд-44 реконструировал и перестраивал торговый комплекс на Манежной площади, строил Перегонные тоннели Московского метрополитена «Кожуховская» — «Печатники», «Пражская» — «Россошанская», «Красногвардейская» — «Братеево», «Люблино» — «Братиславская» — «Марьино», станции метро «Алтуфьево», «Братиславская», отметился возведением второго выхода на стации метро «ВДНХ». В их московском активе — подземный терминал аэропорта «Внуково».
Совсем недавно вся МКАД была почти сплошной зоной ответственности сочинского Тоннельного отряда-44: все коммуникационные тоннели под дорогой, пешеходные мосты и переходы, акведуки, трехпролетный путепровод и многое другое.
Тоннели третьего транспортного кольца Москвы — тоже их работа, тоннельно-эстакадный участок третьего кольца у Лефортово — и здесь сочинцы стали основными исполнителями работ.
В Казани ТО-44 известен двумя станциями метро — «Кремлевская» и «Проспект Победы» и (внимание, сочинцы!) — строительством подземного паркинга у метро «Горки». Этот казанский проект для нашего города можно считать знаковым: уж подземные паркинги и тем более организация, имеющая опыт их строительства, для Сочи, города, где практически нет свободной земли, — насущная необходимость.
Но сегодня в Сочи у Тоннельного отряда-44 на повестке рабочего дня крупнейший объект — строительство дублера Курортного проспекта. Говорить об этом проекте с руководителем организации очень сложно: как и все люди, влюбленные в свою работу, Леван Васильевич очень быстро сворачивает в технологические инженерные тонкости: «В связи с большой крутизной склонов и проявлением оползневых процессов, проектом предусмотрено устройство эффективных укрепительных сооружений. На участке начала трассы мощную подпорную стену пришлось возводить при одновременном демонтаже старой и в непосредственной близости к федеральной дороге. Или взять, к примеру, тоннель № 1, строительство которого проходит в сложных геологических условиях. Разрабатываемые грунты имеют высокую водонасыщенность, твердые скальные породы чередуются с глинистыми грунтами. Сложность проекта заключается также и в том, что доля искусственных сооружений трассы составляет более 92 %. Из них эстакады — 2,7 километра, тоннели — 2,4 километра. Получается, что дороги в обычном понимании всего 500 с лишним метров. Как видите, объем работ очень большой. А сроки сдачи крайне сжатые. К концу следующего года мы должны сдать первую очередь».
Впрочем, политика Тоннельного отряда-44 ярче проявляется не в отношении к делу, при котором у руководителя «есть дело» до каждой мелочи, а к людям. Но что первично — качество работ или уровень отношения к сотрудникам? При человечном отношении к делу это, оказывается, звенья одной цепи: «График очень жесткий, но работаем без горячки. Многое зависит от руководителей среднего звена — начальников участков, прорабов, мастеров. Ведь именно они непосредственно организовывают и контролируют трудовой процесс. И, должен сказать, что на эти должности у нас подобраны люди опытные, грамотные, работающие с высокой самоотдачей».
Солидный класс специалистов — сам по себе залог высокого уровня исполнения работ. Но для руководителя каждой организации — тем более такой крупной, как ТО-44, нужно знать, чем привлечь таких специалистов. И, похоже, в тоннельном отряде рецепт заключается… в добром, человеческом отношении. Причем, не только к сотрудникам. Ведь доброта, готовность понять проблемы, услышать просьбу о помощи, не спросить лишнего и действительно помочь — не бывает только «для своих». И если начать перечислять «непрофильные» дела ТО-44, то каждый из нас поймет, что и его они тоже касались. Именно ТО-44 был буквально «реанимирован» полуторакилометровый участок улицы Конституции СССР. Об улице «забывали» более 25 лет, и только силами ТО-44 удалось решить эту проблему. Ремонтируя городскую улицу, тоннельный отряд уложил свыше 2 тысяч тонн асфальтобетона.
Особые отношения у ТО-44 сложились со сферой образования. Помимо геленджикской школы, на счету благих дел у компании Левана Гоглидзе — помощь в ремонте вечерней школы в Хосте, ремонт к новому учебному году школы №14 в центре, ремонтные работы в детском саду № 40, реконструкция спортзала и замена полов в садике № 79, помощь детскому саду № 41 в Хостинском районе. А от разговора на тему, что некоторым детям из не очень обеспеченных семей Леван Васильевич помог собраться в школу (покупка канцтоваров и сотовых телефонов, чтобы мамы-бабушки не волновались за детей), он просто отмахивается с улыбкой: это такие в сущности мелочи.
Быть может, именно потому, что для Левана Гоглидзе желание делать все, за что берется, — на высшем уровне — естественно, он искренне удивляется, когда сталкивается с другой жизненной позицией. Взять, для примера, один из самых известных сочинских объектов ТО-44 — подземный пешеходный переход в парк «Ривьера». Как помнят все сочинцы, прокладка тоннеля для строителей там осложнялась тем, что проходит он аккурат под одной из основных транспортных артерий города. Специалисты ТО-44 решили применять метод так называемого опережающего экрана из труб и минимизировать нагрузку на и без того вечно загруженную улицу Виноградная. Переход получился великолепный — удобный, просторный, современный. В качестве подарка Тоннельный отряд-44 закупил и установил здесь лифтовой подъемник для инвалидов. О важности создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья говорить можно часами, и все вроде это прекрасно понимают, если бы не одно «но»: из-за юридических нестыковок вопрос с определением обслуживающей структуры неоправданно затянулся… «Но мы эту проблему решим обязательно», — уверяют в ТО-44. Конечно решат, и не такие барьеры брали.
Юлия Зуева