Должником по коммуналке может стать каждый
Любое коммунальное предприятие нашего города главной проблемой в своей работе первым делом назовет неплатежи населения. Суммы, которые, как предполагают предприятия, мы им задолжали, исчисляются миллионами. Причем на астрономичности этих сумм настаивают и коммунальные монстры типа САХа, и самые небольшие управляющие компании (УК). Откуда что берется? Точнее, как у предприятий образуются эти долги — попытались разобраться наши корреспонденты.
Принято считать, что главный враг финансового здоровья коммунального предприятия — злостный неплательщик с многотысячными просрочками по платежам. В этом плане удобно быть телефонной компанией: задолжали — отключил. Менее удобно быть предприятием, осуществляющим вывоз мусора: если внезапно прекратить вывоз, то город будет загажен буквально за сутки, а это, тем более в жаркое лето, вполне может быть расценено как саботаж и попытка срыва сезона. За такое дело руководителя уволят влет. И совсем уж неудобно быть обслуживающей организацией типа управляющей компании: если за воду люди массово готовы платить по счетчикам, то за неведомые большинству из нас «услуги по содержанию» норовят не платить. Но даже в этой почти безвыходной ситуации на месте руководителя УК можно попытаться найти решение. Например, компания, обслуживающая ряд домов на Ареде, применила к своим потребителям тактику ковровой бомбардировки. Практически каждый ответственный квартиросъемщик получил недавно… по судебному приказу, которым их обязывали оплатить управляющей компании якобы оказанные ею услуги по содержанию жилого фонда. Причем управляющая компания оценила свои услуги не в привычные 6 руб. 40 коп. за квадратный метр, а взятые с потолка 12 рублей. Так что поголовно все клиенты стали должниками. И все получили по этой грозной бумаге. Есть сведения, что таких оказалось без малого 600. Суммы «задолженности» — от 3 до 7 тысяч рублей — ощутимы для любого семейного бюджета.
Некоторые, конечно, возмутились: мол вот счета, мы платили, платили — и опять должны? Некоторые удивились: как мог родиться судебный приказ, коль скоро вызовов в суд не было. Соседи и знакомые долго переспрашивали друг у друга — была ли повестка. Но нет, никто приглашений в мировой суд не получал.
Небольшая юридическая тонкость: судебный приказ, в отличие от судебного решения, выносится по заявлению только одной из сторон (в данном случае УК). То есть потребителей в суд действительно могли просто не пригласить. Еще один юридический нюанс: оспорить этот приказ в том же мировом суде может вторая сторона (то есть жители, попавшие под обстрел жадности коммунальщиков). Что часть жителей (очень, очень маленькая часть) и сделала. Остальные оплатили новый счет. Неплохая прибавка получилась к доходам УК? И это притом, что собственно работы по содержанию как были фантастикой, так таковою и остались. И хотя в графу «содержание» входит целый список работ, утвержденных правительством РФ, редко кто из нас, потенциальных должников, задумывается, что даже лампочку в подъезде менять — обязанность УК.
Много вопросов вызывает сочинское снабжение водой, особенно — горячей. В этом году после ряда публикаций в нашей газете в счетах за горячую воду стала появляться сумма тарифа, утвержденного Региональной энергетической комиссией, а не взятая местными теплоснабжающими предприятиями с потолка. Часть горожан добились перерасчета своих платежей по нормальным, не завышенным ставкам. Но часть (см. пример с УК) — оплатили и на перерасчете настаивать не стали.
У теплоснабжающих организаций безусловно проблем — полные трубы. На носу — отопительный сезон, и если сегодня не понимать, что этот сезон действительно близко, то наступит он как всегда внезапно и будет сопровождаться традиционными проблемами экстренно проводимой опрессовки, текущими стояками и теплыми болотцами в многоквартирных домах.
Есть у тепловиков и еще одна болевая точка: к этому отопительному сезону необходимо обеспечить теплом 8 многоквартирных домов, которые традиционно замерзают каждую зиму: у большинства из них, когда-то ведомственных — котельные в стадии полураспада. Надо отметить, что к прошлому отопительному сезону таких домов было 40. Но как, к примеру, будут решать вопрос в домах по улице Есауленко, 5 и 7, если большинство квартир уже и без труб? Жители сами срезали ненужные радиаторы, чтобы зимой «чугун не тянул с улицы холод». Строить локальную котельную, как предлагалось, даже жильцы логичным не считают: дома «сталинской» постройки еще в 1999 году решением суда обязывали администрацию Сочи расселить как опасные для проживания. Правда, на прошлой неделе появилось новое решение, в котором об аварийности домов не говорится и перспектив переселения не остается.
Но если здесь ситуация — экстремальная, то большинство теплоузлов Сочи имеет состояние, очень способствующее потерям тепла и теплоносителя: средний возраст теплоузлов — лет тридцать. За это время они неоднократно перестраивались, переделывались, «лишние» части из них выбрасывались.
Как и с водоснабжением холодным, у потребителей есть реальнейший шанс внезапно, при своевременной оплате, стать злостными должниками. Путь к этому — пресловутая круговая водная порука: разница между показаниями счетчиков внутриквартирных и внутридомовых делится пропорционально между теми, кто все-таки установил счетчики. Эта забавная с точки зрения логики схема, утвержденная правительством РФ, может быть, и действует где-то в других городах. Но процент только признаваемых официально потерь воды в наших сетях может доходить до 50 (а это означает — половина воды течет прямиком в канализацию, по дорогам, по подвалам). То есть тариф, по которому мы реально платим, можно смело умножать на два. Теперь теплоснабжающие организации считают, что потребители должны им 213 млн 849 тыс. рублей, а просроченный долг горожан Водоканалу составил более 96 млн рублей.
Эти долги ставят под угрозу стабильность работы предприятий. Например, когда недополучение доходов превращает Водоканал в должника, то происходит задержка СочиВодоканалом оплаты услуг ОАО «НЭСК», что влечет за собой временное отключение энергоснабжения ряда объектов в Лазаревском и Адлерском районах.
Ни в коем случае не утверждаем, что все долги, которые население имеет перед коммунальщиками, имеют такое непростое происхождение как на Ареде и у тепловиков. Чтобы убедиться в том, что население — платит, достаточно прийти в первые числа любого месяца в места оплаты: очереди пенсионеров в кассы, столпотворение у установок экспресс-оплаты людей помоложе и потехничнее с пластиковыми картами оплаты коммунальных платежей. О том, что мы все же платим, свидетельствует опосредованно и динамика платежей: летом платежей больше, сочинцы, чей заработок порой зависит от сезонности, стараются погасить зимние долги.
И вот что удивительно. Сразу несколько профессионалов коммунальной сферы, описывая среднего неплательщика, утверждают, что уж кто-кто, а пенсионеры платят исправно. Так что портрет должника — это потрет человека, как ни странно, с доходом выше среднего, проживающего в квартире больше средней и порой имеющего «громкую» фамилию, которую знают почти все сочинцы. Впрочем, этот средний должник фигурирует не только в коммунальных списках. В должниках по транспортному налогу, налогу на недвижимость (списки опубликованы на официальном сайте администрации Сочи, и причин не доверять этой информации — нет) лидируют… миллионеры.
Светлана ВОЛОШИНА