Костюмерная
Как бы то ни было, а «Кинотавр» — одно из самых значимых событий начала сочинского лета, и звездная дорожка — самая доступная из жизни звезд. И тысячи сочинцев, пришедших в минувшее воскресенье на площадь Зимнего театра, в очередной раз подтвердили: в Сочи праздник кино любят и ждут. Даже если кино, которое достанется простым зрителям, будет не конкурсным, а уже прошедшим все круги российского проката, все равно традиция смотреть кино под открытым небом в самом знаменитом летнем кинотеатре страны жива и любима.
На нынешнюю звездную дорожку деятели киноискусства вышли в массе своей в подчеркнуто шикарных нарядах. Впервые в пригласительных на церемонию открытия было четко указано: дресс-код — белый галстук, что само по себе ко многому обязывает. В отличие от предыдущих лет, никто не осмелился ступить на звездную дорожку в джинсах. За теми, кто предстал перед зрителями нереально красивыми, — как Гришаева, Максимовская и Фриске, или хотя бы изумляющими имиджем — как И. Охлобыстин в окружении пяти детей, весь в черном, трудно было увидеть, что новые на «Кинотавре» не только наряды и фильмы. А в этом году у «Кинотавра» очень много новинок, и части из них организаторам хотелось бы избежать. Начать с того, что «Кинотавр» вообще мог и не состояться…
Драма финансовая
«И я рад, что и в этом, 2010 году, несмотря на все финансовые сложности, последние реформы российского кинематографа и прочие житейские неурядицы, 21-й «Кинотавр» непременно состоится. Мы снова будем обсуждать и спорить, восхищаться и критиковать», — задает фестивалю тон президент оргкомитета «Кинотавра» А. Роднянский. Ему вторит программный директор Ситора Алиева: «Отпраздновав двадцатилетие, фестиваль вступил в новую реальность — государство включилось в перестройку финансирования киноиндустрии.
Но никто не знает, как новые деньги изменят ситуацию». Пока же устроители фестиваля получили от федерального бюджета поддержку в 5 миллионов рублей и еще полмиллиона — из казны Краснодарского края. Остальное — средства привлеченные. Но привлекать надо 100 млн рублей — такова смета фестиваля, так что в дефиците сегодня процентов 60 от необходимых денежных средств. Из-за финансовых трудностей вообще была идея не проводить кинофестиваль.
Новостью, также несколько тревожной по тональности, стал уход И. Толстунова с поста генерального продюсера. С другой стороны, теперь он может выставлять на конкурс спродюсированные им проекты. А его место председателя попечительского совета отныне занимает Ф. Бондарчук. При этом он не становится совладельцем фестиваля и не будет влиять на отбор конкурсных лент.
Впрочем, та же программный директор на пресс-конференции перед открытием отметила, что, «отсмотрев 74 российские картины, пришла к выводу, что кризиса в кинематографе нет». Как нет в этом году у «Кинотавра» и официального спонсора.
Перед сеансом
И все же, как бы ни были важны искусство финансирования и дефиле по голубой дорожке, важнейшее из искусств, представленных на «Кинотавре», — это кино. «Самое главное, что российское кино есть, вот что поразительно. В 96-м году мы говорили, что российское кино кончилось и на следующем «Кинотавре» не будет фильмов. Но «Кинотавр» каждый год проходит, и приходят в кино молодые люди, и показывают новые фильмы, и многие из этих фильмов очень хорошие», — сказал еще не видевший ни одного фильма нынешнего конкурса председатель жюри режиссер Карен Шахназаров.
Первым фильмом «Кинотавра» стала работа «Москва, я люблю тебя» — некоторая аллюзия на «Париж, я люблю тебя», выполненная, как и прототип, в форме 18 новелл, объединенных по большому счету только одним: местом действия.
Начали «Кинотавр» традиционно с призов. Сразу после приветственных адресов от президента России и председателя правительства за вклад в отечественный кинематограф наградили народного артиста России, режиссера Глеба Панфилова. А В. Мотыль награжден «за бесценный вклад в культуру», к сожалению, посмертно. Его фильм «Багровый цвет снегопада», основанный на фактах из истории его семьи, станет фильмом закрытия.
Драмкружок
По большому счету, интрига кинофестиваля должна таиться в самих лентах. Их в «большом» конкурсе 14. Впервые в конкурсной программе сразу 8 дебютантов (плюс 2 режиссера, снявших по второму фильму) и лишь 4 признанных мастера. Впервые в конкурсе участвует фильм, снятый на …фотоаппарат. Есть фильм, снятый на русском языке, но за украинские деньги, — «Счастье мое» Сергея Лозницы (добившийся «резонанса» в Канне). Есть фильм «Овсянки» Алексея Федорченко, создателей которого вроде как приглашали на Венецианский фестиваль, но они предпочли родной «Кинотавр». Но вот, что удивительно (хотя удивительно ли?): все фильмы в каталоге значатся как драмы. С небольшими вариациями: детективные драмы, трагические драмы, есть даже докдрама. Комедия одна — и та не в основном конкурсе, а в несколько побочном (хотя не менее интересном и уж точно более динамичном) «Коротком метре». Аннотации и первые дни просмотра дают представление о новом поколении «кинотавровцев»-участников: рефлексирующие и, похоже, деланно равнодушные к зрительским симпатиям, точнее, к прокатной судьбе, режиссеры и сценаристы с единомышленниками-операторами, любителями долгих планов. Кто из них станет обладателями основных призов фестиваля и Гран-при — а в этом году это 625 тысяч рублей — станет известно 13 июня.
Светлана ВОЛОШИНА