Каждую неделю к нам в редакцию поступают десятки писем и обращений от горожан. В них жители Сочи жалуются, просят помочь, благодарят либо делятся своими впечатлениями и мнениями о происходящих в городе событиях. Нередко случается так, что факты, изложенные в письмах, становятся темами публикаций в нашей газете. Но вот письмо от пенсионера из Хосты В.И. Яркового привлекло наше особое внимание. Привлекло даже не темой — она для Сочи достаточно банальна, а скорее, парадоксальным, на наш взгляд, поведением персонажей самого письма.
Итак, в своем письме пенсионер и участник Великой Отечественной войны житель Хосты В.И. Ярковой рассказывает печальную историю о том, как уроженец Ейска, некий Олег Дегтярев, снял у него для проживания жилой гараж, прожил в нем 3 месяца, а затем исчез, не заплатив ветерану 60 тысяч рублей за аренду и коммунальные услуги. Знакомая история, верно? Наверняка сотни, если не тысячи сочинцев сталкивались с подобными ситуациями. Примечательно другое — в своем письме (кстати, написанном неплохим литературным языком на пяти страницах) хостинский пенсионер детально описывает результаты целого расследования, проведенного им по поводу деятельности своего квартиросъемщика на протяжении как минимум года(!). Так, ветеран в письме утверждает, что этот Олег Дегтярев аналогично поступил с еще несколькими людьми, не платя деньги ни за проживание, ни за оказание различных услуг, не возвращал долги и т.д. Подобное внимание пенсионера к «подвигам» г-на Дегтярева отчасти объясняется тем, что тот, уходя навсегда из арендованного гаража, забрал с собой «на память» и ключи от всех его шести комнат. К письму приложено и заявление в милицию с жалобами на действия Дегтярева. Повторимся, все было бы банально, если бы не копия договора с квартиросъемщиком, также скрупулезно присоединенная к письму ветерана. Даже не будучи профессиональным юристом, легко можно понять, что сумбурный текст, написанный от руки, никаким договором быть не может по определению. Эта бумага не заверена нотариусом, она нигде не зарегистрирована. Непонятно, на какие гарантии соблюдения своих прав и интересов надеялся владелец жилья, подписывая такой «документ».
Конечно, ветерана по-человечески жаль. Он воспитывался и формировался как личность в другие времена, когда мошенничество воспринималось как ЧП, сам факт сдачи жилья внаем тщательно скрывался, и вообще, почему-то считалось, что все люди вокруг порядочны и честны. Те времена, впрочем, давно канули в лету. На дворе XXI век — жесткий и противоречивый, но в то же время несущий в себе целый ряд относительно новых правил и возможностей. То, что десятки тысяч сочинцев зарабатывают себе на жизнь сдачей квартир в аренду, — не секрет. Но сейчас, в отличие от советских времен, эта процедура отработана до мелочей. Уже много лет существуют агентства недвижимости, которые активно и охотно занимаются арендой, разработаны типовые договоры на аренду, содержащие, как правило, пункт о предоплате за 1-2, а то и 3 месяца — отличную страховку от неуплаты. Эти документы официально заверяются и имеют юридическую силу. Наконец, сейчас даже в Сочи начали понемногу привыкать к тому, что с заработанных таким образом сумм приходится платить налоги, а значит — еще лучше гарантировать законность и надежность такого бизнеса. И это нормально, это — одно из существенных отличий страны от цыганского табора.
Нет, все-таки многое просто поражает в этом письме. Подумать только, человек не поленился собрать о своем обидчике целое досье, написать подробнейшие письма сразу в несколько инстанций, но при этом изначально даже не подумал просто поступить по закону, составив с партнером юридически грамотный документ, где оговорил бы целый ряд условий (ту же предоплату!), не позволяющих г-ну Дегтяреву украсть у старика деньги.
Возможно, у многих по прочтении этого материала возникнет соблазн упрекнуть нас в несочувствии ветерану. Мы искренне сочувствуем Василию Ивановичу, более того — очень надеемся на то, что правоохранители сумеют разыскать его обидчика и призвать к ответу. Речь о другом. У нас, особенно в последние годы, очень популярным занятием стало ругать власти всех уровней за неуважение к частной собственности. Иногда оправданно, иногда — не слишком. К сожалению, мы очень редко спрашиваем себя: а мы сами научены, воспитаны ее уважать? Мы сами понимаем, что собственность — это, помимо источника выгоды, еще и огромная ответственность и риск, которые мы берем на себя? Отдаем ли мы себе отчет в том, что, получая прибыль, мы в некоторых случаях должны быть готовы и к убыткам? Можно продолжать и продолжать эти вопросы… Возможно, когда на большую часть из них, положа руку на сердце, мы сможем ответить «да», и власть к нашей собственности будет относиться по-другому, и обманутых квартиросдатчиков больше не станет. Случится ли это? Будем надеяться.
Михаил КОНСТАНТИНОВ