В нашем городе, готовящемся стать олимпийской столицей, за последние годы накопилось немало серьезных проблем, требующих современных, зачастую беспрецедентных подходов в их решении. В числе таких вопросов — в первую очередь, проблемы жилищного строительства, организации городской инфраструктуры, модернизация в сфере взаимоотношений власти и горожан. Об этом мы беседуем с заместителем главы Сочи Сергеем ЮРИНЫМ.
— Сергей Павлович, одной из наиболее болезненных проблем Сочи на сегодняшний день остается незавершенное строительство жилых домов, во многих из которых квартиры давно раскуплены и сочинцами, и иногородними гражданами. Многие застройщики не выполнили свои обязательства перед дольщиками. Какие шаги в связи с этим предпринимаются администрацией города?
— Эта проблема сегодня, к сожалению, действительно одна из важнейших. И администрация в данном случае сочла невозможным дистанцироваться от проблем дольщиков в их взаимоотношениях с недобросовестными застройщиками. Сейчас в общей сложности в перечне приостановленных строительством в Сочи находится 33 объекта. Администрация известила застройщиков о необходимости безусловного окончания строительства к июню 2012 года, а также указала на возможность применения мер по изъятию земельных участков и объектов незавершенного строительства в рамках законодательства. В отношении застройщиков, допустивших приостановку строительства объекта и не успевших ввести его в эксплуатацию в срок, установленный разрешением на строительство, согласно постановлению главы Сочи от 04.12.2009 № 453 применен коэффициент 20 арендной платы за землю для объектов строительства. В конце прошлого и в начале текущего года состоялись совещания главы города с застройщиками, приостановившими строительство. По итогам совещаний по ряду проектов приняты решения о перепроектировании объекта, от реализации некоторых проектов решено отказаться или использовать участки для строительства жилья по имеющимся федеральным и краевым социальным программам. Застройщикам необходимо представить гарантии окончания строительства в установленные сроки, а также графики завершения работ. Это позволит в дальнейшем более оперативно отслеживать ситуацию по окончанию строительства объектов на территории Сочи. Кроме того, подготовлены и направлены для рассмотрения в Министерство регионального развития РФ предложения города для внесения изменений в федеральное законодательство по вопросам ужесточения административной ответственности за нарушение установленного срока строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий, а также установления особенностей осуществления архитектурно-строительной деятельности на территории Сочи в период организации и проведения Олимпийских и Параолимпийских игр.
— А какие шаги предприняты в защиту интересов дольщиков?
— Приведу самый свежий пример — по ситуации с объектами концерна «ВАНТ». Могу с уверенностью заявить, что администрация сделала все, от нее зависящее, чтобы, с одной стороны, помочь концерну возобновить строительство объектов, с другой — тем самым защитить интересы дольщиков. По двум жилым домам на Мамайке подписано разрешение на ввод в эксплуатацию, по остальным пяти там же — разрешение на продление сроков строительства. Еще по нескольким объектам изменен вид разрешенного использования земельного участка. Теперь ничто не мешает «ВАНТу» продолжить строительство. От них требуется получить разрешение Госэкспертизы по объектам и возобновить финансирование. Почему концерн не позаботился о решении этих вопросов заранее — вопрос к ним. И, кстати, это не единственной вопрос по деятельности этой компании. Но «ВАНТ» заверяет нас, что завершит строительство всех объектов.
Вообще, как мне кажется, ситуация с «ВАНТом» и другими застройщиками появилась в Сочи не вдруг. В предыдущие годы то, что зачастую творилось здесь в сфере строительства, иначе, как хаосом, назвать трудно. Ну, например, в Сочи очень своеобразно поняли Закон о дачной амнистии. Само слово «амнистия» означает освобождение от ответственности за предыдущие нарушения законодательства, а не сигнал к тому, что теперь в строительной сфере можно делать все, что угодно, — в частности, под видом ИЖС возводить дома в 10 и более этажей. А это в Сочи активно практиковалось. Конечно, есть определенные пробелы и в самом федеральном законе, оставляющие лазейки для недобросовестных застройщиков. К примеру, в законе нет ясного определения «индивидуального жилищного строительства», поэтому многоэтажки регистрировались в упрощенном порядке, как и обычные дачные домики. Сейчас мы очень внимательно отслеживаем такие процессы и не допускаем новых нарушений закона. В этом, безусловно, нам очень помогают новые правила землепользования и застройки, принятые Городским Собранием. В этом документе четко определены зоны застройки, допустимая этажность объектов — как раз то, чего городу очень не хватало ранее.
— Вам, по роду службы, недавно пришлось заниматься в том числе и вопросом о ликвидации ярмарки «Универмаг». До этого проблема не решалась годами. Как все-таки удалось ее решить?
— Эта ярмарка действительно была серьезной проблемой и для властей, и для горожан, и для гостей Сочи. Когда к руководству Сочи пришел нынешний глава, он практически сразу — еще в июне 2009 года — предупредил торгующих там бизнесменов, что для ярмарки придется подыскать другое место. Практически сразу же была предложена и схема решения вопроса — предприниматели объединяются в общественную организацию, под эгидой которой сначала идет обустройство новой ярмарки в районе улицы Фабрициуса, а затем там же ведется строительство современного торгового центра. Не скрою, далеко не все проходило гладко, но должен сказать — большинство предпринимателей пусть не сразу, но согласились с этой схемой. Нам удалось убедить их в абсолютной серьезности наших намерений по ликвидации старой ярмарки. Этот объект не просто технически и морально устарел, он просто противоречил здравому смыслу — пожалуй, нигде в мире в центре курортных городов давно нет подобных «базаров». Ярмарка стала настоящей «головной болью» для Сочи. Город из-за этого все чаще подвергался справедливой критике в СМИ, а подчас и откровенным насмешкам. Мы не могли мириться с таким положением дел. Сейчас, по просьбе предпринимателей, до того, как будет должным образом обустроена новая территория ярмарки на Фабрициуса, им отвели для временной торговли участки на улицах Войкова и Горького. Подчеркну — это временная мера, участки предоставлены всего на 1 год, и продлений этого срока не будет. А в правильности решения по сносу ярмарки «Универмаг», я уверен, в самое ближайшее время, смогут убедиться все сочинцы. Сейчас там обустраивается сквер, будет работать фонтан, и это место станет одним из красивейших в Сочи.
— Каковы планы вашей работы на ближайшее будущее?
— Задач очень много, важных и разноплановых. Ну, например, мы начали очень большую работу по приведению к современным, цивилизованным нормам процедуры предоставления земельных участков. Теперь это производится посредством аукционных торгов. Первая практика показала, что поначалу доверия к таким торгам было немного, однако затем стало появляться все больше заявок, и вот, в начале февраля у нас состоялись уже полноценные торги. Реализовано несколько земельных участков, причем цена в процессе торгов увеличивалась на 10-15 %. Это — неплохой результат для начала. И дело даже не в ценах, а, прежде всего, в том, чтобы прочно внедрить в Сочи практику цивилизованного и справедливого получения земли, навсегда уйти от порочной практики предоставления участков, что называется, «по понятиям».
Огромная работа уже ведется, и еще многое предстоит сделать по формированию пляжных территорий. По новому законодательству часть их них перейдет в муниципальную собственность, какая-то часть останется в федеральной. Необходимо наводить четкий порядок в учете объектов муниципальной собственности — до последнего времени в этом вопросе также наблюдался определенный хаос. Будет работать специальная компьютерная программа по учету таких объектов. Это позволит использовать их с максимальным эффектом для городского бюджета.
И, конечно, отдельная большая тема, также находящаяся в моей сфере ответственности, — создание так называемой системы «электронного правительства». Эта система включает в себя на начальном этапе переход на внутренний электронный документооборот и электронную архивацию документов, что позволит сделать работу административных структур более современной, динамичной и эффективной. На следующем этапе предполагается создание муниципальных многофункциональных центров, обратившись в которые любой сочинец сможет быстро и легко, без хождения по чиновничьим кабинетам, получить бланки необходимых документов, в течение нескольких минут решить вопросы по согласованиям их в различных муниципальных структурах, получить консультации по любым вопросам, касающимся деятельности администрации. Без преувеличения можно сказать, это будет настоящая «революция», в самом лучшем смысле этого слова, во взаимоотношениях власти и горожан. Основная цель этого проекта — не только сделать работу властных структур города гораздо более эффективной, быстрой и полезной для людей, но и многократно снизить коррупционные риски, с которыми, чего греха таить, наши граждане нередко сталкиваются в повседневной жизни. Сейчас это кажется похожим на сказку, но я уверен, что в самом ближайшем будущем мы на новую систему перейдем. Тем более что в РФ уже есть успешный опыт применения такой электронной системы на практике — например, в Ростовской области. Ну а Краснодарский край и Сочи, в частности, просто обязаны здесь быть в числе лидеров. К этому обязывает и олимпийский статус нашего города.
Беседовал Михаил КОНСТАНТИНОВ