Отрицать проблемы с сочинскими дорогами — дело глубоко безнадежное. Недавно обилием ям, явлением «колейности», а зачастую элементарной невозможностью проехать там, где по идее должна находиться проезжая часть, занялись активисты из молодежного парламента. Собранный ими материал для очередной планерки, проводимой главой города, не только ужасал, но и провоцировал зал — а на планерки приглашаются руководители не ниже начальников управлений администрации — на разговоры типа: а вот у нас на районе… да что у вас, у нас на федеральной трассе и не такое бывает.
Несколько лет назад после статьи «Проблема на букву «Д» в редакцию нашей газеты позвонила взволнованная дама и голосом, явно выдающим истерику, начала отчитывать автора публикации за жуткое искажение действительности. Во-первых, даму интересовало, кого это я назвала «дураками», — хотя проблема, поднятая в статье, была тоже, по местным меркам, долгоживущей, но все же затрагивала текущее состояние не дураков, а дорог (тоже на букву «Д»). Вторым искажением действительности дама посчитала мое предположение, что деньги, выделенные на ремонт участка дороги по ул. Володарского, кто-то умный (уж явно не дурак) потихонечку «освоил» не так, как предписывает бюджетный кодекс. Мое предположение о том, что денежки тю-тю, основывалось на том, что дорога как осыпалась, так и продолжала проваливаться в пропасть, как не ездили выше оползневого участка «скорые», пожарные и мусоровозы — так только до этого участка и доползали. А дама с криком в голосе настаивала, что деньги были выделены, о чем есть соответствующие документы, и для написания статьи надо было журналистам не по сочинским дырам разъезжать, а обратиться в профильный департамент финансов, где мне бы предоставили соответствующие выделению денег документы. В общем, неприятный разговор на тему — деньги-то где? — ни к чему конструктивному (равно как и к ремонту дороги) не привел. Но самому разговору и его главному лейтмотиву — деньги есть — лично я удивилась. Ну ладно я, журналист! На минувшей неделе в городе уже на уровне первых лиц исполнительной власти выясняли, где деньги на ремонт дорог? И в роли условного журналиста выступили ни много ни мало руководители районов. Правда, и в качестве человека, который доказывал, что деньги — есть, был С. Щербинин, ныне заместитель мэра. Информации, что деньги на ремонт дорог не только есть, но и находятся в их оперативном управлении, главы сочинских районов явно были очень удивлены. Удивление тем более печально, что финансовый год уж начался и проблемы с сочинскими дорогами к самозатягиванию ям на проезжей части ничуть не склонны. Хорошо хоть, что самого наличия проблемы на букву «Д» в этот раз никто не отрицал.
На признание того, что деньги выделены, С. Щербинина сподвиг капитан ГИБДД. Государственная инспекция безопасности дорожного движения при отслеживании ситуации на дороге обязана не только следить за тем, чтобы водители скорость не превышали (кроме тех, кто на «БМВ» с мигалкой) да по встречке не ездили (тоже касается не всех), но и собственно за состоянием дорог. Правда, «полевые» сотрудники, даже неплохо окончившие курсы подготовки, быстро забывают, что и ямы на дорогах — повод для протоколов, и даже грязные колеса. Представитель ГИБДД поднял на планерном совещании мэра тему вечную, как Кащей Бессмертный: его ведомство обращается к подрядным организациям, занимающимся строительством, по поводу необходимости восстанавливать дороги, раздолбанные их большегрузами. А подрядчики его вежливо так, с соответствующими статьями кодексов и прочими документами отсылают в мэрию: дороги — муниципальные, содержать их должен муниципалитет. И с этой позицией спорить практически бесполезно. Конечно, чувствуется некий диссонанс: было обещано, что под Олимпиаду (а сегодня практически все стройплощадки города так или иначе стараются приписать к олимпийскому развитию Сочи) все дороги и коммуникации будут отремонтированы. На деле же видим, что происходит совсем наоборот. И только когда ГИБДД рассказала о своем общении с подрядчиками, финансовое ведомство все же признало: 196 млн руб. выделено бюджетом-2010 на содержание дорог, в том числе и на пресловутый ямочный ремонт, из городской казны. Еще 45 млн руб. на капремонты городских дорог заложены в бюджете краевом, по краевой целевой программе. Бюджетополучатели — главы районов — повторюсь, сильно удивились этому богатству. Как сложилось, что они не знали, что, будучи обязанными ремонтировать дороги, еще и деньги на это получают — неизвестно. Но показательно, что не знали все четверо глав.
Меж тем в городе существуют и примеры отремонтированных дорог, и даже есть предложения по увеличению суммы, которую можно при желании направить все на то же содержание их в сносном состоянии.
Деньги, по мнению городского руководства, должны дать все те же строители. Логика проста: практически каждый грузовик в Сочи, выезжающий со строительного объекта, есть возможность оштрафовать. Повод лежит прямо на поверхности колес: за «грязные колеса» штрафы с физических лиц — от 500 до 2,5 тыс. руб., с должностных — от 5 до 20 тыс. руб., юрлицам грозит уже от 10 до 100 тыс. рублей штрафа. Колеса грузовикам моются, прямо скажем, не везде… А есть возможность еще штрафовать и за перегруз. В Сочи в массе своей такие дороги, что нагрузка не должна превышать 10 тонн на ось. Нарушение этого норматива встречается ничуть не реже грязных колес. Но для реальных претензий необходимы пункты весового контроля, с коими не густо. Правда, ожидается, что в самое ближайшее время на очередном заседании по олимпийскому строительству и этот вопрос будет решен.
Так вот именно эти штрафы, по предложению руководства города, и будут направлены на поддержание дорог. Причем расчет прост: больше штрафов — лучше дороги. Остается лишь проверить эти расчеты на сочинской практике.
Меж тем сочинская практика уже показывает нам примеры ремонта дорог. Один из них привел на все том же планерном совещании глава города. Пластунская, по его эмоциональным словам, была отремонтирована в результате нехитрой комбинации. Один из чиновников построил магазин и, чтобы его не снесли, договорился с руководством города на индульгенцию, цена которой — ремонт этой самой дороги.
По большому счету, страшно не то, что таким африканским методом была, как выяснилось, отремонтирована одна из самых известных (в автомобильном смысле) дорог Сочи. В конце концов, еще иезуиты провозгласили лозунг, что цель оправдывает средства. Жуть нагоняет та простота, с которой подобные факты всплывают. Быть может, за дверью помещения, в котором идут подобные заседания, стоит ставить представителей правоохранительных органов? Чтобы деньги, выделяемые на ремонт дорог, шли именно на это, а чиновники занимались своими непосредственными обязанностями. А может, напротив, позволить каждому чиновнику построить по магазину и тему ремонта дорог закрыть?
Светлана ВОЛОШИНА