Проблема парковок в Сочи все больше обостряется. Даже парковка на рабатках уже перестала быть поводом для вызова эвакуатора и подчас воспринимается как признак парковочной безысходности, с которой и рад бы бороться, да сил нет: ни один автовладелец своего железного друга не хочет оставлять в местах, где стоянка запрещена, но деваться просто некуда. На минувшей неделе состояние парковочного хозяйства в Сочи проверили ребята из Молодежного парламента. А параллельно свою проверку провело управление цен и тарифов администрации города. Результаты не просто удивили. Конечно, от этого мониторинга парковочных мест в городе не прибавилось ни на пару, но если уж брать выявленные факты по всей строгости закона, то накопать при желании можно не на одно уголовное дело… Или хотя бы заставить ответственных лиц работать не только на пользу аффилированных предприятий, но и на благо горожан, что является их основной, прямой обязанностью.
Первым удивительным фактом, обнаруженным во время мониторинга, стало, ни много ни мало, наличие в городе (в самом его центре) сразу двух муниципальных парковок и еще одной — в районе адлерского вокзала. Парковки в Центральном районе имеют довольно удачное расположение: у автовокзала и на ул. Чайковского.
Наличие их столь поражает потому, что последние полгода администрация — в частности управление архитектуры, замы мэра и сам глава города — активно ищет места для организации парковок. Проблема муссировалась в кулуарах и обсуждалась на совещаниях, и лишь управление транспорта до последнего сохраняло партизанскую позицию: молчало. Сознались в этом управлении в том, что муниципальные парковки все же есть, только когда молодежь принесла материалы на очередную планерку к мэру.
Возможная причина молчания, скорее всего, в том, что парковки эти давно и прочно вошли в разряд личной вотчины.
Официально этими парковками ведает то же муниципальное предприятие «ТС РТД», которое занимается в городе дорожной разметкой и должно следить за светофорами. Из «побед» этого предприятия можно отметить выдающиеся достижения в области сочинского светофорного хозяйства. Аж два светофора были сделаны этим предприятием в прошлом году! Но тарифы на парковку у этого предприятия действуют вполне рыночные. Точнее, как выразился начальник управления транспорта, цена там — «сложившаяся по городу», а это — 50 рублей в час. При такой цене не очень удивляет факт, что парковка не сильно загружена: по уровню доходов в Сочи это немалая цена. Вообще-то для МУПов — от парковок до бань — тарифы должны утверждаться Городским Собранием. И если в муниципальной бане имеется решение ГС о стоимости парильных услуг, то для этих парковок, оказалось, бюджетный закон не писан. В прошлом году от этих парковок Сочи получил в бюджет 1 млн рублей. Это притом, что помимо налогов, рассчитываемых по принципу ЕНВД, МУП должно отчислять в бюджет еще и 25 процентов прибыли.
Не меньше вопросов вызывает парковка у центрального рынка, вдоль «Александрии». По большому счету, «Александрия» ранее заявлялась как первая очередь реконструкции центрального рынка Сочи. Правда, ее строительством, похоже, дело реконструкции и закончилось. Однако одним из условий рыночных преобразований было обязательное строительство парковки. Что видим на деле? Парковки нет, и этот факт за его очевидностью трудно отрицать. Но деньги берутся, и это также трудно отрицать. Стоимость импровизированной стоянки в «кармане» перед «Александрией» составляет «рублей 20». При заезде их никто не требует, но при выезде о необходимости «дать» вам сообщат. В стоимость услуг входит помощь при выезде на проезжую часть.
«Это — рэкет», — резюмировал собранную молодежью информацию А. Пахомов. Быть может, у юристов есть другое определение, но явления эти в любом случае явно не являются нормальными. И свидетельствуют о том, что порядка нет даже среди тех, кто за этот порядок отвечает.
ГИБДД пару недель назад вышла с предложением организовать массовую стоянку на ул. Роз, вдоль проезжей части. Это предложение, будь улица свободна, было бы привлекательным. Увы, сегодня эта новация лишь вызывает в памяти пошлый анекдот: «Сколько надо денег и времени, чтобы сделать из женского общежития публичный дом? Две копейки и две минуты: позвонить, сказать, что переходим на легальное положение».
Но проблемы сочинских парковок уже давно не вызывают смех. Их строительство необходимо начать уже в следующем году. Это не только требование автомобилистов. Это — норма, которую необходимо выдержать к Олимпиаде.
Главный архитектор города А. Шевейко к началу декабря отработал свою часть этой «обязательной программы». По его словам, имеется схема возможного размещения 47 многоуровневых парковок емкостью от 60 до 160 машиномест. Якобы еще 14 предложений поступило от районных администраций — по 4 из Адлера и Хосты, 6 — в Лазаревском районе. В общем, хлеб-соль, дорогие инвесторы, только стройте!
Инвестора, который сможет вложиться в сочинские парковки, надо носить на руках. Не каждый инвестор согласится пойти на такое вложение, как паркинг в Сочи. Это ж не шлагбаум поставить и, не напрягаясь, получать деньги только за обладание кусочком сочинской земли. По разным оценкам срок окупаемости многоуровневого проекта — до 5 лет, а это в нашей стране, привычной к шорт-позициям, считается слишком большим плечом. Но проблема даже не в этом. Есть сведения, что вложиться в паркинги олимпийского города готовы такие монстры «побочного бизнеса», как И. Кобзон и генеральный спонсор множества спортивных мероприятий «Мегафон». Но их не интересуют архитектурные решения. Им необходимы знания другого порядка. Например, условия и сама возможность подключения к сетям, возможные обременения, но самое главное — «чистота» участков, на которых архитектором нарисованы парковки. Ведь на дежурной карте города это могут быть белые пятна, а по факту — документы на землю находятся у какого-нибудь ушлого гражданина и ждут своего часа. Более того, инвесторы уже пытались зайти на некоторые из этих участков, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что земля не только оформлена на других людей, но и пару раз права на нее даже перепроданы. Не будем вдаваться в механизм действия этой схемы, но она действует.
Забавно, хотя и печально: руководитель управления программ городского развития администрации Сочи А. Иванов (профильной деятельностью этого управления является, в том числе, и работа с инвестконтрактами) признался, что увидел разработки архитектора и сами участки только тогда, когда
А. Шевейко вынес их на обсуждение на общегородской планерке. Зам. главы города О. Ясюк вообще сказал, что предложения конкретики не имеют никакой, и на главный вопрос — о «чистоте» этих участков — ответа не дал. То есть и здесь — полное зависание. И свидетельствует оно, как и ситуация с внезапно обнаруженными муниципальными парковками, только об уровне, скажем мягко, заинтересованности в решении проблемы. В данной ситуации этот уровень удивляет еще и тем, что, по большому счету, три человека, занимающих довольно высокие посты и работающих в одном трехэтажном здании, за месяц не смогли встретиться и решить эту проблему. Или хотя бы признать, что проблема решения не имеет по причине того, что в Кичмае многоуровневая парковка не нужна, а в центре вся земля уже у третьих лиц. Пока остановились на стадии «будем искать» и угрозе выговоров.
Неожиданно, хотя и вполне органично, к проблеме парковок примкнула проблема знаменитых сочинских «строительных заборов». Предложение вместо «Чайки» устроить стоянку быстро облетело город и среди горожан вызывает только один вопрос: «Почему не делают?». Действительно, завезти щебенку, поменять забор и нанять трех охранников — не великих затрат дело. Тем более, как все мы помним, гостиница «Чайка» была предприятием стопроцентно муниципальным. А значит, по житейской логике, и земля, с которой пять лет назад вывезли ее руины, — тоже городская и самое удачное место для парковки, раз уж ничего путного здесь построить не удалось.
Но не тут-то было. И это, по большому счету, тоже повод для разбирательств на уровне правоохранительных органов. Сегодня муниципальной части здесь… нет! Профессионалы по выводу муниципального имущества из городской казны сработали четко. Сегодня здесь хозяин-арендатор — предприниматель по фамилии Семендуев. И несмотря на то, что уж 5 лет как не делается на участке ничего, отдавать «свое» добро ему абсолютно не хочется. Нынешний состав администрации сегодня усиленно бьется за эту землю, но предыдущие профессионалы постарались так, что вернуть собственность муниципалитету практически невозможно. Отрабатывается предложение обязать Семендуева на этом участке до Олимпиады никакого строительства не затевать, так как до 2014 года такими темпами он явно не успеет, и все же устроить стоянку. Но свидетельствует эта ситуация все о том же…
Светлана ВОЛОШИНА