Главное богатство Сочи, краеугольная основа курорта, его сердце — санаторно-туристский комплекс. Это аксиома. Соответственно и заботиться о его здоровье надо в первую очередь. Происходит ли это? Где возникают «тромбы»? И что нужно сделать, чтобы сердце курорта, в конце концов, не хватил инфаркт? Об этом наша беседа с заместителем председателя Городского Собрания Сочи Юрием АРИНЦЕВЫМ.
— Юрий Николаевич, значение санаторно-туристского комплекса для Сочи, безусловно, трудно переоценить. Какой «вес», на ваш взгляд, имеет этот сегмент в инфраструктуре не только города, но и всей страны?
— Во-первых, Сочи — главный курорт России. И уже только это накладывает особый отпечаток на его жизнедеятельность, укрепление и развитие базы, а она и есть санаторно-туристский комплекс, благодаря работе которого россияне реализуют свое право на отдых. Кроме того, именно этот комплекс предоставляет сочинцам основную массу рабочих мест, а казне — налоговые поступления. Во всем мире государство ценит эту отрасль и оказывает ей всемерное содействие, ибо, вложив один рубль в ее развитие, впоследствии получает десять. Наш город готовится принять Олимпийские игры 2014 года. Именно этот фактор надо максимально использовать для развития его с государственной помощью как курорта.
— Какие формы может принимать эта помощь?
— Это, к примеру, система льгот, которые государство может предоставить предпринимателям санаторно-туристской сферы, заботящимся о дальнейшем развитии, или тем же инвесторам, вкладывающим деньги в эту отрасль. Ведь в будущем и у государства, соответственно, увеличится налогооблагаемая база. Могут выделяться определенные льготы туроператорам и организациям, занимающимся развитием туризма или рекреационных зон. Например, снизить ставку НДФЛ, частично освободить от уплаты отдельных федеральных налогов либо предоставлять кредиты с низкой процентной ставкой и отсрочкой платежей. Безусловно, краевые и местные органы власти также должны содействовать развитию туризма и санаторно-курортной отрасли, снижая налоги.
— Что нужно, на ваш взгляд, сделать, чтобы Сочи снова стал круглогодичным курортом, каким был в советские времена?
— Сделать нужно очень и очень много. Если раньше на курорт люди ехали по путевкам, стоившим сущие копейки (те, кто посолиднее, отправлялись к морю летом, остальные — зимой), то сегодня дело обстоит совершенно иначе. Таких «путевочников» мало, не они «делают погоду» на курорте, да и не все санатории, пансионаты и гостиницы могут принять их по такой низкой цене, а работать себе в убыток никто не хочет. Сегодня человек должен достать свои деньги из кармана и заплатить за отдых. А для того, чтобы он приехал в Сочи, да еще в межсезонье (не будем сейчас говорить о зимнем отдыхе в горах — это отдельная тема), мы должны ему предложить целый спектр высококачественных услуг. Во-первых, необходимо обновить материальную базу здравниц и отелей, подняв ее до уровня мировых курортов. Во-вторых, укрепить, сделать высококлассной диагностическую и лечебную базу санаториев. Человек должен понять и быть уверенным в том, что он вполне может совместить отдых и лечение, причем не дома, а на курорте. Так сказать, получить «два в одном». Сегодня эта база в большинстве санаториев устаревшая и не отвечает современным требованиям.
— Но ведь сегодня даже просто добраться до Сочи — проблема из проблем.
— Безусловно. Дорожные расходы, так называемая транспортная составляющая, настолько утяжеляет, порой, стоимость отдыха, что для многих она становится просто неподъемной. Авиакомпании на тех, кто летает в Сочи, зарабатывают большие деньги, а задешево возят почему-то в Анталью, Египет и т.д. Не лучше обстоит дело и с проездом по железной дороге. Билет, например, в купе уже приближается к цене авиаперелета по тому же маршруту. Без вмешательства государства (тем более, что у правительства такие рычаги есть) курорт Сочи так и будет задыхаться от этой транспортной удавки. Нужно, как минимум, уравнять цены на внутренние авиаперевозки с полетами за рубеж, хотя, по большому счету, для развития собственных курортов надо их понизить.
— Ну и, наверное, исключить всевозможные коммунальные ЧП?
— Это — в первую очередь. Представляете, какую антирекламу курорту создают отключения электроэнергии, порывы канализационных или водопроводных сетей и другие подобные коммунальные «сюрпризы»?! Сильнее удара по престижу города трудно даже придумать. Сочинцы уже «тренированные», привыкли стоически переносить такие ЧП, а как объяснить это гостям курорта? И ведь происходит это зачастую во время крупных мероприятий — различных форумов или фестивалей. Поэтому необходимо строительство соответствующих дублирующих сетей, приобретение базами размещения генераторов электроснабжения, использование альтернативных источников энергии — солнечной, ветровой и т.д. Обеспечение предприятий курортной сферы коммунальными услугами должно быть однозначно бесперебойным и не зависящим от природно-погодных условий.
— Экологическая чистота — одна из важнейших составляющих жизни любого курорта. Как, на ваш взгляд, решается этот вопрос у нас, в Сочи?
— В первую очередь, это, конечно, касается чистоты морской воды. Вы подсчитайте, сколько речек, ручьев и речушек стекает у нас в море, неся с собой не просто мусор, но и всевозможные неочищенные стоки, а проходя через районы, где до сих пор нет канализования, и, скажем так, «отходы жизнедеятельности человека», или попросту фекалии. Как можно после этого говорить о чистоте воды?! Если ребенок, купаясь, ее чуть-чуть хлебнет, можно сразу везти его в «инфекционку». Да, в рамках программы подготовки к Олимпиаде и превращения Сочи в курорт мирового уровня предусмотрено и делается в этом отношении много. Но надо сделать не многое, а абсолютно все. Ведь одна-единственная речушка, оставшаяся «без присмотра», может наделать немало бед, добавив в бочку меда свою ложку дегтя.
— Среди всех аспектов выживания курорта в межсезонье немаловажной была, есть и будет сфера развлечений. Достаточно ли она развита в нашем городе?
— Конечно, зимой отдыхающий купаться в море или загорать на пляж не пойдет. Ну, поваляется в номере, посмотрит телевизор, сходит на лечебные процедуры… Наконец, книгу почитает. Все равно как минимум полдня он свободен. Чем же заняться? Тем более, что и деньги, вроде, есть. На многих круглогодичных курортах развита сеть хороших дискотек и других интересных развлекательных заведений. Я подчеркиваю, хороших, а не с массовиком-затейником, полупьяной молодежью и, чего скрывать, наркотиками. У нас таких дискотек практически нет. Да, у нас есть аквапарки, но их очень мало и к работе зимой они не особо приспособлены. А варьете? Когда-то в Сочи оно было одним из лучших в стране. Где они сегодня?
Отдельный разговор — об экскурсионных маршрутах. Когда я четверть века назад начинал работать в сфере туризма, в Сочи было почти 120 таких маршрутов. Отлично организованных, действующих круглогодично, как говорится, классных. Сегодня их около тридцати, а реально действует не более десятка. Причем в основном «внутригородских». А ведь сколько у нас интересных достопримечательностей, уникальных природных уголков — пещер, водопадов, дольменов… Приведите их в порядок, очистите, благоустройте, сделайте подсветку, организуйте подъезд и безопасные условия осмотра — желающих побывать там будет множество. Надо только заниматься этим профессионально, с желанием сделать родной курорт по-настоящему привлекательным. Стадионы, спортивные дворцы, концертные и выставочные залы, которые строятся к Олимпиаде, должны быть многофункциональными, интересными для приезжающих, в том числе и зимой. Вот тогда и потянутся к нам гости, не боясь, что во время отдыха засохнут от скуки.
— Предположим (чисто гипотетически), что у нас это все или почти все есть. Но не расскажи об этом людям по всей стране, не прорекламируй курорт — и… жди у моря погоды. «Цыганская почта», конечно, хорошо, но этого мало.
— Разумеется. Реклама — двигатель не только торговли. Я работаю в Городском Собрании уже второй созыв. Был председателем комитета по курортному делу и туризму, руководил контрольно-счетной палатой, сейчас являюсь заместителем председателя нашего Городского Собрания. И с самого начала активно занимался решением вопроса рекламы нашего курорта, потому что совершенно ясно — без нее Сочи останется без гостей. А это — крах для всех отраслей города. В начале моей депутатской работы на эти цели из бюджета отводились такие крохи, которых хватало в лучшем случае на публикацию в сочинских газетах объявлений. Сейчас выделяется уже 50 млн рублей. Но и этого совершенно недостаточно. Та же Турция, и только на привлечение туристов из России, выделяет до 30 млн долларов. Как говорится, почувствуйте разницу. Поэтому сейчас, в ходе утверждения бюджета на будущий год, я и мои коллеги будем добиваться того, чтобы средства, выделяемые на рекламу Сочи, были, несмотря на кризис, сохранены на уровне прошлого года или даже увеличены.
Беседовал Владимир СУРОВЦЕВ