На заснеженных склонах каждый имеет шанс: а) получить удовольствие, б) покататься на чем захочет, в) сломать ногу. Может, конечно, и не получить, не покататься и, соответственно, ничего себе не сломать. А вот зависит возможность провести горнолыжный сезон на самом южном зимнем курорте России не только от желания добраться до южных снегов, но и от того, насколько Сочи к этому горнолыжному сезону готов. И, по большому счету, именно наступающий горнолыжный сезон покажет: насколько россиянин готов ехать в Сочи кататься на лыжах и насколько жителям Красной Поляны удобно жить в условиях олимпийского строительства.
Меж тем горнолыжные сезоны последних лет норовили отметиться скандалами, самыми громкими из которых стали двухгодичной давности остановка в разгар сезона главного на тот момент комплекса подъемников «Альпики-Сервис» и прошлогоднее ЧП, вызванное, как ни странно, главным краснополянским зимним богатством — снегом. Напомню, в прошлом году снегопад, шедший ЗДЕСЬ три дня кряду, парализовал не только курорт, но и сами поселки: фирма, ответственная за расчистку федеральной трассы — главной транспортной артерии, — оказалась просто не в состоянии справиться со своими задачами. Оба инцидента так и остались бы поселковым внутрисобойчиком, если бы не тот факт, что оба раза ситуация осложнялась ни много ни мало присутствием первых лиц страны в непосредственной близости.
При разборе прошлогодних «полетов» руководители предприятия, обслуживающего федеральную трассу, аргументировали произошедшее и недостатком средств, и тяжелым положением базы, но факт остается фактом — чистили федеральную трассу силами и средствами местными. Это, впрочем, очень показательный пример: федеральные структуры иной раз ссылаются на «объективные трудности», а местным приходится закрывать их дыры, потому что именно с местных властей — весь спрос.
На сегодняшний день к сезону, который отнюдь не за горами и, по большому счету, стартует с первым снегом, федеральное предприятие подходит со следующими результатами. Песка для посыпания дороги на случай гололедицы заготовлено 50 процентов от расчетного норматива, соли — 80 процентов, техника (что в наличии) — та в исправности, но необходимы, как минимум, еще пара грейдеров и бульдозер. При этом федералам хотелось бы работать по схеме: начался снег — поступил заказ — люди и техника вышли на трассу, причем отработали строго в соответствии с рабочим расписанием. Кстати, собственных грейдеров в прошлом году вообще не было. Да и сегодня реальное состояние дел покажет не отчет о готовности, а первый внятный снегопад.
Но среднему отдыхающему до этого разделения полномочий и зон ответственности дела, естественно, нет никакого. Отдыхающий хочет приехать в уютный чистый поселок, где снег не является поводом для остановки жизни. А жители вообще считают — и не без оснований, что за удобством жизни поселка должен следить «сельсовет» — администрация сельского округа.
Администрация к зиме начала готовиться в августе. Причем сразу к ЧС: чтобы уж обезопаситься от «сюрпризов» наверняка, проработали схему, при которой администрация самостоятельно объявляет зону чрезвычайной ситуации, вводит особый порядок передвижения по дорогам и получает возможность привлекать «стороннюю технику». Потому что готовых к этой зиме 3 бульдозеров и 4 сгребателей может на 36 км федеральной трассы и не хватить. Уже летом всем фирмам, которые работают в округе, разослали письма с просьбой подробно расписать: сколько техники и специалистов могут эти предприятия мобилизовать на случай чрезвычайной ситуации. Оказалось — совсем не мало.
Самих строительных фирм в олимпийских поселках работает очень много, что нынешней Красной Поляне придает неподражаемый «колорит» огромной стройплощадки. К сожалению, это не всегда украшает поселок. К примеру «Альпика-Сервис», если в ближайших ее окрестностях дела не поменяются, может вообще остаться «без сезона». Дело в том, что выше стартовой площадки идут активные строительные работы. Сегодня там прокладывается дорога, а в планах — сооружение чуть повыше в горах РБУ и прочей стройинфраструктуры. Это, безусловно, — шаг на пути строительства олимпийских объектов. Но это — и источник невообразимой грязи, которая царит вокруг.
Проблема грязи, по большому счету, решаема элементарным мытьем колес автомобилей, которые спускаются в поселок. Пример — насколько чище становится на улицах, если этой мерой не пренебрегать, показывает Кепша. Но, увы, чистота здесь имеет слишком высокую цену: часть автомобилей моют не в специальных зонах, а просто в ручье…
Силами поселковой администрации работы на этих объектах уже приостанавливались — именно по причине жуткого отношения к экологии и санитарии. Но так как стройка в зоне особого приоритета, то очень скоро работы были возобновлены — каждый час чреват срывом главного олимпийского графика.
Сегодня руководители этих предприятий получили еще письма. На этот раз администрация просит и колеса мыть, и проезды обрабатывать «незамерзайкой». И все это потому, что в прошлом году без малого половина времени и средств, выделяемых на очистку дорог внутри населенных пунктов, к примеру, на Чвижепсе и Медовеевку, ушла на федеральную трассу. В этом году выделяются все те же 1 млн 400 тысяч рублей, но если прошлой зимой Кепша «откапывалась» зачастую сама, то в этом году надеются, что обойдется без таких накладок.
Особая гордость подготовки к зиме поселков — школа и детский сад. Этим летом здесь удалось полностью поменять трубы, а в школе еще и установили систему «теплосбережения». Причем если фирма, занимавшаяся разводкой в школе, свои обязательства выполнила в срок, то иностранная компания в детском саду довела положение до того, что за пять дней до начала отопительного сезона (а он в горах начинается, как в средней полосе России, на месяц раньше, чем в сочинских субтропиках) с объекта ушла, сославшись на отсутствие средств. И та же «Панорама-2004» доделывала детский садик авралом. Но эта часть поселков к зиме оказалась готова. Готовы оказались и люди, имеющие льготы или право на субсидии по дровам: уголь и лес «по линии собеса» поставили в срок. Так что за сам поселок в начале зимы волноваться оснований нет. Чего не скажешь о наших курортах, которым уже сегодня необходимо обслуживать лыжников, саночников и прочих любителей высокогорья.
Комплекс «Лаура» — единственный работает сегодня в штатном режиме. Подъемник для тех, кому хочется просто посмотреть на олимпийские места в будний день, стоит сейчас 500 рублей, для детей — 250 руб. Персонал отменно вежлив и улыбается пятизвездочными улыбками, в пункте проката рядами выстроены в ожидании снега сноуборды, лыжи и прочая экипировка. За комплект — от 1000 рублей, но они пока никому не нужны: снега нет.
«Карусель» — казалось бы, тоже новенький комплекс — встречает… охранником. До 1 декабря здесь были объявлены «профилактические работы», стоянка закрыта, охрана о ценах «справок не дает».
Но страшнее всего смотрится сегодня «Альпика»: бесплатная стоянка перекрыта шлагбаумом, пуст не только подъемник, но и рыночек сувениров. Вокруг, как уже было сказано, непролазная грязь. А ведь у «Альпики» — единственный склон, приспособленный для катания на санках. Но даже здесь надеются, что грязь подморозится и скроется под снегом и сезон, несмотря ни на что, все же состоится. Во всяком случае, большинство средств размещения (от 1500 руб. в сутки) гарантируют своим клиентам трансферт именно до этого подъемника.
Прокат санок в этом году, как ожидается, будет стоить 200 рублей плюс возвращаемый депозит. А вот ски-пасы на всех курортах заявляются по одной и той же цене — от 1000 рублей «просто подъем» до 25000 рублей за именной пропуск на весь сезон — с 15 декабря по 15 апреля. А так как «синоптическая статистика» свидетельствует, что зим без снега в Красной Поляне за всю историю наблюдений не было, то всем любителям этого отдыха пора готовиться: чистить куртки, доставать лыжи, закупать перчатки. Ведь как бы ни шла стройка, а на заснеженных склонах каждый сможет получить удовольствие.
Светлана ВОЛОШИНА