10 малоизвестных фактов из биографии дачи Барсовой
…В детстве любимой игрушкой Калерии Владимировой (ее настоящие имя и фамилия) была головоломка — шкатулка с прозрачной крышкой, изображающая замок. Требовалось вывести миниатюрное привидение из лабиринта, наклоняя шкатулку. Когда не получалось, доходило до истерик. Тогда старшая сестра отбирала замок, примирительно улыбаясь: «Не вышло, значит, не судьба». Но будущая звезда не верила в судьбу — только в себя.
Репертуар в 600 вокальных партий. Колоратурное сопрано от бога. Секс-символ советской оперы. В декабре исполнится 65 лет ее знаменитому дому по адресу Черноморская, 8. Мы пролистали его досье.
1. Тайна первого камня
Родословная дома начинается с первого камня. По извечной сочинской традиции Барсова заложила его задолго до получения разрешения на строительство… Шел декабрь 1944 года. Группа столичных артистов давала концерты по госпиталям. После выступления начальство обычно звало на банкет. В тот необычно теплый день кошму накрыли на зеленом холме. Седой генерал полулежа рассматривал певицу сквозь бокал: надо же, в 50 как конфетка. «Смотри, Лерочка: в Москве снег, а мы в море плаваем. Переезжай в Сочи! Построишь дом, я в гости буду ходить». «А что?! — Барсова легко вскочила, закружилась в танце, вдавила в землю каблучок. — На этом месте и построю!»
Театральный историк И. Надич в книге «Тайные встречи» вспоминает, что Барсова «всегда получала, что хотела — роли, квартиры, мужчин». Коллеги всерьез считали ее ведьмой и боялись связываться. Якобы при закладке фундамента сочинской дачи первый камень окропили кровью черного петуха, которому прима лично снесла голову… Триллер категорически не вяжется с радушным характером и ямочками на щеках. Скорее всего, дом заложили в канун Рождества 1944 г. Сначала построили сторожку, потом гараж на две машины.
2. Фаворитка Сталина
В Сочи судачили, что дача — личный подарок Сталина. Мол, неспроста генсек начал чаще бывать в «Зеленой роще» (и велел достроить второй этаж с «люксами») после того, как Валерия въехала в свой особняк. Решение предоставить народной артистке СССР В.В. Барсовой «земельный участок на Старо-Сухумском шоссе размером 2000 кв. м под строительство индивидуальной дачи-виллы» принято депутатами Сочинского горсовета 19 апреля 1946 г. По рекомендации Министерства культуры, подписи вождя народов там, естественно, нет.
Валерия всегда была магнитом для сплетен. Когда тенор Лемешев слег с ангиной, по Москве поползли слухи, будто он стрелялся из-за Барсовой с другим тенором — Козловским. Да не где-нибудь, а на сцене Большого, прямо во время «Евгения Онегина»! Причем коварный Козловский вместо дуэльного пистолета применил трофейный «Вальтер»… Молва приписывала ей интим даже с карикатуристом Ефимовым, который рисовал на нее шаржи.
3. Дела ремонтные
Натура энергичная, она не терпела однообразие в обстановке. Проявляла креативность: приказала вмонтировать в дверной проем книжный шкаф. После смерти владелицы особняк подвергся перепланировкам. На месте кухни сейчас гардероб и касса. Из 128 кв. м первого этажа треть — служебные помещения. Даже стены сменили цвет — хозяйка предпочитала «все оттенки надежды», т.е. зеленый.
4. Охотница за парусами
Предметов, помнящих руки хозяйки, в экспозиции хватает. Книги, телевизор «Рекорд» 50-х годов (работает!), граммофон с уникальной коллекцией пластинок, театральный бинокль. После утреннего «кофе с преферансом» Валерия любовалась в бинокль рыбацкими лодками. Иронично называла променад охотой за алыми парусами.
Волжанка, рожденная в Астрахани, она не любила пароходы. Во время путешествия по Волге с членами правительства ей сделали царский подарок: пароход у причала со свежей надписью «Валерия Барсова». «А раньше как звали?» — спросила проницательная певица. Кто-то хохотнул: «Да просто «Бабушка». Хорошо хоть, не чертова!..» До революции судно принадлежало нижегородскому купцу Булычеву, которого расстреляли. Певица побледнела, ушла в каюту: сочла дурным знаком.
5. Квартира в музее
На втором этаже дома-музея находится… частная квартира. В 1966 году ее купила сочинская поэтесса В. Саакова, ныне покойная, с которой певица дружила.
6. Мавританская аномалия
Идею возведения беседки в мавританском (точнее тунисском) стиле подал педагог по вокалу — итальянец Мазетти. Он набросал, какой она должна быть, — восемь колонн, крыша со шпилем в черепичных шишках, на каком расстоянии от крыльца. У эзотериков это называется гармонизация пространства. Приезжие с удивлением замечают, что внутри открытой беседки любые ураганы и грозы превращаются в невесомый бриз. Местные, похоже, давно ничему не удивляются…
7. Витязь в барсовой шкуре
Про «парад мужей» певицы ходили легенды и апокрифы. К туговатому на ухо писателю Смирнову-Сокольскому подошел человек и громко отрекомендовался: «Я — муж Барсовой!» Писатель помолчал, потом робко спросил: «А чем вы днем занимаетесь?»
Мужем «сочинского периода» был грузин, майор НКВД в отставке. Он лихо водил «Победу» и занимался хозяйством. Тщательно вел бухгалтерские книги: «Дрова — 11 руб., свечи — 14,30 руб., керосин — 28,50 руб.» (все это закупалось впрок, при наличии электричества с собственной подстанции!). На полях приписка: «Дворник хам, денег не давать!» Его прозвали «витязем в барсовой шкуре». Сочинская богема считала Витязя безнадежным солдафоном. Но однажды он поразил гостей. Вошел, хмуро огляделся, выпил водки. Скрипнув сапогами, уселся за рояль. И заиграл красивую элегию, глядя на Валерию и усмехаясь.
8. Платье-талисман
Платье из французского гипюра с люрексом пошили за ночь — когда стало известно, что студентка консерватории Барсова заменит внезапно заболевшую Нежданову в «Севильском цирюльнике». Партнером был сам «русский демон» — Шаляпин. Очарованный талантом и яркой внешностью дебютантки, мэтр до самой эмиграции приглашал ее в свои бенефисы. Черное платье стало талисманом. Завершив карьеру, Барсова передала его любимой ученице — Валерии Мальцевой, чтобы та держала в нем экзамен в консерваторию. И платье опять сработало! Многие начинающие певицы выпрашивали счастливое платье «поносить». Но непреклонная Мальцева отдала суперплатье музею. Если верить покрою, таким формам позавидовала бы Монро.
9. Тень за окном
Ночью дом наполняется звуками: скрипит паркет, подрагивает стекло витрин, отмеривают вечность ходики. Часы останавливались лишь раз — 13 декабря 1967 г., когда Валерию Владимировну унес инсульт. В 70-80-х в доме была вечерняя художественная школа. Дети говорили о женской фигуре, которая заглядывает в окна со стороны сада — прижав к стеклу ладони лодочками, чтобы лучше видеть. При этом лицо гостьи никто не мог описать. Осмотр территории ничего не давал. Проблему решили, повесив тяжелые шторы до пола.
10. Слово, сказанное тихо…
Дачу строил сочинский архитектор Н. Тришкин (по проекту питерца И. Люблинского). Он предложил использовать древесину кедра для крестовых потолочных балок — это создало единое акустическое пространство в доме. Высота потолков — почти 6 метров. Акустика в музыкальной гостиной феноменальна: если приблизить губы к стене и тихо произнести фразу, вас услышит человек, приложивший ухо к стене напротив! Гости Барсовой — солидные, известные люди — частенько забавлялись игрой «перехвати слово». Рассказывают, что когда хозяйка присоединялась к авантюре, то очень просила не говорить «судьба».
Виталий ТЮННИКОВ