20-летний юбилей так называемой «бархатной революции» отметили на днях жители нашего бывшего «собрата» по социалистическому лагерю — Чешской Республики. Наш корреспондент побывал в Чехии с целью выяснить, что из советского прошлого до сих пор живо в этой стране, а что окончательно ушло в прошлое. Результаты оказались весьма неожиданными.
Советские реликты
Столица Чехии — Прага (1,3 млн жителей) при беглом взгляде производит двойственное впечатление — в глаза бросается, с одной стороны, явное стремление властей навести порядок в самых разных аспектах городской жизни, с другой — явные же признаки того, что эти усилия далеко не всегда успешны. Прага до сих пор довольно грязна — особенно в спальных районах. Повсеместно встречаются разрытые канавы под линии теплотрасс, в центре активно идет ремонт фасадов старых зданий, и куски стройматериалов частенько сыплются прямо на головы пражан и гостей столицы. Особенно режут глаз многочисленные граффити. Ими разрисовано ВСЕ — от фасадов жилых домов до здания, скажем, Народного музея. В ресторанах и кафе, особенно в центре Праги, — по-советски неторопливые и не слишком любезные официанты, а счет лучше всего проверять с калькулятором — обсчитывают часто и охотно. Присутствует и заметное социальное расслоение — разница в доходах между жителями столицы и регионов — в 2,5-3 раза. Сравнительно невысокая (по меркам Евросоюза) средняя зарплата по стране — около 700 евро. «НедоЕвропа» — метко окрестил происходящее мой приятель, бывший москвич, а ныне чешскоподданный Антон.
Европейские веяния
Несомненных «завоеваний чешской демократии» немало. Достаточно четкая работа городской инфраструктуры, коммунальных служб (свет, например, в пражских районах отключают не чаще чем раз в полтора-два года — по случаю крупного ремонта линий), широчайшая торговая сеть — в городе более 200 гипермаркетов всех наиболее известных мировых и местных брэндов. Более чем разумные цены на продовольствие — в местном ритейле основные продукты почти вдвое дешевле, чем в РФ (это при вдвое большей цене на бензин в Чехии — 1,2 евро за литр 95-го), серьезные успехи на фронтах борьбы с бюрократией — сроки оформления документов в официальных структурах предельно сжаты и неукоснительно выдерживаются как в отношении местных жителей, так и иностранцев. Но вот уж что заслуживает отдельного рассказа, так это система работы общественного транспорта в Праге.
Миф о непобедимости пробок
Еще несколько лет назад автотрафик в Праге мало чем отличался от московского — пробки, заторы, а иногда и настоящие локауты преследовали горожан повсюду и в любое время года. Прагу вообще трудно назвать городом с ультрасовременной дорожной сетью — здесь очень мало крупных развязок и путепроводов. В этом смысле чешская столица не очень отличается от среднего российского города. В 2003 году под серьезным давлением общественности (чехи очень легки на подъем, когда речь идет о различных протестах) городские власти разработали принципиально новую, интегрированную систему общественного транспорта Праги, который в миру представлен автобусами, трамваями и метро. Новая система представляет собой специальную компьютерную программу, в которой задействована система спутникового мониторинга GPS. Программа управляет работой абсолютно всех видов транспорта на всех городских маршрутах, организуя четкое взаимодействие на всех этапах. Во всех автобусах, трамваях и поездах метро установлены электронные табло с речевыми информаторами. Причем названия остановок объявляются не по факту прибытия, а через определенные, оптимальные, по мнению компьютера, временные промежутки, необходимые для преодоления данного расстояния. Программа при этом учитывает десятки параметров по конкретному дню недели и времени суток — пассажиропоток, плотность движения и т.д. Это в большей степени сигнал для водителя — увеличить или, наоборот, снизить (что редко) скорость движения. Результат — ВСЕ виды транспорта ходят со строжайшим соблюдением расписания — вплоть до НЕСКОЛЬКИХ СЕКУНД(!). Если на информационном щите на остановке написано, что, например, автобус № 239 придет в 8.17, будьте уверены, так оно и будет.
Баланс интересов
Дело еще и в том, что водители автобусов и трамваев кровно заинтересованы в строгом соблюдении расписания — в Чехии существует эффективная система поощрений (за четкость работы) и штрафов (за опоздания) для водителей. За отклонение от графика движения на 1 минуту в неделю(!) водитель (если будет установлена именно его вина) недосчитается 20 % зарплаты, за повторное нарушение — 50 %, за последующие может быть уволен. Все водители общественного транспорта в Праге получают «белую» зарплату, не имея никакого отношения к расчетам с пассажирами. Здесь используется только безналичная система. В специальных терминалах, расположенных на каждой остановке или станции метро, пассажиры покупают проездные билеты с электронным микрочипом. Стоят билеты недешево. Билет, дающий право на проезд во всех видах транспорта, на полтора часа стоит 26 чешских крон (примерно 50 рублей), на 20 минут — 18 крон (35 рублей). Время начала действия наносится на билет при первом компостировании. Штраф за безбилетный проезд — около 40 евро, контролеров много. Но это плата за ГАРАНТИИ своевременного проезда в нужный вам район. В Праге просто невозможно опоздать на работу или на важную встречу, ну, если вы, конечно, сами не проспали. В сочетании с весьма жестким стилем работы дорожной полиции (в Праге ее много) и ОЧЕНЬ высокими штрафами за нарушения ПДД (за неправильную парковку, например, -300 евро) новая система совершила настоящее чудо — пробки в Праге исчезли. Теперь их нет вообще — ни утром, ни вечером.
Параллели
Это только на первый взгляд не слишком корректно проводить некие аналогии между чешской столицей и Сочи. Почему бы и нет? Прага — тоже туристический центр, за год ее посещает более 40 млн туристов, почти так же территориально разбросана (в городе — 20 районов), ландшафт тоже очень похож — сплошные холмы, подъемы-спуски. Наконец, Прага — один из городов, имеющих огромный опыт проведения крупнейших спортивных соревнований, например, чемпионатов мира по хоккею, кубков мира по лыжным видам спорта, фигурному катанию и др. Но в Сочи, в отличие от Праги, работа общественного транспорта в сочетании с пробками — одна из главных и наиболее тяжелых городских проблем. Дошло уже до того, что Сочи в интернет-энциклопедии «Википедия» называют «самым медленным» городом РФ. Сочи, особенно учитывая его олимпийское будущее, вряд ли может позволить себе такое пренебрежение к собственной репутации. Надо сказать, что идеи использования электронных билетов, спутникового мониторинга для контроля за общественным транспортом и прочие новации уже неоднократно озвучивались в администрации Сочи. Но дальше слов дело пока не идет. Кто знает, возможно, описанный нами опыт одной из европейских столиц поможет нашим властям гораздо решительнее продвигаться в реализации этих важнейших проблем.
Михаил КОНСТАНТИНОВ