Уже месяц, как начался новый учебный год. Большинство родителей, отправляя своего ребенка в школу, надеется, что он там получит необходимые знания об окружающем мире, научится искать и находить свое место в социуме и, главное, сумеет приобрести ряд нравственных ориентиров, которые сделают его достойным человеком. Однако на практике зачастую дела обстоят несколько иначе. Иногда даже совсем иначе.
А.У.Е.
Эту аббревиатуру в последнее время можно увидеть на стенах жилых домов, школ, в учебниках и дневниках школьников. Молодежное объединение «Служба профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде города Сочи» провела собственное исследование на эту тему. Служба выяснила, что, во-первых, аббревиатура А.У.Е. означает не что иное, как «арестантско-уркаганское единство», то есть декларацию определенного взгляда на жизнь и некие правила жизненного уклада, принятые в местах лишения свободы и именуемые в просторечии «понятия». Во-вторых, путем опроса учеников нескольких школ города удалось выяснить, что значение этой аббревиатуры понимают 70 % респондентов, а 40 %(!) открыто придерживаются так называемых «черных» (воровских) взглядов, 90 % школьников знают, кто такой «вор в законе». По словам руководителя молодежного объединения Станислава Ярова, «жить «по понятиям» многие учащиеся начинают уже с пятого класса. В некоторых сочинских школах появились «смотрящие», «лохи», «порядочные» и «непорядочные» пацаны, а бытовые конфликты среди учащихся превращаются в «разборки» с привлечением отмотавших свой срок «старших», которые и решают, кто прав, а кто нет, в качестве мягкого наказания «снимут косяк», т.е. предложат оплатить свою провинность деньгами или мобильным телефоном, могут и избить. Пожалуешься родителям, или тем более в милицию, станешь «замусоренным», то есть изгоем. Поэтому и терпят многие дети этот беспредел. Для большинства детей эти понятия чужды, но открыто высказать это в «порядочной» школе означает оказаться внизу социальной иерархии».
Серега
…Так он себя назвал. Имя наверняка вымышленное, что неудивительно, поскольку мой собеседник общаться согласился только на условиях полной анонимности (сказал — «братва узнает, будут проблемы»). Серега держится уверенно, даже нагловато, говорит, что ему интересно давать интервью, так как делает он это впервые.
— Серега, тебя как правильно именовать — смотрящий?
— Не, смотрящие — это постарше (Сереге на вид лет 16). Ну, я ровный пацан, правильный, слежу, чтобы лохи косяков не пороли.
— Живешь по понятиям?
— По понятиям жить правильно (они вообще любят это слово — «правильный» — М.К.)
— Кто такие лохи?
— Ну, это ботаники, кто послабее, за себя постоять не может, допускает, чтобы с ним разговаривали дерзко, на разводки ведется либо просто умом слаб — таких очень много в любой школе. И тут расклад такой — либо ты правильный человек, либо ты лох. Выбор простой. И если ты лох, значит, тебя будут «рвать».
— А что, в жизни есть только эти правила? По другим принципам жить нельзя?
— Нет, можно только так. Справедливость должна быть. Кто сильнее, тот и прав, разве не так в реале происходит?
— По-моему, есть вещи, на которые ты имеешь право, и те, на которые ты права не имеешь. Вот те, кто в тюрьме отсидел, они и живут по понятиям. Ты же не сидел?
— Нет, и не особо собираюсь! Просто так удобнее (молодец Серега, откровенный парень! — М.К.). Я реально в школе делаю, что хочу, — могу деньги отжать, мобилу, могу, правда, и помочь, если просят. И никто это не остановит. Учителя — им это без разницы. Наверное, думают — играют детки.
— Играют?
— Да какие игры, это реальная жизнь.
— А ты не боишься, что кому-нибудь это надоест и он просто на тебя в милицию заявит?
— Ну, это он пусть сначала подумает хорошо (с усмешкой). Я не хочу загадывать. Заявит — будем разбираться.
…Такой вот Серега. Скажу честно, меня этот парень удивил. Удивил не только абсолютным цинизмом и наглостью, но в основном полной уверенностью в собственной правоте. Тут я вспомнил о моем прежнем соседе — жили когда-то на одной лестничной клетке. Дядя Вася — так его все называли — уже старый, ему сильно за 70. По его собственным словам, 14 лет из них он провел в тюрьме. У него была интересная особенность — дверь в квартиру он, заходя, никогда не открывал полностью — только на четверть, как в камеру. Привычка. Выпив принесенного мною своего любимого «Жигулевского», дядя Вася в ответ на мой рассказ о Сереге горестно вздыхает: «Не понимают детки, во что ввязываются. Мы в тюрьме СИДИМ, а они в тюрьму ИГРАЮТ. Бред какой-то! А что не попали туда до поры до времени — пусть не зарекаются. Точно тебе говорю — добром это не кончится».
Вакуум
Трудно сказать, откуда это взялось. Как вышло так, что асоциальные взгляды на жизнь перешли на почву подросткового сознания, а воровская мораль заменила вековые общечеловеческие ценности? Возможно, правда заключается в том, что в воспитании детей дома и в школах из-за элементарного невнимания к ним и нежелания взрослых видеть очевидные вещи присутствуют обширные «черные дыры», вакуум, который и заполняется такой простой, понятной и удобной «моралью». По мнению сотрудников «Службы профилактики экстремистской деятельности в молодежной среде города Сочи», в случае «А.У.Е.» мы имеем дело уже далеко не просто с детскими шалостями, а с очень серьезной социальной проблемой, существование которой пока, к сожалению, не торопятся признавать официальные структуры.
P.S. Редакция «Наш дом — Сочи» предлагает всем заинтересованным сторонам принять участие в обсуждении данной темы.
Михаил КОНСТАНТИНОВ